Прибыльный сервис. Создать, отличиться и заработать
Мокеев Александр
Статья опубликована в журнале
Marketing pro №4 за 2010 г.
1. Где сейчас не розничному бизнесу искать источники долгосрочных конкурентных преимуществ. Продуктовый портфель, широта дистрибуции, цена и преференции, сервис.
2. Составные части сервиса: сервис поддержки продаж, сервис исполнения услуги, послепродажный сервис. Необходимый и расширенный уровень сервиса. Возможности сервиса по увеличению высокорентабельного дохода.
3. Почему мало кто делает сервис преимуществом, а тот, кто делает, становиться успешнее. Примеры услуг и компаний на рынке.
4. Источники создания расширенного уровня сервиса. Логистические услуги, как основной источник. Формирование продуктового ряда дополнительных сервисных услуг. Поддержка исполнения услуг расширенного сервиса. Кто, как и на основании каких правил и мотиваторов
5. Резюме.
1. Где сейчас не розничному бизнесу искать источники долгосрочных конкурентных преимуществ. Продуктовый портфель, широта дистрибуции, цена и преференции, сервис.
Вступление. Когда мы говорим об успехе – мы предполагаем наличие базы конкурентных преимуществ и умения компании реализовывать их быстро и с меньшим бюджетом.
Так обычно выглядит поле конкурентных преимуществ современной дистрибуторский или производственной компании.
Проведём небольшой анализ.
Ассортимент. С точки зрения возможности использования и срока жизни преимущества в ассортиментном ряду крайне ограничены из-за высокой скорости копирования.
Цена и стоимость эксплуатации. Преимущества цены носят скорее тактический характер и как длинное преимущество доступны очень ограниченному числу компаний, умеющих и готовых быть дискаунтерами в ограниченной ниже этого сегмента.
Сервис. Сервис в этом смысле не зависит от масштаба и направления бизнеса и отражает скорее умение компании «дружить» с клиентом при прочих равных условий в позиционировании, ассортименте, цене и доступности. Под дружбой я понимаю не только мощную клиент ориентацию и постоянное CRM - взаимодействие, но и возможность делать для клиента больше с точки зрения сервиса на базе понимания того, что ему ещё может потребоваться в приложении к купленному у вас продукту до, во время, после и много после его покупки.
Остановимся на системе сервисе подробнее.
2. Составные части сервиса в разрезе структуры сделки, видов сервиса и ответственных подразделений:
Я предлагаю разделить сервис, как деятельность, на две уровня.
Первый - назовём его базовый уровень сервиса - деятельность компании, направленная на поддержку процесса продаж и исполнения сделки. Сервис на этом уровне не генерирует доход напрямую.
Второй уровень – его можно назвать расширенный, уровень, который превращает сервис в деятельность, генерирующую дополнительный доход.
Смысл создания расширенного уровня сервиса в предложении клиенту ряда услуг с большей ценностью взамен услуг, которые клиент вынужден покупать у внешних провайдеров параллельно или последовательно с совершением сделки по вашему основному продукту.
Карта формирования доходного сервиса:
1. Подробно описываем цикл сделки клиента.
2. Добавляем к описанию цикла сделки сопутствующие услуги и подрядчиков, к которым клиент обращается во время совершения цикла сделки.
3. Проверяем возможность добавления ценности для клиента в случае если сопутствующие внешние услуги будут конвертированы в опции расширенного сервиса нашего предложения. Можно использовать следующие параметры добавления ценности: экономия ресурсов и времени, снижение рисков.
Для примера я взял нейтральную сделку по продаже офисного кондиционера. Мы проведём поэтапный анализ возможности добавления новых услуг сервиса на основе выявленных скрытых потребностей клиента.
Этап сделки
|
Кто обычно исполняет
|
Скрытые потребности клиента
|
Предложение, как опция расширенного сервиса
|
Диагностика потребности в охлаждении воздуха и выбор поставщика и марки оборудования.
|
Поставщик оборудования
Клиент
|
Получить критерии выбора и разные варианты реализации.
|
Варианты планировки систем охлаждения с подробным расчётом цены, стоимости монтажа, температурных режимов, дополнительных опций.
|
Доставка и монтаж
|
Поставщик
|
Дизайн офисного интерьера не должен быть ухудшен.
Монтажные работы не должны мешать офисному рабочему процессу.
|
Предложение дополнительных материалов и конструкций, гармонично вписывающих кондиционеры в офисный интерьер
Проведение монтажных работ в не рабочее время.
|
Эксплуатация кондиционеров
|
Поставщик, сервисная компания
|
Получить напоминание и профилактическое обслуживание, гарантирующее длительный срок его эксплуатации
|
Проведение регулярного СТО (по аналогии с автомобилем)
|
Ремонт (после завершения гарантийного срока)
|
Сервисная компания
|
Качественное охлаждение воздуха на период ремонта
|
Временная замена на период ремонта
|
Полная или частичная замена
|
Поставщик
|
Продажа устаревшего оборудования на вторичном рынке
|
Обратный выкуп или зачёт стоимости
|
Предложенный пример иллюстрирует, что возможности для расширения генерирующего новых доход сервиса есть практически в любой сделке.
Примеры реального применения рассмотрим в следующем блоке:
3. Почему мало кто делает сервис преимуществом, а тот, кто делает, становиться успешнее. Примеры услуг и компаний на рынке.
Остановимся на трёх примерах. Но сначала несколько слов об необходимых и достаточных оснований для создания расширенного уровня сервиса.
Качественный и стабильно функционирующий расширенный сервис опирается на:
- отлично работающий стандартизированный базовый уровень сервиса
- хорошее понимание и регулярное изучение потребностей потребителей и покупателей
- наличие культуры проектного управления и умение компании быстро организовывать цепочку исполнения созданных услуг, используя, в том числе возможности независимых сервисных операторов
Пример компаний и услуг расширенного сервиса.
Компания
|
Основной продукт
|
Пример услуг пакета стандартного сервиса, добавляющего ценности основным услугам и продуктам
|
Пример расширенного сервиса, генерирующего дополнительный доход
|
Белый ветер
|
Розничная и интернет продажа электроники
|
Передача клиенту списка заинтересовавших его моделей
Возможность персонально проконсультироваться с продавцом по мобильному телефону
|
Выбор и настройка необходимого для полезного и комфортного использования клиентом софта
Расширенная гарантия
|
TNT Express
|
Услуги срочной доставки писем и грузов
|
Представление различных вариантов упаковки
Электронные сервисы для создания накладных, адресной базы, вызова курьера
|
Доставка не стандартных по классификации международных перевозчиков грузов
Ускорение доставки или доставка в не рабочее время
Специальная упаковка, усиливающая сохранность груза
Дополнительные логистические операции: рекомплектация, временное хранение
|
World class
|
Поддержка здорового и активного образа жизни
|
Фирменное полотенце
«Замораживание» карты доступа на время отпуска
|
Аренда персональных ящиков в раздевалке
Фитнес бар
Консультации врача по проблемам питания
|
4. Формирование поддержки исполнения расширенных сервисных услуг опирается на использование собственных возможностей, координации внешней цепочки независимых операторов и комбинаций этих двух вариантов.
Пример комплектования продуктового ряда расширенного сервиса на основе собственного исполнения в разрезе этапов сделки:
Схема использования и привлечения внешних операторов
5. Поддержка исполнения услуг расширенного сервиса.
В последнем разделе мы коротко остановимся на ключевых составляющих успешной поддержки создания и исполнения услуг расширенного сервиса:
- определение цены
- структуры поддержки
- стандартов исполнения
Цена на услуги расширенного сервиса.
Правила формирования зависят от степени уникальности этой услуги в сравнении с предложением конкурентов по основному продуктовому ряду и конкурентов по предоставлению этой услуги, как отдельного продукта.
Фактически два полюса для определения цены – это цена от рынка или цена от ценности.
Структура поддержки
Структура поддержки расширенного сервиса должна учитывать следующие особенности его создания и исполнения:
- продуктовый ряд услуг расширенного сервиса динамичен и кроме заранее рассчитанных услуг может содержать проектные решения.
- спрос на услуги расширенного сервиса трудно прогнозируем и компания – создатель должна очень внимательно относиться к инвестициям, особенно в новые активы, которые могут потребоваться в процессе исполнения
- для исполнения этих услуг может привлекаться различное количество внешних компаний, что требует хорошей координации и понимания, как работает рынок привлекаемых к исполнению услуги компаний.
Стандарты исполнения.
Клиент компании, покупающий услуги расширенного сервиса, чувствителен к качеству их исполнения не менее, чем к качеству базового продукта и сервиса.
Поддержка этой аксиомы должна включать в себя чёткое понимание и следование внешним и внутренним стандартам:
- сроках обработки запроса клиента
- сроках и качестве исполнения услуги
- скорости реакции и исправления претензий
- правилах привлечения сторонних операторов
Расширенный сервис не фетиш, а реальная возможность увеличить доход и усилить возможности компании на рынке. «Побочные эффекты» такого усиления репутация инновационного бизнеса, хорошее понимание возможностей «соседних» рыночных ниш и потенциал для роста и реализации в первую очередь сотрудников логистических и маркетинговых подразделений компании.
Мокеев Александр
Журнал Marketing pro