Необъятный объем
Стереоформат оживил кинорынок. Но, возможно, мода на него продлится недолго
Соучредитель компании Hive Studio Серболюб Хетлерович по первому образованию авиадиспетчер, по второму — экономист, а по профилю деятельности — чистильщик снега. "Начавшаяся этой зимой 3D-лихорадка совпала с небывалыми московскими снегопадами,— поясняет он.— У двух явлений есть еще одна общая черта: все знали, что они произойдут, но когда это случилось, все оказались не готовы".
Зато сейчас желающих заняться освоением свалившейся с небес манны хоть отбавляй — конференции, посвященные созданию стереоконтента, неизменно собирают аншлаги. Экономисты Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер сказали бы, что рынком овладело стадное чувство. По их мнению, массовая уверенность в будущем создает пузыри, что приводит к экономическому росту. Однако этот эффект кратковременный — настроение людей меняется, и наступает спад.
Стереоформат вдохнул жизнь в полумертвый российский кинорынок. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", с 1 декабря 2009-го по 30 мая 2010-го кинотеатры России и СНГ продали билетов на $554 млн, что на целых 73% больше, чем в прошлом году. Треть всех сборов пришлась на фильмы в формате 3D. Цифры впечатляющие, но долго ли продержится оптимизм?
3D — технология не новая. Впервые заявку на патент метода воспроизведения стереоскопического изображения зарегистрировали в конце XIX века. Почему же бум стереокинематографа начался лишь в XXI столетии?
Дело в потребительской психологии. Некогда маркетолог Джеффри Мур обосновал феномен пропасти, разделяющей ранний и зрелый этапы жизненного цикла технологического рынка. По Муру, массового потребителя интересуют не новые возможности, которые дает инновационный продукт, а удобство пользования им. Более 100 лет 3D-рынок пребывал на ранней стадии: добиться высокого качества воспроизведения не удавалось, и стереокино было областью интересов чудаковатых новаторов. Так, принятое Серболюбом Хетлеровичем в 2004 году решение бросить телеанимацию и заняться стереографикой выглядело странным — он ухудшил свое финансовое положение. "Несколько лет я сидел на небольших деньгах, но верил, что передовой формат пробьет себе дорогу",— говорит дизайнер. С тех пор Хетлерович превратился в бизнес-кочевника — его студия несколько раз меняла название и переходила от одного работодателя к другому.
Уверенность была основана на том, что условия для прорыва уже существовали. Линзовые растры давали гораздо более качественное изображение, чем использовавшийся ранее анаглиф, а технология Dolby 3D позволяла показывать фильмы на обычном киноэкране. Нужно было убедить кинопрокатчиков, что стереокинематограф ожидает успех у массового зрителя. За рынок эту работу проделал Джеймс Кэмерон, но у Хетлеровича был свой маленький "Аватар".
Прошлой осенью к нему обратились представители сети кинотеатров "Луксор", пожелавшие конвертировать в стереоформат документальный фильм "Невероятное путешествие черепашки" (тогда его студия была частью компании 3DTV Vision). Но демонстрационные материалы, показанные Хетлеровичем, заказчики "зарубили". Раздосадованный дизайнер стал искать способ сделать качественную кинопрокатную копию и нашел инструкцию в интернете (ранее он и не подозревал, что ее можно сделать "на коленке"). Создав новый вариант, Хетлерович снова пришел в "Луксор", но менеджеры уже не стали с ним встречаться. "Мы сидели в пустом зале с киномехаником и смотрели ролик,— говорит Хетлерович.— Он был в восторге". Через два часа Серболюбу позвонили из "Луксора" и предложили контракт. Сейчас проблем с убеждением прокатчиков в целесообразности 3D нет, но есть другие трудности.
Ускоренная акселерация
С экономической точки зрения дистрибуция 3D- и обычных фильмов отличаются, как продажи разливного пива и бутылочного: дополнительные расходы на производство компенсируются готовностью покупателя платить вдвое большую цену. Причем в отличие от пива 3D-фильм — продукт не скоропортящийся, и его пока невозможно подделать. Неудивительно, что сейчас вырастает настоящий 3D-рынок.
Все, что можно увидеть на экране, провайдеры контента стремятся преобразовать в 3D. FIFA и Sony обещают записать в стереоформате 25 матчей чемпионата мира по футболу, студия PassmoreLab планирует конвертировать в 3D "План 9", "худшую картину в истории кино", а Тинто Брасс — снять 3D-порнофильм.
3D-революция — это ответ Голливуда на спад интереса к кинозалам, вызванный распространением домашнего видео. Но производители бытовой электроники уже готовят свой ход. Выпуск 3D-мониторов наладили Samsung, Sony, Panasonic и LG. По прогнозу компании Display Search, к 2018 году мировой рынок 3D-дисплеев вырастет до $22 млрд (в начале прошлого года он составлял $900 млн). Стереоконтент начинают транслировать телеканалы. "Вымпелком" и "Акадо" уже заявили о технической готовности начать кабельное вещание в формате 3D. Обе стороны сталкиваются с одной проблемой — нехваткой контента. В США в прошлом году состоялось 37 кинорелизов в 3D, а в текущем ненамного больше, всего 55. На российском рынке, по оценке Хетлеровича, вообще лишь около сотни специалистов по стереографике.
Хороший способ пополнить 3D-копилку — преобразование вновь создаваемого и старого "плоского" контента в 3D. Но конвертация может испортить контент.
Превратности конвертации
Перевод фильма в 3D осуществляется так. Сначала команда подсчитывает число планов в фильме (обычно их несколько тысяч) и распределяет их по дизайнерам. Для каждого плана дизайнер вручную создает "карту глубины" (на это может уйти от одного до нескольких часов), которую посредством графического редактора преобразует в стереопару. Затем с помощью специального софта планы склеивают обратно.
Себестоимость перевода в 3D-формат зависит от времени работы команды. Сейчас провайдеры пытаются поднять цены, поскольку конвертация в России слишком дешевая. Западные студии, такие как In-Three и Prime Focus, берут за одну минуту $50-100 тыс., российские — ту же сумму, но в рублях. Наши студии сами установили такие цены — работать по голливудским расценкам с ними никто бы не стал.
Отличаются и сроки выполнения работы. Не собравшая ожидаемых денег "Битва титанов" была конвертирована Prime Focus в течение 10 недель, что сочли рекордно коротким сроком. В России работают быстрее. Серболюб Хетлерович со своей студией произвел конвертацию мультфильма "Белка и Стрелка" всего за 26 дней. Фильм был снят студией "ЦНФ" Вадима Сотскова к 7 февраля, а представить его на закрытом показе нужно было уже 3 марта. Первый вариант конвертации не понравился заказчику, и 3D-эффект пришлось перенастраивать заново. Но конвертация себя оправдала — при производственном бюджете $3,5 млн картина собрала около $6 млн, а планируемое продолжение Сотсков решил делать в 3D.
Хетлерович и его команда справились, но риск провала при таких темпах работы высок. А чем больше плохой стереоконвертации, тем темнее будущее 3D-индустрии.
"Ожидаем ли мы, что через некоторое время начнется спад?— говорит Кэндзи Ясухара, курирующий в Panasonic маркетинг телевизоров.— Нет, мы думаем, что 3D-рынок будет только расти". Но возможны и другие сценарии.
Первый — откат индустрии. "Массовый переход Голливуда на 3D суицидален",— написал в журнале Newsweek кинокритик Роджер Эберт. Он считает, что стереотехнологии не усиливают драматического эффекта, и их можно использовать только в созданном на компьютере "детском" кино. По Эберту, "выбирая 3D, Голливуд безрассудно мчится по направлению к детскому рынку", а это — нарушение баланса аудитории, которое будет скорректировано.
Второй сценарий — постепенная утрата 3D самостоятельной ценности. Стереокинематограф стал козырем кинотеатров в борьбе с домашним видео. Но уже сегодня 3D шагает далеко за пределы кино, и киностудиям придется придумывать новое технологическое оружие.
С тем, что стереокино перестанет быть золотой жилой, согласны и некоторые участники российского рынка. "Люди уже не ходят просто на 3D,— говорит Злата Полищук, исполнительный директор "Централ партнершип".— Об этом говорят сборы на копию 3D-фильмов: у "Аватара" этот показатель составлял $193,3 тыс., сейчас есть фильмы, собирающие $6 тыс. на копию". "Стереокинематограф — это временный формат",— считает Серболюб Хетлерович. Следующий этап — голографическое кино, в котором все недостатки 3D будут устранены. Но на сегодня уровень развития киноголографии не дотягивает даже до первой стадии классификации Джеффри Мура.
Дмитрий Лисицин
"Секрет фирмы"
|