Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Полис относительной недоступности

В следующем году покупать полисы ОСАГО наверняка придется на треть дороже. Тарифы вырастут вместе с предложенным Минфином увеличением лимитов выплат по ущербу здоровью и имуществу пострадавших в ДТП. Рост сборов на руку страховщикам, задыхающимся от убытков по ОСАГО. Но ощутят ли автомобилисты, что выплаты увеличились? Страховщики их занижают, и непонятно, что помешает им действовать так и дальше.

Зона повышенной ответственности
Тарифы на ОСАГО увеличатся более чем на треть в следующем году. Министерство финансов направило в Российский союз автостраховщиков (РСА; профессиональное объединение компаний, занимающихся ОСАГО) проект поправок к закону об ОСАГО, которые предполагают существенное увеличение выплат в системе обязательной "автогражданки". Страховщики, естественно, в ответ хотят увеличения собираемых ими премий. Минфин не против.

Законопроект предлагает поднять размер выплат за причинение вреда имуществу до 200 тыс. руб. каждому потерпевшему (сейчас платят в пределах 120 тыс. руб., но не более 160 тыс. руб. на страховой случай). Выплаты за причинение вреда здоровью или жизни увеличатся еще существеннее, до 500 тыс. руб. каждому заявителю (сейчас всего лишь 160 тыс. руб.).

Соответствующие изменения в законе должны были вступить в силу еще 1 марта: законопроект, высланный Минфином страховщикам 27 мая 2010 года, был готов прошлым летом. Но тогда он не добрался до парламента: специалисты Минфина как раз изучали, как увеличение выплат скажется на стоимости полисов.

То, что с ОСАГО надо было что-то делать, очевидно. Убыточность операций по "автогражданке", то есть отношение выплаченных убытков к собранным премиям, во многих регионах близко к 100%. За семь лет существования этого рынка в результате отзыва лицензий прекратили существование 46 компаний—членов РСА, и 17 из них — в 2009 году. В этом году Федеральная служба страхового надзора уже успела отозвать лицензии у четырех членов РСА — компаний "Арбат", "Империя страхования", "Информстрах" и "Руксо". Еще больше страховщиков, которые лицензий пока не лишились, но их деятельность уже приостановлена регулятором. Обычно так бывает перед отзывом.

Ожидается, что окончательная версия поправок к закону об ОСАГО попадет в правительство в июле, к осени окажется в Госдуме. Участники рынка не сомневаются, что 1 января 2011 года изменения вступят в силу. "Серьезные изменения в лимитах страховых сумм, а также в системе выплат требуют корректировки стоимости полисов: чтобы хотя бы сохранить убыточность ОСАГО на текущем уровне, придется увеличить страховые тарифы на 35-40%",— объясняет начальник управления методологии страхования РСА Алексей Карпицкий.

Базовые тарифы на полисы ОСАГО не менялись с 2003 года, то есть ни разу за время существования "автогражданки". За это время все подорожало, включая запчасти для ремонта автомобилей. Теперь (и сразу более чем на треть) изменят базовые ставки, которые пока еще составляют 1980 руб. для частных автовладельцев (для компаний — 2375 руб., их базовые тарифы предполагается уменьшить).

Строго говоря, полисы дорожали и раньше, но лишь за счет изменения дополнительных коэффициентов, на которые умножают базовую ставку. Так, на итоговую стоимость полиса влияют территориальные коэффициенты, система коэффициентов "бонус-малус" — в зависимости от того, как часто водитель попадает в ДТП, а также коэффициентов, характеризующих мощность машины, количество водителей, вписанных в полис, и срок действия страховки. В прошлом году в половине регионов вырос территориальный коэффициент, это увеличило стоимость полисов на 11% (в среднем по стране до 2,4 тыс. руб.). Страховщики тогда вообще обещали правительству уйти из ОСАГО, если оно не разрешит поднять цены. В итоге, в том числе благодаря этой мере, сборы в системе ОСАГО в 2009 году выросли на 6,7%, до 85,8 млрд руб. Полисов при этом продали на 1,5 млн меньше, чем в 2008 году,— сказался коллапс автомобильного рынка. Объем выплат увеличился, но незначительно, меньше чем на 6%, до 46 млрд руб. Средняя выплата в 2009 году составила 24,4 тыс. руб., всего на 3% больше, чем годом ранее. Стоимость ремонта и запчастей для автомобиля в прошлом году выросла в несколько раз больше.

Платите на здоровье
"В начале действия закона об ОСАГО лимита выплат по "железу" хватало в 95% случаев, сегодня — максимум в 80%. В оставшихся 20% случаев возмещение идет не только через ОСАГО, но и через суды с виновниками аварий, через каско эти выплаты в статистику не попадают. Не попадают туда и выплаты, которые производятся через РСА за обанкротившиеся компании",— говорит Дмитрий Маркаров, первый заместитель генерального директора компании "Росгосстрах".

Так что повышение выплат на ремонт "железа" — это, так сказать, ответ на инфляцию. Более принципиальное изменение у компенсаций за причиненный в авариях ущерб здоровью.

"Сейчас в случае потери кормильца в ДТП выплата составляет 135 тыс. руб., в прочих случаях речь идет лишь о фактических расходах на лечение и при условии, что клиент не мог получить его в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Поэтому в отличие от западного опыта львиная доля выплат по ОСАГО в России приходится на "железо", а не на здоровье",— говорит вице-президент группы "Ренессанс страхование" Федор Воронин.

Компенсацию в случае вреда здоровью выбить безумно сложно, поскольку формально ОМС покрывает почти все, за исключением экзотики вроде каких-нибудь титановых протезов, добавляет юрист Сергей Беляков, автор сайта greycardinal.ru ("Как бороться со страховой компанией"). В общем объеме выплат по ОСАГО доля компенсаций ущерба здоровью мизерна. "При этом на них постоянно переводят стрелки, когда речь заходит об убытках страховых компаний",— замечает юрист.

Теперь изменится не только размер "выплат на здоровье", но и подход к начислению компенсаций.

"Выплаты будут осуществляться по системе, схожей со страхованием от несчастного случая, то есть исходя из характера травмы. Таким образом, выплаты по жизни и здоровью в рамках ОСАГО будут практически в 100% случаев",— предсказывает Федор Воронин. Если будет так, доля лечения людей в расходах страховщиков значительно увеличится за счет доли ремонта машин. "При этом убыточность возрастет колоссально, поэтому изменения лимитов важно рассматривать в сочетании с соответствующим пересмотром тарифов",— считает Федор Воронин.

Борьба за свободу тарифов
Законопроект не только увеличит страховые выплаты. Минфин вводит понятия минимальных и максимальных тарифов. В теории это позволит страховщикам конкурировать в системе ОСАГО за счет цен. Компании, впрочем, полагают, что цены должно устанавливать правительство (как это происходит сейчас), ссылаясь на то, что от действий недобросовестных игроков пострадают автовладельцы и страховое сообщество, которому придется платить по счетам компаний, обанкротившихся в результате демпинговых войн.

До сих пор автовладельцам было все равно, полис какой компании покупать. Сейчас ОСАГО вообще напоминает дополнительный налог на транспорт. Ситуация по идее может меняться с развитием системы прямого возмещения убытков (ПВУ), которую ввели прошлой весной: если не вы виновник аварии, можете обращаться не в компанию, выдавшую полис виновнику, а к своему страховщику.

Пространство для ценовой конкуренции в ОСАГО существует, соглашается Федор Воронин. 77% стоимости полиса идет в фонд выплат, остальное — так называемые расходы на ведение дела (РВД). Это стоимость полисов, их оформления, другие операционные издержки, затраты на персонал, связь, услуги клирингового центра, определения стоимости убытков независимыми экспертами и т. д. Из этих же денег компании производят отчисления в резервные фонды РСА. За счет экономии на РВД компании, по словам Воронина, могли бы делать скидки. Дополнительно снизить цены могли бы страховщики, практикующие прямые продажи: по крайней мере, в случае с каско полисы компаний, обходящихся без посредников, обычно дешевле. Впрочем, пока законопроект допускает разные трактовки, продолжает Федор Воронин: возможно, компании смогут не только предоставлять скидки, но и, напротив, увеличивать стоимость полиса.

Заметим, в 2006 году Федеральная антимонопольная служба уже предлагала предоставить страховым компаниям возможность делать скидки за счет РВД. Росстрахнадзор тогда же выступил со встречным предложением: зафиксировать цены на базовую услугу и одновременно разрешить страховщикам дополнить ее какими-нибудь платными сервисами по аналогии с каско. Конкретных шагов, впрочем, не последовало.

"В преамбуле закона об ОСАГО сформулирована главная цель — защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного в результате использования транспортных средств иными лицам,— говорит Алексей Карпицкий.— Защитить интересы потерпевшего может финансово устойчивая страховая организация, устойчивость же достигается во многом за счет адекватных страховых тарифов. Борьба за страхователей при помощи тарифной политики не должна быть на первом плане".

Уже сейчас многим страховщикам не хватает сборов на покрытие всех расходов, говорит Светлана Гусар, директор по развитию страхования компании МАКС. И демпинг на полисах, как показывает печальный кризисный опыт, ведет не к захвату рынка, к уходу с него.

"Сейчас низкие тарифы — это не инструмент конкурентной борьбы, а путь к массовому банкротству страховщиков и появлению десятков тысяч обманутых клиентов,— считает заместитель генерального директора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов.— Конкурировать надо за счет качества услуг, что позволяет делать система ПВУ".

Среди членов РСА есть, впрочем, и компании, относящиеся к либерализации тарифов более оптимистично. "Стоит пресекать действия компаний, деятельность которых заведомо может принести вред потребителю, но на этом пределы регулирования должны заканчиваться,— говорит Мария Мальковская, директор по страхованию и развитию бизнеса компании "Интач страхование".— Рынок сам себя отрегулирует. Демпингующая компания не сможет конкурировать и уйдет. С компанией, завышающей тарифы, произойдет то же самое".

Кроме того, продолжает Мария Мальковская, свободные тарифы помогут сгладить эффект от грядущего роста цен: "Возможно, какие-то компании наконец позволят себе делать легальные скидки. Ни для кого не секрет, что зачастую агентам платится до 20% комиссионных. Вырастут тарифы, скорее всего, в тех регионах, где всегда были низкие коэффициенты по ОСАГО и оно всегда было убыточным".

На Западе шли к свободным тарифам десятилетиями, напоминает Дмитрий Маркаров: "И мы также предполагали эволюционную форму, от установления тарифов постановлением правительства, как сегодня, к регулированию профобъединением и в перспективе — к свободным ценам". Сейчас же профессиональное сообщество не готово взвалить на себя ответственность за выплаты по полисам, которые выдают будущие банкроты. РСА уже исчерпал фонд, где собраны средства на выплаты по полисам страховщиков, лишившихся лицензии, пришлось распечатать другой, резерв гарантий, который используется, если виновник аварии не застрахован вовсе или скрылся с места происшествия.

Сейчас в резерве гарантий 7,8 млрд руб., но есть вероятность, что и этот фонд будет исчерпан, замечает Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент". Оптимистам он советует вспомнить, что в 2008-2009 годах происходило в банковской сфере: "Легко начать, что называется. Если у РСА кончатся деньги, придется просить их у бюджета, мы проходили это с банками". Если же в ОСАГО появятся свободные тарифы, риск для бюджета может оказаться ниже, продолжает Александр Осин: "Это может ускорить консолидацию рынка, подтолкнуть крупные компании к тому, чтобы задавить мелких игроков. Хорошо, если лидерам удастся пережить ситуацию без стрессов. Что мы видим сейчас? Прибыль упала, в 2009 году была почти нулевой. Реальные доходы населения выросли на 1%, даже традиционно оптимистичные в прогнозах правительственные структуры ожидают роста на уровне 3-4% по итогам этого года. ОСАГО ожидает спад, многие уже ездят без полисов".

Интересно, что автолюбители, которые в последнее время активнее других категорий граждан отстаивают свои права, рост тарифов воспринимают как неизбежное зло. Так, Федерация автовладельцев России (ФАР) акции по этому поводу не планирует. "Повышение премий не нравится никому. Все понимают, что так не может продолжаться, с увеличением лимитов выплат ничего не изменится",— говорит Сергей Канаев, учредитель ФАР. Автоюристы придерживаются той же точки зрения: главная проблема ОСАГО не в том, что максимальные суммы недостаточны, а в том, что и минимальные выплаты получить бывает непросто.

"Занижать выплаты начинают уже от 30-40 тыс. руб., и то, что лимиты увеличат, не значит, что здесь что-то изменится,— считает Янина Демина, главный юрист компании "Дороги и право".— Проблема в том, что у страховщиков есть карманные эксперты, которые подбивают выплаты под те суммы, которые компания готова осуществить".

С этим согласен и юрист Сергей Беляков. Минфин, по его словам, предлагает здравые вещи. Но те компании, которые раньше считали выплаты в минус, будут считать так и дальше, получая при этом от клиентов увеличившиеся на треть премии.

Как подорожает ОСАГО

Марка автомобиля, мощность
Стоимость*
полиса до 1
января 2011
года
Стоимость**
полиса
после 1
января 2011
года
Hyundai Getz, 66 л. с.28513706
ВАЗ-2105, 71 л. с.31684118
ВАЗ-2170 (Lada Priora), 80,
9 л. с.
31684118
Ford Focus II, 115 л. с.38014941
Honda Civic, 141 л. с.44355766
Mitsubishi Outlander XL,
170 л. с.
50696590
BMW 325i, 218 л. с.50696590
Nissan Patrol, 245 л. с.50696590
*Рассчитана для автовладельца из Москвы возрастом 30 лет с пятилетним безаварийным стажем.
**Рассчитана исходя из минимально возможного подорожания полисов ОСАГО на 30%.


ОЛЕГ ХОХЛОВ

КоммерсантЪ-Деньги
23.06.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов