Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Биологическое безоружие

Попытка подконтрольной "Уралсибу" корпорации "Органик" продавать в больших супермаркетах европейские биопродукты провалилась. Чтобы спасти розничный проект, "Органик" создает собственное производство, где коров доят в зависимости от их настроения, а колорадских жуков собирают вручную

Зоотехник Вера Сосипатрова работает в подмосковном хозяйстве "Спартак" с 1960 года. Тогда это был передовой колхоз, сейчас — экспериментальная биоферма. Поначалу женщина не очень понимала причуды руководителей "Органика", но сейчас тоже стала адептом экостандартов. "Что-то глаза у моих буренок сегодня грустные. Не буду их осеменять: все равно ничего не выйдет",— говорит Вера Яковлевна и убирает пластиковый шприц в шкаф.

Новый коровник "Спартака" напоминает ухоженный зоопарк. Здесь светло, чисто и даже нет неприятных запахов — соломенную подстилку убирает несколько раз в день маленький погрузчик. Животные содержатся в просторных вольерах. Они могут выйти на свежий воздух или остаться в помещении. Могут помассировать себе спину: в вольере установлена специальная автоматическая чесалка, которая начинает крутиться, стоит корове дотронуться до нее.

Но сейчас щетка не крутится — сломалась. Очевидно, в знак протеста одна из коров не спешит подходить в загон к доильному аппарату. Миниатюрная бабушка-доярка набрасывает корове на ногу веревку и пытается затащить ее туда силой. Огромная корова отчаянно мычит и мотает рогами. Бабушка ворчит про зарплату пять тысяч рублей и опостылевшее городское начальство, которое "придумало черт знает что".

И правда, в соседнем коровнике "Спартака" все куда более привычно и просто. Коровы, как это заведено в большинстве российских хозяйств, прикованы цепью к столбам и доятся не по настроению, а в принудительном порядке. Да и животных на аналогичной площади помещается в полтора раза больше. Но, как ни странно, этот более эффективный коровник будет скоро закрыт.

"Конверсия у нас, переходный период,— будто извиняясь перед прикованными коровами, разводит руками директор экохозяйства "Спартак" Геннадий Федоров.— Мы подписали обязательство к концу 2011 года все стадо перевезти на беспривязное содержание. Иначе отзовут биосертификат".

"Спартак" уже более трех лет сотрудничает со швейцарской компанией bio.inspecta. Проведение одной инспекции обходится хозяйству в 5 тыс. евро, а в общей сложности на сертификацию и доводку хозяйства до биостандартов "Органик" уже потратил несколько миллионов долларов. Мог бы сэкономить — у bio.inspecta в России есть партнер, сертифицирующая компания "Эко-контроль". По словам ее руководителя Андрея Ходуса, отечественная экспертиза обходится в три-четыре раза дешевле западной. Такие сертификаты в России уже получили более 50 биохозяйств, а к концу года их будет 70.

Но в "Органике" "Эко-контролю" не доверяют. "В России до сих пор не -существует госстандартов органической еды. Ставить наклейку "био" может любой желающий,— категоричен генеральный директор корпорации "Органик" Константин Васильчишин.— Поэтому мы решили ориентироваться на европейский опыт. Дорого, но это принципиальная позиция".

За громким названием "корпорация" скрывается совсем небольшой бизнес. Помимо "Спартака" это два магазина "Био-маркет" и дистрибутор-импортер "Экопродукт". Они торгуют исключительно органической продукцией, то есть произведенной без использования химических веществ и ГМО плюс компаниями, которые заботятся об экологии. По расчетам СФ, общая выручка корпорации в прошлом году составила около $10 млн. Но это любимый проект Николая Цветкова, президента ФК "Уралсиб", который в одном интервью заявил о желании "заразить людей идеей здорового образа жизни".

Осенью 2009 года в "Органик" пришла новая управленческая команда во главе с Васильчишиным, и начались глобальные преобразования. Топ-менеджер пытается превратить хобби акционера в эффективный бизнес.

Судьба банкира
Еще пару лет назад Васильчишин весил около 90 кг и работал вице-президентом ФК "Уралсиб". Он курировал розничную сеть, которая объединяет более 1,1 тыс. точек продаж банковских, страховых и лизинговых услуг по всей стране. "Вот вы, молодой человек, представляете, каково это — работать топ-менеджером, когда у тебя в подчинении 18 тыс. человек?" — с нажимом говорит Васильчишин. По тону ясно, что жизнь у топ-менеджеров "Уралсиба" не сахар.

В прошлом году Васильчишин решил сменить сферу деятельности и предложил свою кандидатуру на пост гендиректора корпорации "Органик" — тогдашний глава компании топ-менеджер из bio.inspecta Франк Румпе как раз сложил полномочия и вернулся в Швейцарию, как говорят в "Органике", "по семейным обстоятельствам". Теперь Константин сбросил 20 кг и пропагандирует здоровый образ жизни. "Светлый такой, позитивный бизнес",— не нарадуется он.

Международная федерация движений за экологическое сельское хозяйство IFOAM оценивает рынок биопродукции в России в 2009 году всего в $80 млн — 0,1% общего объема продуктового рынка. В Европе этот показатель достигает 3-5%. То есть потенциал для роста есть. По словам генерального директора Столичной торговой компании (развивает магазины "Глобус гурмэ") Андрея Яковлева, продажи биопродуктов увеличиваются в его сети на десятки процентов в год и сейчас они занимают уже около 10% ассортимента.

Чтобы застолбить перспективный рынок, Николай Цветков в 2006 году и создал корпорацию "Органик". В партнерстве с предпринимателем Евгением Тростенцовым "Органик" открыл на Рублевском шоссе экосупермаркет "Грюнвальд". На площади около 1,2 тыс. кв. м был представлен широкий ассортимент биопродукции — от продуктов питания до специальной зубной пасты и косметики. Однако сотрудничество не сложилось — спустя два года "Органик" выкупил долю Тростенцова в проекте.

Создать эффективный розничный бизнес не удалось ни Тростенцову, ни сменившему его Румпе. С выручкой около 200 тыс. руб. на квадратный метр в год "Грюнвальд" значительно уступал традиционным ритейлерам. Для сравнения: выручка с квадратного метра в "Азбуке вкуса" — 680 тыс. руб., в "Перекрестке" — 300 тыс. руб. Причина — в ошибках, допущенных при запуске "Грюнвальда".

Биоларек
В экосупермаркете на Рублевке живет кролик. Еще здесь есть собственная пекарня-кондитерская и кафе. Продукты выложены на невысоких стеллажах. Проходы между ними столь широки, что можно играть в гольф. Васильчишин рассудил, что в дальнейшем открывать такие огромные магазины не стоит. Он переименовал "Грюнвальд" в "Био-маркет" и в декабре прошлого года, наконец, открыл в центре Москвы, на Лесной улице, второй магазин площадью всего 250 кв. м. Ассортимент по сравнению с первым "Био-маркетом" сокращен лишь на 30% — до 2,5 тыс. позиций. А выручка с квадратного метра в новом магазине оказалась более чем в 1,5 раза выше, чем в старом.

До конца 2010 года топ-менеджер собирается открыть еще один небольшой магазин в Москве, а пока разработал формат минимаркетов органической еды на 5 кв. м с 200 позициями в ассортименте. Один такой ларек "Био-маркет" уже появился в апреле в центральном офисе "Уралсиба". В планах до конца года еще 10-12 точек в московских бизнес-центрах. "Идея с малыми форматами хороша,— считает Яковлев.— В России не так много людей, которые готовы питаться только органической едой, а вот попробовать, что это такое, могут захотеть многие".

Основная проблема "Био-маркета" — высокие цены. К примеру, литровая упаковка молока стоит 250 руб. До недавнего времени у "Спартака" не было биосертификатов, так что всю продукцию "Органик" завозил из-за рубежа: у компании собственный распределительный центр в Германии. "У нас просто золотая логистика, она съедает до 25% цены на полке",— сетует Васильчишин. Основные надежды экс-банкира связаны с развитием своего производства. Благо подконтрольная Цветкову корпорация "Знак" — один из крупнейших землевладельцев в России, ей принадлежит 8 тыс. га в Подмосковье.

Экохозяйство "Спартак", насчитывающее 1,5 тыс. га сертифицированных угодий и 500 дойных коров,— лишь первый проект. По словам Васильчишина, вскоре еще два-три хозяйства пройдут сертификацию. Опыт "Спартака" показывает, что это непросто.



Позапрошлый век
"Ну пойдемте в офис, пообщаемся с топ-менеджментом",— Васильчишин вылезает из своего Volkswagen Touareg, за рулем которого он только что проехал 180 км из Москвы до деревни Середниково в Шатурском районе Московской области. Офис "Спартака" находится в невзрачном здании сельской администрации. Кабинет Федорова украшают знамена, которые хозяйство завоевало еще в статусе колхоза в соцсоревнованиях много лет назад. В СССР от сельхозпроизводителей всегда требовали продуктивности — больших надоев и урожаев. Добиться этого можно только с помощью современных, как правило, химических или генетических средств. Концепция органической или биологической пищи все переворачивает с ног на голову: она требует бережного отношения к окружающей среде, объемы уходят на второй план.

"Вот есть, например, колорадский жук. Ему же не объяснишь, что у нас тут экопроизводство. Жрет картошку, зараза",— горячится Федоров. Защищать овощи химикатами он не имеет права — приходится нанимать людей, чтобы те собирали жуков вручную. Органические технологии удорожают производство в несколько раз.

Если в среднем каждая российская корова дает до 8 тыс. литров молока в год, то спартаковская — только 4 тыс. Использовать для увеличения надоев обычный комбикорм нельзя. "По сути, мы возвращаемся к сельскому хозяйству, каким оно было в позапрошлом веке — никаких гербицидов, пестицидов и ГМО. Никаких антибиотиков — настоями животных лечим, травами",— рассказывает Федоров. Гомеопатия обернулась тем, что нынешней холодной зимой несколько коров заболели и погибли. Но консультант из bio.inspecta объяснил, что это нормально: хорошее молоко дают только стойкие коровы.

Специалисты из Швейцарии приезжают два раза в год, и селяне боятся их как огня. Инспекторы изучают все: бухгалтерию (не покупали ли удобрения?), состояние пастбищ, химический состав почвы, условия содержания коров. Как-то раз дотошный швейцарец нашел на поле бумажку — решил, что это клочок от мешка с удобрениями. Федорову пришлось объяснять, что это всего лишь этикетка от бутылки с водой.

ГК "Вашъ финансовый попечитель", выпускающая премиальное "Рузское молоко", тоже внедряет биостандарты. Например, практически не использует химикаты на полях, где растет корм для коров. Но сертификаты получать не спешит. Как поясняет руководитель отдела рекламы и PR Александр Саранин, в компании не уверены, что эти затраты окупятся.

Млечный путь
В 2009 году хозяйство "Спартак" получило экологический сертификат на землю и овощи. Прошлой осенью пробная партия, 2 тонны овощей, уже продавалась в "Био-маркете". В этом году "Спартак" расширяет производство овощей до 24 тонн.

Весной 2010-го "Спартаку" удалось наконец получить биосертификат и на свое молоко, и "Органик" строит собственное молокоперерабатывающее производство мощностью 5 тонн в смену. Под завод переоборудовали здание бывшего склада. Инвестиции в завод составили $1 млн. Хотели запустить в апреле, но в мае здесь еще кипела стройка. На глазах у коррес-пондента СФ рабочие таскали стройматериалы, Федоров по телефону кричал на какого-то Григорьича, прораб Алексей пытался объяснить Васильчишину свои проблемы и растущую день ото дня смету: дескать, пришлось строить новую крышу с чердачным помещением. Завод заработал только в июне. Пока не было своего производства, "Спартак" был вынужден отдавать сырье на переработку соседнему молокозаводу по 12 руб. за литр при себестоимости 26 руб.

Васильчишин собирается продавать пастеризованное органическое молоко под маркой "Это лето" не только в своих магазинах, но и в премиальных сетях по цене около 100 руб. за литр. Это дороже премиальных брэндов, которые не гонятся за приставкой "био" (например, "Рузское молоко" стоит от 60 руб. за литр), но дешевле, чем экологическое молоко из-за границы. При этом все импортное молоко стерилизованное, чтобы увеличить срок хранения продукта до полугода. Тогда как более вкусным и полезным считается пастеризованное, которое хранится всего несколько дней.

В ближайшие три года у "Органика" должно появиться и мясное животноводство, для чего потребуется очередной сертификат. "Идея в том, чтобы держать всю цепочку от производства до продаж. Тогда мы сможем контролировать себестоимость и снижать цены в рознице",— рассуждает Васильчишин.

"Для продвижения первого российского биобрэнда потребуются колоссальные ресурсы",— говорит генеральный директор "Азбуки вкуса" Владимир Садовин. Те, кто обращает внимание на экологические сертификаты, пока настороженно относятся к отечественным производителям. Не слишком жалует их и розница. По словам Андрея Ходуса, продукция биоферм продается в основном через собственные интернет-магазины. С другой стороны, в отличие от фермеров у "Органика" есть своя сеть.

Как-то раз прошлой осенью Васильчишин утомился в офисе. Он поехал в "Спартак" и целый день пахал поле на тракторе. "Это лучший отдых: все негативные мысли куда-то улетучиваются",— говорит экс-банкир. Пахать у него получилось не очень хорошо — профессиональный тракторист потом перепахал поле еще раз. Корпорация "Органик" для "Уралсиба" сродни той поездке на тракторе: даже если проект не "выстрелит", приятные воспоминания останутся.

Николай Гришин

"Секрет фирмы"
21.07.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов