Кушать продано
Расходы жителей российских городов на продукты выросли за год на 22%
Опубликовано исследование, согласно которому расходы жителей российских городов на продукты с июня 2009-го по июнь 2010 года выросли на 22% – до 13 тыс. рублей в месяц. Это серьезно превышает официальные данные об инфляции.
Россияне стали больше тратить
С июня 2009 года по июнь 2010 года расходы на продукты питания увеличились почти у половины (47%) жителей крупных российских городов. Такие данные приводятся в маркетинговом исследовании, проведенном компанией MAR Consult среди 1,4 тыс. респондентов в возрасте от 25 до 55 лет в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Омске, Самаре, Краснодаре.
«В среднем расходы у тех, кто стал тратить больше, увеличились на 22% и составили 13 тыс. рублей в месяц»
В обзоре говорится, что более трети опрошенных (34%) сообщили, что их траты на эти же цели не изменились. А 19% горожан заявили, что их расходы на продукты питания даже снизились.«В среднем расходы у тех, кто стал тратить больше, увеличились на 22% и составили 13 тыс. рублей в месяц. У тех, кто стал тратить меньше, расходы сократились на 24% и составили 8 200 рублей. В среднем расходы населения на продукты питания составили 10 800 рублей», – отмечается в сообщении, передает РИА «Новости».
В большей степени расходы на продукты питания увеличились у людей с относительно невысоким и средним доходом на домохозяйство. У людей с низким и высоким доходом на домохозяйство изменений меньше.
В приоритете отечественные продукты
Согласно исследованию MAR Consult, горожане предпочитают покупать продукты в основном в гипермаркетах (60%). На втором месте по популярности сетевые супермаркеты (56%), на третьем месте с большим отрывом – рынки (18%).
При этом более половины (55%) жителей крупных городов только частично удовлетворены качеством продуктов питания, 31% – «скорее удовлетворены», 10% – «скорее не удовлетворены», 2% – полностью удовлетворены качеством и 3% полностью не устраивает качество продуктов.
На фоне этого 71% опрошенных предпочитают продукты отечественных производителей, 23% – импортные продукты, 6% затруднились ответить. Вместе с этим почти половина опрошенных (43%) полагают, что российское сельское хозяйство способно обеспечить потребности населения в продуктах питания на 90–100%, треть (35%) считает, что на 60–80%, 5% – на 20–40%, 3% – на менее чем на 20%.
Быстрее, чем в ЕС
Между тем, по данным Росстата, в течение первого полугодия 2010 года рост цен на продукты питания в России составил 5,6%. Таким образом, продовольствие в России дорожает на 3,7 раза быстрее, чем в Евросоюзе, где за первые шесть месяцев 2010 года продукты питания подорожали на 1,5%.
Согласно статистике, в июне 2010 года продукты питания в России стали дороже на 0,6%, в то время как в странах ЕС в среднем они подорожали на 0,1%. С начала года в России, как и в странах Европейского союза, наибольшее увеличение цен отмечалось на овощи и фрукты – на 50,8% и 7,6% соответственно (в странах ЕС в среднем на 7,9% и 8,3%).
Эксперты отмечают, что тенденция к росту расходов на продовольствие связана с улучшением ситуации в российской экономике на фоне роста мировых цен на энергоносители.
«Увеличение доходов российского населения повысило потребительский спрос людей, в т.ч. на продовольствие, а также повысило ожидания на перспективу», – объясняет старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
Другой причиной роста расходов стала низкая база, которая создалась из-за финансового кризиса. «В 2009 году спрос населения упал по сравнению с докризисным периодом и теперь просто восстанавливается», – отмечает эксперт.
Вероника Кузнецова
Взгляд