Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Коррупция в подарочной упаковке

До России дошла западная мода на этические кодексы. 22 июля утвержден проект кодекса поведения госслужащих. У московской власти свои идеи: чиновникам, в частности, собираются предложить выкупать подарки дороже трех тысяч рублей. В российских корпорациях эта сумма, как правило, также считается потолком цены подношения. Но ограничения чаще касаются рядовых сотрудников, чем их начальников, которые по-прежнему не гнушаются подарочным алкоголем столетней выдержки, антикварными статуэтками и отдыхом за счет деловых партнеров

Московская деликатность
22 июля руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин сообщил "РИА Новости", что президиумом совета при президенте России по противодействию коррупции одобрен проект типового кодекса поведения госслужащих. По прогнозам, документ может быть принят уже в октябре, и, как отметил руководитель администрации, на основании этого "типового проекта" разные ведомства смогут создавать собственные этические кодексы — исходя из особенностей своей работы. В пример Сергей Нарышкин поставил Генпрокуратуру и Счетную палату, которые уже записали такие правила и живут по ним.

Известно и о других инициативах по регламентации чиновного поведения, которые выдвигаются, не дожидаясь утверждения федерального документа. Так, 5 июля управление делами мэрии Москвы заявило о том, что вскоре столичные чиновники смогут выкупать полученные в ходе официальных мероприятий подарки, сумма которых превышает 3 тыс. руб. Согласно статье 575 Гражданского кодекса, подарки для чиновников дороже этой суммы считаются федеральной или муниципальной собственностью. По действующим ныне правилам служащий должен передавать их по акту в орган, в котором работает. Согласно проекту нового постановления, чиновник, получивший подарок, в течение пяти дней после проведения официального мероприятия или возвращения из командировки сможет подать в специальную городскую комиссию заявление о передаче подарков. Специальная комиссия установит стоимость подарка по чекам или исходя из его рыночной стоимости.

Обсудить инициативу с корреспондентом "Денег" в управлении делами мэрии отказались, сославшись на то, что проекты решений они не комментируют. Неясно, когда именно постановление вступит в силу, и вступит ли вообще, учитывая обилие саркастических замечаний, вызванных проектом.

"Норма Гражданского кодекса о лимите стоимости подарка в 3 тыс. руб. дублируется в законе о государственной гражданской службе. Подарки дороже этой суммы должны передаваться госоргану, но процедура до конца не определена,— замечает Павел Кудюкин, доцент факультета государственного и муниципального управления Вышей школы экономики.— Например, чиновнику преподнесли поросенка на блюде. Предположим, он стоит больше 3 тыс. Представьте, как бедный чиновник бегает и ищет, куда пристроить поросенка, пока тот не протух".

При этом идея выкупа подарков представляется эксперту разумной: это все-таки лучше, чем, скажем, создавать при госорганах музеи подарков, в которых постоянно приходилось бы достраивать этажи. Другой вопрос, как идея будет реализована. "Процедура оценки и выкупа подарков не прописана,— говорит Кудюкин,— открывается плацдарм для спекуляций. Например, на дорогие подарки будут занижать цены". Речь идет, похоже, об "ограничении нескромности" подарков, полученных во время мероприятий, при этом просто по-человечески, неофициально чиновник может принимать и дорогостоящие подарки. "Подарки дороже 3 тыс. руб. принимать нельзя при исполнении должностных обязанностей,— говорит Кудюкин,— но, например, если спросить чиновника, откуда у него дорогие часы, то типичным ответом будет: друзья подарили".

В ряде ведомств есть собственные внутренние документы, регламентирующие поведение во время переговоров, стиль одежды и прочее. "Существует кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов",— рассказал "Деньгам" пресс-секретарь Федеральной таможенной службы Дмитрий Котиков и зачитал выдержку из кодекса: "Любые предложения услуг, извлечения выгоды должны рассматриваться таможенником как попытки подтолкнуть его к нарушению установленного порядка служебной дисциплины". Получается, что таможеннику от благодарных граждан не положено даже заграничного магнитика на холодильник, максимум — спасибо. Только такие нормы в отношении должностных лиц справедливы, уверена директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. "Любые подарки чиновникам следует запретить. Они должны работать и без всяких презентов. А разные меры вроде идеи выкупать подарки или ограничивать их стоимость — уход от проблемы",— говорит Панфилова. Директор фонда "Индем" Георгий Сатаров называет идею московской мэрии по организации выкупа дорогих подарков "ерундой и мелким сотрясением воздуха": никакого отношения к борьбе с коррупцией это не имеет. "Чиновники воруют в масштабах, которые не сопоставимы с размерами открыто вручаемых подарков",— объясняет Сатаров.

По букве кодекса
Пусть подарки не самая значительная составляющая в арсенале коррупционных приемов, однако все больше российских госструктур и корпораций стремятся их регламентировать.

"В последние годы мы наблюдаем значительный рост числа российских компаний, которые разрабатывают и внедряют кодексы корпоративной этики,— говорит Наталья Мильчакова, партнер, председатель комитета по этике PricewaterhouseCoopers.— Для любой крупной компании, работающей на международных рынках, наличие кодекса этики является важным элементом корпоративного управления. В частности, этот элемент играет важную роль при размещении акций компании на бирже (IPO)".

Например, в МТС наличие антикоррупционных стандартов, изложенных в кодексе делового поведения и этики, объясняют как раз тем, что акции компании торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже: компания обязана соответствовать требованиям американского закона о противодействии иностранной коррупции FCPA (Foreign Corrupt Practices Act). В кодексе "Вымпелкома" тоже есть призыв к соблюдению американских антикоррупционных законов. "Учитывая, что "Вымпелком" разместил ценные бумаги, зарегистрированные комиссией по ценным бумагам и биржам США, вы также должны соблюдать американский закон об иностранной коррупционной практике",— гласит кодекс. Это значит, что выплата, обещание выплаты или передача ценностей любому неамериканскому государственному должностному лицу — вне закона.

"В межотраслевой организации кодекс содержит более общие принципы ведения бизнеса,— объясняет Наталья Мильчакова.— Кодекс отраслевой организации может быть более детальным и содержать, например, технические стандарты, относящиеся к данной сфере профессиональной деятельности". Собственный кодекс поведения есть и у PricewaterhouseCoopers, он действует уже почти 10 лет для всех сотрудников и фирм, входящих в состав международной сети фирм PwC. В отношении подарков и представительских мероприятий и расходов жестких лимитов в PwC нет, обозначен лишь общий принцип: подарки должны быть уместными и незначительными по стоимости.

Деловое гостеприимство
"До сих пор у большинства российских компаний кодекса деловой этики просто нет, у незначительной части он есть, но соблюдается только на бумаге, и лишь единицы грамотно внедрили этот кодекс и внимательно следят за его исполнением",— считает Владимир Соловьев, эксперт по HR, управляющий партнер компании Exect Partners Group. По его словам, западные корпорации из-за нарушений правил относительно подарков и приемов без колебаний расстаются даже с сотрудниками самого высокого уровня. В отечественных компаниях такое бывает крайне редко. "В российской FMCG-компании, являющейся нашим клиентом, высокопоставленный сотрудник был уволен после того, как съездил с супругой в отпуск за счет дистрибутора",— вспоминает Владимир Соловьев.

"Причиной увольнения сотрудников бывает непрофессиональное поведение, но из-за нарушений антикоррупционного кодекса и кодекса деловой этики увольнений не было",— уверяет Леонид Игнат, директор по информационной политике и связям с общественностью ОАО "Альфа-Банк". По словам менеджера, в отношении подарков и деловых обедов ничего особенного Альфа-Банк не изобретал: правила такие же, как на международном и российском рынке. Например, сотрудник может за счет банка угостить обедом потенциального клиента или получить приглашение на обед за счет партнера. "В любом случае каждый потенциальный подрядчик Альфа-Банка проходит через тендерный комитет, так что никаких жестких правил в отношении обедов и подарков мы не устанавливаем",— говорит Леонид Игнат.

"У нас разработан собственный стандарт "Деловые подарки и гостеприимство",— сообщили в пресс-службе ТНК-BP.— Среди его принципов: подарки и деловое гостеприимство не должны приводить к возникновению каких-либо встречных обязательств. Ведется реестр подарков и делового гостеприимства. Дарение или получение подарков на сумму свыше $100 требует одобрения непосредственного руководителя".

Схожий основной принцип в кодексе делового поведения и этики "Вымпелкома" отмечает пресс-секретарь компании Анна Айбашева: "Согласно кодексу, наши сотрудники не должны давать или получать подарки, предлагать участие в праздниках и увеселительных мероприятиях или соглашаться на них, если это может быть истолковано как влияние на коммерческие решения". Кроме того, работникам "Вымпелкома" предписано не просить подарков или одолжений у партнеров, не принимать любую сумму наличными. Потолок цены для подарка — все те же $100.

По мнению генерального директора компании B2B-Center Алексея Дегтярева, лишено смысла стремление ряда компаний прописать в своем кодексе каждую мелочь вроде допустимых деталей одежды, цвета помады и пожелания использовать из экономии обратную сторону бумаги. "Никто из сотрудников не сможет держать в голове все эти мелочи,— говорит Дегтярев.— Я считаю, что грамотный кодекс должен коротко, четко, емко очертить политику компании по нескольким ключевым вопросам".

Традиционно принято считать, что самые жесткие корпоративные стандарты — в сырьевых компаниях. Год назад интернет-хитом стала инструкция по внешнему виду сотрудниц одной из ведущих нефтяных компаний, где регламентировалась даже длина ногтей. Екатерина Т., работавшая аналитиком и руководителем проектов в трех российских нефтяных компаниях, отмечает, что суровые корпоративные ограничения адресованы прежде всего рядовым служащим. Руководителей подразделений и тем более топ-менеджеров они практически не касаются, особенно если речь идет о подарках. "Почти во всех кодексах деловой этики написано: получение подарка дороже $100 необходимо согласовывать с руководителем. Ну а если ты сам руководитель?" — объясняет логику Екатерина. По ее словам, подарки, зачастую дорогие до неприличия, являются обычным деловым атрибутом сырьевых генералов. При этом, замечает аналитик, вряд ли тут можно говорить о коррупции в чистом виде. "Дарителями чаще руководит просто желание выпендриться,— говорит Екатерина.— Если раньше дарили друг другу безвкусные предметы интерьера, то в последнее время все чаще дарят живопись или какой-нибудь алкоголь столетней выдержки". Это сообщество устроено так, что проще принять дорогой подарок, чем отказаться от него — партнер не поймет, может обидеться.

АНАСТАСИЯ КАРИМОВА, АНАСТАСИЯ ПОСТНИКОВА

КоммерсантЪ-Деньги
28.07.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов