Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Козырные смарты

На рынке смартфонов сложилась интересная картина. В то время как Blackberry единолично держит первое место, за второе и третье идет нешуточная борьба, в которой, с одной стороны, выступает Apple, а с другой — все остальные производители, возглавляемые компанией Google. В качестве оружия уже используются не только пиар-кампании, но и судебные иски

На второй-третий рассчитайсь
В сегменте смартфонов, одного из самых перспективных направлений цифровой техники, конец нынешней весны оказался на редкость оживленным. Главной новостью мая стало сообщение исследовательской конторы NPD Group. Она опросила 150 тыс. человек в США и выяснила следующее: количество проданных смартфонов на базе операционной системы Android, разработанной Google, впервые превысило количество аппаратов, работающих на iPhone OS (то есть iPhone разных поколений) — 28% против 21%. Лидером американского рынка, как и прежде, остались телефоны Blackberry канадской компании Research in Motion — 36% всех продаж. Эти данные NPD объясняла так: в то время как Apple в течение ближайших пяти лет будет сотрудничать исключительно с сотовым оператором AT&T (32% американского рынка мобильной связи), те, кто продвигает Android, кооперируются сразу с несколькими компаниями, в частности с Verizon (30% рынка) и Sprint (15% рынка).

Информация о подвижках в тройке лидеров у большинства аналитиков не вызвала удивления. Например, Эзра Готтхайль из Technology Business Research заявил, что работа с одним сотовым оператором (к тому же испытывающим затруднения с самого начала рецессии) не может не сказаться на объемах продаж, и "проигрыш андрофонам должен подсказать Apple мысль подружиться и с другими провайдерами мобильной связи". Те, кому эта мысль пришлась не по вкусу, не забыли упомянуть, что высокий уровень реализованных Android-устройств стал возможен благодаря тому, что масса таких телефонов выдается бесплатно тем, кто покупает контракт мобильного провайдера, то есть покупатель не голосует кошельком за аппарат, а просто выбирает дармовую опцию.

Представители "яблочников" свежие данные исследовательской компании просто решили поставить под сомнение. Пресс-центр Apple распространил заявление, в котором приводилась информация из двух других источников, и по ней выходило, что Android не сумел обогнать iPhone. В частности, компания ComScore в своем исследовании сегмента в феврале 2010-го сообщила о 9-процентной доле Android, в то время как за iPhone оказалась аж четверть всего американского рынка. Международная аналитическая фирма International Data Corporation (IDC) составила статистику по производителям и объявила, что в первом квартале 2010 года Apple продала 8,75 млн смартфонов, в то время как главные представители Android-аппаратов — HTC и Motorola — вместе реализовали только 5 млн. По поводу последней информации противники компании Стива Джобса резонно замечали, что с учетом более мелких производителей (Samsung и другие) число доставленных до потребителя андрофонов вполне может перекрыть показатели iPhone. Но им оказалось совершенно нечего возразить на упоминание Apple ее успехов на мировом рынке, которые позволили увеличить число проданных телефонов на 131% и завершить квартал с рекордными показателями прибыли.

Свою версию происходящего на рынке смартфонов вскоре огласил главный руководитель Google Эрик Шмидт. Он заявил, что по данным на середину мая, компании ежедневно продают 65 тыс. аппаратов на базе Android. Это означает, что за второй квартал текущего года можно ожидать не менее 5,85 млн проданных андрофонов, что наверняка окажется меньше показателей iPhone, при условии, что тот не снизит темпов продаж. Про мировой рынок Шмидт особо распространяться не стал, поскольку там доминируют вовсе Symbian и Windows Mobile, но выразил уверенность, что покупатели за пределами США вскоре оценят усилия Google по созданию "абсолютно открытого и свободного мобильного сообщества", поскольку в отличие от конкурентов его компания позволяет производителям мобильных телефонов использовать свои разработки бесплатно.

Неспортивное поведение
Что бы соперники Apple ни говорили в официальных обращениях и на встречах с прессой, их действия демонстрировали их самую серьезную озабоченность стремительным ростом детища Стива Джобса. Самым популярным средством выражения этой озабоченности стали судебные иски и обращения в комиссию по международной торговле США с претензиями. Прямой конкурент Apple, тайваньский концерн HTC, заявил о том, что при выпуске своей продукции Apple нарушила пять его патентов из области уникальных разработок программного обеспечения и технологии производства мобильных устройств. В связи с этим HTC предложил комиссии по международной торговле запретить продажи всей "яблочной" продукции на территории США. Правда, это обращение последовало после того, как Apple сама пожаловалась в комиссию на нарушение 20 своих патентов тайваньским производителем.

Самая обширная патентная битва у Apple развернулась с Nokia, которая, как предполагают некоторые эксперты, в связи с "яблочной" экспансией опасается за мировые продажи своих смартфонов, работающих на операционной системе Symbian. В октябре 2009-го финская компания обратилась в окружной суд штата Делавэр с исковым заявлением, где утверждала, что в iPhone используется 10 разработок, патенты на которые принадлежат ей. Немедленно последовал ответный иск Apple, которая насчитала 13 нарушенных Nokia патентов. Затем конкуренты с интервалом в месяц посетили комиссию по международной торговле, и каждый требовал полного запрета на продажу продукции другого на территории США. Последний виток противостояния обозначился 8 мая, когда финны подали очередной иск к Apple, обвинив компанию в нарушении пяти своих патентов при изготовлении планшетника iPad 3G и смартфона iPhone 3GS. Ответного шага юристы Стива Джобса пока не сделали.

Одновременно с судебными разбирательствами идет война черного пиара, в основном на территории зарубежных техноблогов, влияние которых на конечного покупателя смартфонов, по крайней мере в США и Европе, не стоит недооценивать. До сих пор неясно, как следует воспринимать историю с потерянным (или украденным) прототипом iPhone четвертого поколения: стоит ли засчитать ее в плюс Apple, поскольку многим прототип понравился, или все же в минусы, раз пропал элемент неожиданности, которыми славятся презентации новых продуктов компании с участием Стива Джобса. Действия Apple и ее противников давали повод блогерам, поддерживающим противоборствующие стороны, ставить им весьма жесткие оценки. Например, многие обратили внимание на то, что при расследовании похищения iPhone "яблочные" юристы напустили полицию на редактора техноблога Gizmodo, который обозревал прототип. Та приехала с обыском и изъяла из дома журналиста системные блоки его компьютеров. Кто-то даже поспешил объявить Джобса сторонником полицейской диктатуры. Однако не меньше интернет-пользователей замечают, что в своем типичном поведении функционеры Google ведут себя в стиле Microsoft, а именно ориентируются не на простых пользователей, а на корпоративных клиентов, которым нередко навязывают продукты и услуги, пользуясь монопольным владением единственным удачным продуктом, будь то операционная система или интернет-поисковик. Весьма радикальный "яблочник" Майк Ли из Tapulous, одной из самых известных компаний-разработчиков ПО для устройств Apple (серия приложений TapTap), в одном из последних постингов в своем блоге так и вовсе заявил, что нападки, которыми пользуются противники Apple в своих пиар-кампаниях, звучат точно так же, как претензии республиканцев к деятельности президента Обамы. Параллель, возможно, чересчур смелая, но трудно не видеть, что часто Apple критикуют за его уникальные особенности и именно их предлагают опасаться.

Презентация на завтра
Борьба за главенство на рынке смартфонов, вскипевшая по весне, летом обещает раскалиться добела. Уже 7 июня Стив Джобс на ежегодной конференции разработчиков Apple WWDC представит iPhone 4.0. Поклонники продукции компании считают, что у нового смартфона есть все шансы повторить успешный старт планшетника iPad, а значит, устройствам на базе Android снова придется сильно потесниться на рынке. В то же время Google будет активно продвигать грядущие андрофоны HTC Droid Incredible (вместе с сотовым провайдером Verizon) и HTC EVO 4G с поддержкой WiMax (вместе со Spirit). К великому сожалению Шмидта и компании, старт собственного "убийцы iPhone", смартфона Nexus One, стал малоудачным: его продажи через интернет не оправдались, и Google объявил о сворачивании этой части проекта, а в апреле выяснилось, что несмотря на достигнутое ранее соглашение, Verizon и Spirit не будут продавать "нексусы" через свои сети. Тем не менее разработчики Android рассчитывают со временем оправдать расчеты дружественных экспертов, которые не только предрекают победу над Apple на домашнем рынке, но и ждут второго места на международном, вслед за Symbian, хотя только к 2011 году, не раньше.

Единственным обстоятельством, которое сильно портит соревновательные чувства разработчиков Android-устройств, является тот факт, что в отличие от них Apple своим смартфонам создала собственную нишу и теперь ведет в ней бизнес как будто бы исключительно для себя, получая хорошую прибыль и неуклонно повышая капитализацию компании. Как говорят ехидные блогеры, вряд ли Стив Джобс будет плохо спать из-за того, что в каком-то списке его фирма оказалась на третьем месте.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

КоммерсантЪ-Деньги
04.06.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов