Издатель Сергей Снегирев, основатель и главный редактор «Клаксона»
«Нельзя из газеты делать сточную канаву»
В этом году первая в России частная автомобильная газета «Клаксон» отметила свое 20-летие. В интервью «НИ» основатель и главный редактор «Клаксона» Сергей СНЕГИРЕВ рассказал, почему первое время газету не хотели брать на реализацию, что такое «правило пивной кружки» и как журналисты издания помогают корейцам делать машины.
– Трудно столько лет быть главным редактором?
– Еще бы! У нас ведь как на войне – год за четыре можно считать. Пытался пару раз передать бразды в другие руки. Но, к сожалению, ничего не получилось...
– Почему?
– Наверное, потому, что я очень требовательный. Некоторые почему-то считают, что профессия журналиста – это очень легко. Писать-то все умеют... Но нельзя из газеты делать сточную канаву, куда можно сливать все, что вздумается. У каждого издания должны быть свои требования не только к подбору темы будущих материалов, но и к их подаче. У нас нередко были такие случаи: сидит человек месяц, полгода, год, что-то пишет, но в газету почти ничего не идет – уровень не тот. А потом этот человек переходит в другую редакцию, и все, что он писал, сидя у нас, выходит в этом издании полным объемом, без сокращений... Только многие из таких изданий почему-то долго на рынке не продержались. Они просуществовали ровно столько, сколько в них вливали деньги. И когда этот живительный поток перекрывается, выясняется, что издание не может само себя прокормить.
– А «Клаксон» может?
– Пока – да!
– И кризис вам не помешал?
– Почему же? Сильно просели, как и весь российский автомобильный бизнес. Мы же напрямую связаны. Стало меньше рекламы, меньше дохода, меньше прибыли. До кризиса у нас было 40 полос рекламы, а сейчас – 15–20.
– Выход из кризиса, по вашим ощущениям, начался?
– Не только по ощущениям. Последние итоги продаж автомобилей в России говорят о положительной динамике. Так что, думаю, самые трудные времена уже позади.
– А как начался «Клаксон»?
– Это целая история. Я больше десяти лет работал в газете «Труд», которая была как бельмо в глазу ЦК КПСС – ведь наш тираж значительно превышал тираж главного партийного органа «Правды» и всех остальных официозных изданий. Коммунисты решили, что это недопустимо, и назначили в «Труд» главным редактором «своего» человека. Причем они точно знали, что этот парень развалит газету... В общем, работать с таким главным было просто невозможно. Газета становилась скучной, неинтересной... Ну и деньги нужны были – на квартиру, на семью... Вот я и решил попробовать себя в издательском бизнесе.
– Почему занялись именно автомобилями?
– Я хотел издавать прибыльное издание. Естественно, для мужчин. А чем мы, мужики, более всего увлекаемся? Женщинами, оружием и автомобилями! Издание о женщинах? Но это должно было быть что-то похожее на «Плейбой» – цветное, качественное... А где деньги взять? Про оружие? Но в то время это была вообще запретная тема. Вот я и остановился на автомобилях. Да и мне тема была близкой – я ее вел в «Труде», имел хорошие связи с советским автопромом, даже участвовал в каких-то заграничных полулюбительских ралли... У меня, кстати, водительские права с 1971 года. Так что был какой-то опыт...
– Но тогда на наших улицах не было ничего, кроме «Волг», «Жигулей» и «Москвичей»...
– Но было понятно, что мы идем в рынок. А раз так, то к нам потоком хлынут все мировые автомобильные марки. Я в этом ни грамма не сомневался и свой первый бизнес-план строил именно на этом.
– И сбылась ваша мечта – вы стали зарабатывать деньги?
– Нет, я стал в финансовом плане жить еще хуже. Еще работая в «Труде» и только задумывая выпускать свою газету, я часто встречался со многими западными крупными бизнесменами. Мне было интересно у них хоть чему-то научиться. Ведь я был просто репортером, я понятия не имел, как вести свой бизнес. И никто в нашей стране этого толком не знал.
– И чему вас научили?
– Один известный итальянский миллионер как-то сказал мне: если ты хочешь стать преуспевающим бизнесменом, ты должен настроиться на тяжелый, шахтерский труд; забыть на несколько лет не только об отпуске, но и о выходных, о друзьях, о развлечениях; и забыть о деньгах – заработав первую прибыль, вложить ее в бизнес. И так – несколько лет. Если пройдешь все это, то у тебя все получится. Я его спрашиваю: а жить-то на что? А он отвечает: нищим будешь! А если продержишься, поднимешь дело, тогда к тебе все придет.
– И как?
– Он оказался абсолютно прав. У меня были периоды, когда я не мог даже снять для семьи квартиру – жили в каких-то малюсеньких комнатах у родственников. Были как кочевники. Мне супруга на единственном костюме потертости фломастером закрашивала, чтобы в глаза не бросались... Ведь у меня тогда уже работали люди и все, что удавалось зарабатывать, уходило в дело. На себя практически ничего не оставалось. И пять лет я действительно не то что в отпуске не был – у меня если выходной удавался раз в полмесяца, то это было чудесно.
– Как сказалось на запуске вашего издания то, что вы начали выходить в самый пик экономических трудностей? 90-й год: цены растут, рекламного рынка нет, типографии и почта – монополисты.
– Первый тираж мы отпечатали в Нижнем Новгороде. Привезли сюда на машине, распаковали и пошли пристраивать в «Союзпечать». Там еще везде сидели тетки такие, инкубаторские. Круглолицые, с одинаковыми пучками волос сзади. Я пришел: «Вот такая газета «Клаксон», вот пресс-релиз». «Ну оставьте. Зайдите через пару дней». Захожу, а мне отвечают: «Я в машинах ничего не понимаю, но муж почитал и говорит: интересная газета у вас». «Ну так продавайте нас в киосках». «Нет. Нам бы пиво. Или коньяк. Что-нибудь подороже. А газета – невыгодно».
– Газету пристроили?
– Конечно. Иначе мы бы с вами не разговаривали. Но я тоже в то время торговал и подержанными машинами, и видеомагнитофонами... Зарабатывали везде, где только можно.
– А когда газета стала давать прибыль?
– Году в 95-м или 96-м.
– Вы сказали, что мужчинам интересны три вещи: машины, женщины и оружие. Почему женщинами и оружием до сих пор не занялись?
– Нет времени. На «Клаксон» все уходит.
– А делегировать полномочия?
– Людей нет. У меня на роли замов пять человек прошло за пару лет. К сожалению, уровень журналистики у нас стремительно падает. Люди больше думают о деньгах, чем о работе. И когда возникает выбор: много работать и хорошо зарабатывать или мало работать и мало иметь, то большинство выбирают второй вариант. В мае 1989-го я брал интервью у академика Станислава Шаталина, который тогда разработал программу экономического развития СССР. Мы с ним подружились, и я как-то спросил его: какие перспективы ждут меня? Он ответил: «Ничего хорошего!» Я тогда спрашиваю: «А что ждет моего сына, которому сейчас два года?» И он отвечает: «То же самое, что и тебя!» «Почему?!» – удивляюсь я. «Потому, – ответил Станислав Сергеевич, – что в нашей стране напрочь отсутствует культура работы и профессий. Некому будет поднимать экономику! Вначале большевики всех мыслящих уничтожили. Кто выжил – Сталин дожал... Остались единицы. И сейчас они все откроют свои дела, уйдут в бизнес. А потом почувствуют, что даже в их бизнесе некому будет работать...» «И что делать? – спрашиваю. – Выход-то есть?» А он отвечает: «Три поколения должны вымереть, не общаясь между собой. Тогда, может, что-то изменится...» Как в воду глядел. Знаете, какая сейчас самая большая проблема в разных сферах бизнеса, не только в издательском? Проблема кадров!
– Тем не менее вы как-то это решаете, раз ваше издание все время остается прибыльным?
– Мы стараемся работать на читателя, только на него. Это очень трудно – каждый текст стараться делать так, чтобы он был востребован читателем. Ведь «Клаксон» – издание не политическое. В какой-то степени мы делаем обычный рыночный товар, который должен быть покупаем. Если читателю неинтересно – он не купит газету. Когда сотрудник говорит, что лично ему кажется что-то интересным и при этом он не может объяснить важность темы для широкого круга читателей, я предлагаю купить ватман и выпускать стенгазету, где каждый волен написать все, что вздумается. А я буду читать эту стенгазету и те тексты, которые действительно станут востребованы моей аудиторией, буду выкупать у автора.
– И помогает?
– На самом деле это несложно. Практически все сотрудники редакции умеют четко определить значимость темы будущего материала. У нас есть такой критерий подхода к отбору заметок. Представляете, вы сидите в кругу друзей, скажем в бане, и уже пропустили по паре кружек пива – такой поднялся легкий балаган, анекдоты, байки... И вы хотите что-то рассказать... И если ваш рассказ будет нудным и неинтересным, то можно и пустой кружкой по голове схлопотать.
– Складывается впечатление, что почти все автомобильные журналы публикуют сплошные пиаровские статьи. Про одну машину читаешь – хорошая. Про другую – еще лучше...
– Но если машина действительно хорошая? Что, надо обязательно к чему-то придраться? Можно, конечно, написать, что в автомобиле, скажем, компактного класса на заднем сиденье будет тесновато человеку ростом под два метра. Только вот высокорослые люди не покупают такие автомобили, чтобы сзади сидеть... Глупостей можно кучу наворотить.
– То есть, на ваш взгляд, в современных автомобилях нечего критиковать?
– Почему? Только критика должна быть деловой, конструктивной, как говорят. Как правило, наши эксперты практически в каждой модели находят какие-то изъяны, обращают внимание производителей на то, что можно улучшить. Например, в прошлом году наш корреспондент побывал в Hyundai. Ему показали перспективные модели, он на них поездил. Потом мы опубликовали его статью, и там были какие-то экспертные оценки, замечания. Так вот недавно в редакцию приезжали представители головной компании Hyundai и в прямом смысле отчитались перед редакцией о том, как были учтены замечания, изложенные в том материале.
АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО
Новые Известия
|