При этом, опыт интернет-покупок у россиян есть. По данным PwC, в 2009 году 80% пользователей Рунета покупали что-либо сети, причем, почти все их них делают это регулярно: 74% респондентов покупали что-либо в последние три месяца на момент проведения опроса. Для сравнения, в США аналогичный показатель составляет 90% ( лидер мирового рейтинга – Южная Корея, 99%). Тем не менее, механизмы, используемые для оплаты в России и других странах, различаются весьма существенно. Можно выделить четыре важных отличия:
- доля оплат по кредитным картам в России существенно меньше, при том, что дебетовые карты используются, примерно, одинаково;
- наличные курьеру или при самостоятельном получении товара – самая распространенная практика только в России;
- почтовый и денежный переводы все еще популярны у наших соотечественников, а вот доля платежных систем типа PayPal - наоборот;
- россияне не слишком боятся пересылать деньги через мобильный телефон.
Анализ этих различий мог бы помочь понять, где находятся потенциально перспективные ниши быстрорастущего рынка. Впрочем, для этого не всегда не требуются детальные исследования. Скажем, отсутствие страха перед использованием для оплаты мобильных телефонов – скорее всего, дело временное. Мобильные мошенники могут быстро приучить абонентов быть аккуратнее, если, конечно, на помощь к последним не придут операторы сотовой связи. Однако в любом случае, доля платежей через мобильные телефоны вряд ли будет самой большой.
Популярность в России денежных и банковских переводы – это, очевидно, наследие прошлого, вынужденная мера, используемая за неимением ничего лучшего. Растущее проникновение Интернет и развитие платежных онлайн-систем, скорее всего, выровняет ситуацию. Остаются кредитные карты. Что мешает их использованию в России?
Распространенность пластиковых карт, благодаря активности банков, достаточно велика – в 2009 году, по данным «Левада-центр», ими владели 38% россиян. Чтобы выяснить, почему же наши сограждане не спешат ими воспользоваться для онлайн-покупок, компания Online Market Intelligence (OMI) специально для R&T провела онлайн-опрос (см. Таблицу 2) .
Таблица 2. Какие факторы являются для Вас отталкивающими при оплате онлайн-покупок банковскими картами?
Варианты ответов
|
Доля согласившихся с утверждением, %
|
Сведения о моей карте могут стать известны злоумышленникам
|
59,9%
|
Я не понимаю, как ввести данные карты
|
4,2%
|
Я доверяю только известным интернет-магазинам
|
28,9%
|
Я не доверяю интернет-магазинам
|
23,4%
|
У меня нет опыта онлайн-покупок
|
22,5%
|
У меня есть негативный опыт покупок в интернет-магазинах
|
8,6%
|
Другие причины
|
4,7%
|
Нет никаких отталкивающих факторов
|
11,0%
|
У меня нет банковской карты
|
6,2%
|
Примечание: в опросе приняли участие свыше 1600 респондентов, проживающих в крупных российских городах. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Источник: Online Market Intelligence (OMI)
Как показали данные опроса, наиболее значимый фактор, удерживающий россиян от ввода данных своей банковской карты – это опасение того, что этой информацией могут воспользоваться злоумышленники. С таким утверждением согласились 60% респондентов. Впрочем, это средний показатель – чем выше уровень дохода респондента, тем значимее для него угроза мошенничества. Как ее преодолеть? Анализ распределения ответов по социально-демографическим признакам, указывает на два пути.
Молодые люди, имеющие небольшой опыт онлайн-покупок склонны не доверять интернет-торговле в принципе. Те, кто постарше, а также те, кто побогаче, предпочитают делать покупки только в известных местах с хорошей репутацией, избегая опасных с их точки зрения экспериментов. Вывод для интернет-магазинов понятен: для одной целевой аудитории нужны пробные покупки, для другой – наличие сильного бренда. Попытки же поймать двух зайцев сразу, в виртуальном мире, равно как и в реальном, имеют немного шансов на успех.
Дмитрий Фролов, Главный редактор Research&Trends
RESEARCH&TRENDS