Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Необъятный объем

Стереоформат оживил кинорынок. Но, возможно, мода на него продлится недолго

Соучредитель компании Hive Studio Серболюб Хетлерович по первому образованию авиадиспетчер, по второму — экономист, а по профилю деятельности — чистильщик снега. "Начавшаяся этой зимой 3D-лихорадка совпала с небывалыми московскими снегопадами,— поясняет он.— У двух явлений есть еще одна общая черта: все знали, что они произойдут, но когда это случилось, все оказались не готовы".

Зато сейчас желающих заняться освоением свалившейся с небес манны хоть отбавляй — конференции, посвященные созданию стереоконтента, неизменно собирают аншлаги. Экономисты Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер сказали бы, что рынком овладело стадное чувство. По их мнению, массовая уверенность в будущем создает пузыри, что приводит к экономическому росту. Однако этот эффект кратковременный — настроение людей меняется, и наступает спад.

Стереоформат вдохнул жизнь в полумертвый российский кинорынок. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", с 1 декабря 2009-го по 30 мая 2010-го кинотеатры России и СНГ продали билетов на $554 млн, что на целых 73% больше, чем в прошлом году. Треть всех сборов пришлась на фильмы в формате 3D. Цифры впечатляющие, но долго ли продержится оптимизм?

3D — технология не новая. Впервые заявку на патент метода воспроизведения стереоскопического изображения зарегистрировали в конце XIX века. Почему же бум стереокинематографа начался лишь в XXI столетии?

Дело в потребительской психологии. Некогда маркетолог Джеффри Мур обосновал феномен пропасти, разделяющей ранний и зрелый этапы жизненного цикла технологического рынка. По Муру, массового потребителя интересуют не новые возможности, которые дает инновационный продукт, а удобство пользования им. Более 100 лет 3D-рынок пребывал на ранней стадии: добиться высокого качества воспроизведения не удавалось, и стереокино было областью интересов чудаковатых новаторов. Так, принятое Серболюбом Хетлеровичем в 2004 году решение бросить телеанимацию и заняться стереографикой выглядело странным — он ухудшил свое финансовое положение. "Несколько лет я сидел на небольших деньгах, но верил, что передовой формат пробьет себе дорогу",— говорит дизайнер. С тех пор Хетлерович превратился в бизнес-кочевника — его студия несколько раз меняла название и переходила от одного работодателя к другому.

Уверенность была основана на том, что условия для прорыва уже существовали. Линзовые растры давали гораздо более качественное изображение, чем использовавшийся ранее анаглиф, а технология Dolby 3D позволяла показывать фильмы на обычном киноэкране. Нужно было убедить кинопрокатчиков, что стереокинематограф ожидает успех у массового зрителя. За рынок эту работу проделал Джеймс Кэмерон, но у Хетлеровича был свой маленький "Аватар".

Прошлой осенью к нему обратились представители сети кинотеатров "Луксор", пожелавшие конвертировать в стереоформат документальный фильм "Невероятное путешествие черепашки" (тогда его студия была частью компании 3DTV Vision). Но демонстрационные материалы, показанные Хетлеровичем, заказчики "зарубили". Раздосадованный дизайнер стал искать способ сделать качественную кинопрокатную копию и нашел инструкцию в интернете (ранее он и не подозревал, что ее можно сделать "на коленке"). Создав новый вариант, Хетлерович снова пришел в "Луксор", но менеджеры уже не стали с ним встречаться. "Мы сидели в пустом зале с киномехаником и смотрели ролик,— говорит Хетлерович.— Он был в восторге". Через два часа Серболюбу позвонили из "Луксора" и предложили контракт. Сейчас проблем с убеждением прокатчиков в целесообразности 3D нет, но есть другие трудности.

Ускоренная акселерация
С экономической точки зрения дистрибуция 3D- и обычных фильмов отличаются, как продажи разливного пива и бутылочного: дополнительные расходы на производство компенсируются готовностью покупателя платить вдвое большую цену. Причем в отличие от пива 3D-фильм — продукт не скоропортящийся, и его пока невозможно подделать. Неудивительно, что сейчас вырастает настоящий 3D-рынок.

Все, что можно увидеть на экране, провайдеры контента стремятся преобразовать в 3D. FIFA и Sony обещают записать в стереоформате 25 матчей чемпионата мира по футболу, студия PassmoreLab планирует конвертировать в 3D "План 9", "худшую картину в истории кино", а Тинто Брасс — снять 3D-порнофильм.

3D-революция — это ответ Голливуда на спад интереса к кинозалам, вызванный распространением домашнего видео. Но производители бытовой электроники уже готовят свой ход. Выпуск 3D-мониторов наладили Samsung, Sony, Panasonic и LG. По прогнозу компании Display Search, к 2018 году мировой рынок 3D-дисплеев вырастет до $22 млрд (в начале прошлого года он составлял $900 млн). Стереоконтент начинают транслировать телеканалы. "Вымпелком" и "Акадо" уже заявили о технической готовности начать кабельное вещание в формате 3D. Обе стороны сталкиваются с одной проблемой — нехваткой контента. В США в прошлом году состоялось 37 кинорелизов в 3D, а в текущем ненамного больше, всего 55. На российском рынке, по оценке Хетлеровича, вообще лишь около сотни специалистов по стереографике.

Хороший способ пополнить 3D-копилку — преобразование вновь создаваемого и старого "плоского" контента в 3D. Но конвертация может испортить контент.

Превратности конвертации
Перевод фильма в 3D осуществляется так. Сначала команда подсчитывает число планов в фильме (обычно их несколько тысяч) и распределяет их по дизайнерам. Для каждого плана дизайнер вручную создает "карту глубины" (на это может уйти от одного до нескольких часов), которую посредством графического редактора преобразует в стереопару. Затем с помощью специального софта планы склеивают обратно.

Себестоимость перевода в 3D-формат зависит от времени работы команды. Сейчас провайдеры пытаются поднять цены, поскольку конвертация в России слишком дешевая. Западные студии, такие как In-Three и Prime Focus, берут за одну минуту $50-100 тыс., российские — ту же сумму, но в рублях. Наши студии сами установили такие цены — работать по голливудским расценкам с ними никто бы не стал.

Отличаются и сроки выполнения работы. Не собравшая ожидаемых денег "Битва титанов" была конвертирована Prime Focus в течение 10 недель, что сочли рекордно коротким сроком. В России работают быстрее. Серболюб Хетлерович со своей студией произвел конвертацию мультфильма "Белка и Стрелка" всего за 26 дней. Фильм был снят студией "ЦНФ" Вадима Сотскова к 7 февраля, а представить его на закрытом показе нужно было уже 3 марта. Первый вариант конвертации не понравился заказчику, и 3D-эффект пришлось перенастраивать заново. Но конвертация себя оправдала — при производственном бюджете $3,5 млн картина собрала около $6 млн, а планируемое продолжение Сотсков решил делать в 3D.

Хетлерович и его команда справились, но риск провала при таких темпах работы высок. А чем больше плохой стереоконвертации, тем темнее будущее 3D-индустрии.

"Ожидаем ли мы, что через некоторое время начнется спад?— говорит Кэндзи Ясухара, курирующий в Panasonic маркетинг телевизоров.— Нет, мы думаем, что 3D-рынок будет только расти". Но возможны и другие сценарии.

Первый — откат индустрии. "Массовый переход Голливуда на 3D суицидален",— написал в журнале Newsweek кинокритик Роджер Эберт. Он считает, что стереотехнологии не усиливают драматического эффекта, и их можно использовать только в созданном на компьютере "детском" кино. По Эберту, "выбирая 3D, Голливуд безрассудно мчится по направлению к детскому рынку", а это — нарушение баланса аудитории, которое будет скорректировано.

Второй сценарий — постепенная утрата 3D самостоятельной ценности. Стереокинематограф стал козырем кинотеатров в борьбе с домашним видео. Но уже сегодня 3D шагает далеко за пределы кино, и киностудиям придется придумывать новое технологическое оружие.

С тем, что стереокино перестанет быть золотой жилой, согласны и некоторые участники российского рынка. "Люди уже не ходят просто на 3D,— говорит Злата Полищук, исполнительный директор "Централ партнершип".— Об этом говорят сборы на копию 3D-фильмов: у "Аватара" этот показатель составлял $193,3 тыс., сейчас есть фильмы, собирающие $6 тыс. на копию". "Стереокинематограф — это временный формат",— считает Серболюб Хетлерович. Следующий этап — голографическое кино, в котором все недостатки 3D будут устранены. Но на сегодня уровень развития киноголографии не дотягивает даже до первой стадии классификации Джеффри Мура.

Дмитрий Лисицин

"Секрет фирмы"
23.07.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов