Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Настоянный минимум

Вслед за установлением минимальных цен на водку государство взялось за настойки, что будет способствовать дальнейшей легализации российского алкогольного рынка

В России с 1 июня 2010 года вводится минимальная цена на ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% (за исключением водки) для розничной продажи. Соответствующий приказ Росалкогольрегулирования зарегистрирован в Минюсте 13 мая и подписан неделю спустя. Согласно новым правилам, минимальные розничные цены на напитки крепостью от 28% будут рассчитываться исходя из минимальной цены водки, то есть около 2,2 рубля за каждый процент массовой доли чистого спирта. Таким образом, стоимость настоек крепостью до 29% составит минимум 65 рублей, до 35% – 78 рублей за 0,5 л. Розничная цена на спиртное в таре другой емкости будет определяться пропорционально минимальной за 0,5 л (минимальная цена 0,7 л настойки крепостью 28?29% составит 91 рубль, а 1 л – 130 рублей).

Помощь легалам

С Нового года минимальная розничная цена на водку 89 рублей за 0,5 л уже была введена. Однако, по словам представителей Росалкогольрегулирования, предприимчивые теневые производители стали вместо нее продавать всевозможные настойки и даже коньяки. Как полагают в ведомстве, новые меры должны помочь прежде всего легальным производителям, так как устранят эту лазейку. Установление пороговой минимальной цены не даст возможности «дешевому некачественному алкоголю конкурировать за счет демпинга с качественной продукцией».

«Когда с января 2010 года вся водка стала стоить столько, сколько и должно быть, – 89 вместо 50 рублей, производители ликеро-водочных изделий тут же воспользовались этим, – рассказывает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз. – Если ранее ликеро-водочная продукция продавалась по 80, 90 рублей и дороже, то уже в середине января появились крепкие горькие настойки по 60 рублей. То есть их попытались внедрить вместо подорожавшей водки».

Участники рынка считают, что нововведение никак не повлияет на рентабельность легальных производителей и на рынок настоек, а действительно ударит только по теневому рынку. «Это нововведение никоим образом не отразится на рынке настоящих настоек, то есть тех, которые произведены легально и по составу действительно являются настойками, – говорит генеральный директор промышленной группы „Ладога“ Вениамин Грабар. – Причина в том, что для настоек акциз и, соответственно, НДС рассчитываются по точно такой же методике, как и для водки. Стало быть, процесс ценообразования аналогичен. На самом деле под видом настоек до 1 июня скрывается нелегально произведенная водка, которая продается ниже минимально разрешенной цены».

Первые результаты

До недавнего времени доля нелегального алкоголя на российском рынке оценивалась примерно в 30?40%. Участники рынка констатируют, что введение минимальной розничной цены вкупе с многочисленными проверками производителей и дистрибуторов, которые проводило Росалкогольрегулирование, уже дало положительный эффект: по официальным данным, производство нелегальной водки сократилось, а легальной – выросло. 

«В результате последовательного повышения уровня минимальных цен на водку до 89 рублей за пол-литровую бутылку начал работать рыночный механизм отбора поставщиков, – поясняет аналитик ИК „Энергокапитал“ Александр Игнатюк. – Например, в первом квартале 2010 года производство нелегальной водочной продукции в России упало почти на 30%, легальный же сегмент вырос почти на 10%, при том что совокупное потребление водочной продукции уменьшилось на 9%. Частично снижение потребления нелегальной водки в действительности компенсировалось увеличением на 20?40% сегмента спиртосодержащих напитков, а это до 15% всего рынка алкоголя. Но нововведение Росалкогольрегулирования как раз и направлено на то, чтобы закрыть эту нишу для нелегальных производителей».

В то же время контроль над розничными ценами даже на все виды крепкого алкоголя – недостаточная мера для борьбы с теневым производством, уверены в Росалкогольрегулировании. После 1 января, несмотря на то что минимальная розничная цена уже была установлена, в магазин водка могла поступать и по 40, и по 50, и по 60 рублей. Поэтому следующим шагом, который должен нанести решающий удар по теневому рынку, станет получение контроля над отпускными ценами производителей. Пример подобного регулирования цен и в опте, и в рознице существует – еще в 2009 году оно введено на Украине. Правда, там с 1 июля 2009?го серьезно выросла ставка акциза и рынок нелегального алкоголя за этот период удвоился. Но эксперты замечают, что пока ставка акциза и минимальная цена были подъемными, от программы наблюдался только положительный эффект.

Производители – следующие

Росалкогольрегулирование уже подготовило проект приказа, которым с июля 2010 года устанавливается минимальная стоимость водки не только для розницы, но и для оптовой продажи. При расчете были взяты следующие показатели: исходя из уже принятых 89 рублей в рознице, дистрибуторам дается 10% наценки, розничной торговле – 15%. Таким образом, производитель не сможет продавать ее дешевле 70 рублей за 0,5 л, оптовик – дешевле 77.

В то же время участники рынка говорят, что в реальности это приведет к росту розничных цен, так как дистрибуторы завышают их на 18?20%, а наценки в розничной торговле могут составлять до 30?35%. Таким образом, после установления минимальной цены для производителей легальная водка будет стоить в магазине более 100 рублей.

«Уже на сегодняшний день 89 рублей – достаточно низкая цена для легальной водки, – продолжает Вадим Дробиз. – Существуют только два случая, при которых может быть такая цена, – если водка продается в фирменном магазине или, например, торговая сеть имеет собственные распределительные центры и не пользуется услугами дистрибуторов. В остальных случаях, особенно когда по такой цене продавалась водка, привезенная из других регионов, это практически всегда означало, что она нелегальная».

По прогнозу ЦИФРРА, новая мера позволит существенно сократить уровень нелегальной водки в течение следующего полугодия. Предполагается, что к осени объем «паленой» водки упадет на 60?65%. В перспективе госрегулирование цен можно ввести на весь алкоголь, а не только на крепкий. То есть будут определены цены на коньяк, сухие натуральные вина, вина игристые и шампанские и пр.

Все равно мы пить не бросим

Правда, возможны и негативные последствия алкогольной реформы, например часть населения из-за подорожания может перейти в сегмент суррогатов – спиртосодержащих жидкостей, самогона, технических спиртосодержащих жидкостей, аптечных настоек. Но и с этим можно бороться.

Например, в 2006 году все препараты вроде настоек боярышника, зверобоя, овса, перца, чеснока, подорожника и пр. внесены Росздравнадзором в список лекарственных средств, употребляемых как алкогольные суррогаты. А это привлекло повышенное внимание надзорных органов к продаже таких лекарств.

В результате, по данным Союза производителей галеновых лекарственных препаратов, с 2007?го по 2009 год среднегодовое снижение продаж аптечных настоек составило 16?17%. Отдельные виды подобных лекарств потеряли еще более существенно: настойка зверобоя, например, просела на 91%, овса – на 65,5, стручкового перца – на 64, боярышника – на 79, чеснока – на 75, подорожника – на 38%, а некоторые спиртосодержащие препараты («Крагэтус», «Седофлор» и т.п.) исчезли вовсе.




Маргарита Арановская

Санкт-Петербург



Журнал "Эксперт"
31.05.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов