Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Переменная облачность

Гендиректор и совладелец Parallels Сергей Белоусов предугадал бум на облачные вычисления. Чтобы заработать на нем, ему предстоит превратить солянку из команд разработчиков в формализованную корпорацию

У Сергея Белоусова несколько десятков одинаковых красных рубашек с логотипом Parallels на груди и инициалами SB на манжетах. Рубашки хранятся в офисах его компании по всему миру. Третий год он появляется на публике только в них и не изменил себе даже на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне 2010-го, где выступление Сергея слушал премьер-министр РФ Владимир Путин. "Без этой рубашки меня уже жена не узнает",— шутит один из самых известных за рубежом российских ИТ-предпринимателей.

Западные журналисты как-то назвали Белоусова "русским Биллом Гейтсом", а учредители престижной премии Changing Times Award признали его предпринимателем 2007 года в Европе. "Я организовывал на российском интернет-форуме секцию по облачным вычислениям. Сергей был у нас ключевым докладчиком"— вспоминает генеральный директор компании "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков и добавляет — "Приехал такой простой миллионер с рюкзаком на плече".

Миллионером Белоусов стал, создав программный продукт, котирующийся на международном рынке. Кроме него наладить продажи софта за рубежом удалось разве что Евгению Касперскому (основателю Kaspersky Lab) и Давиду Яну (ABBYY). Касперский и Ян работают в основном на потребительских рынках, а Белоусов — в сегменте b2b: Parallels — мировой лидер в области софта для автоматизации и виртуализации сервис-провайдеров.

Теперь Белоусов метит в миллиардеры. Сегодня самая модная среди ИТ-менеджеров тема — облачные технологии, когда на компьютере устанавливается только интерфейс, а сама программа или приложение находится на стороннем сервере. Без технологий виртуализации, позволяющих разнообразным программам уживаться на одном компьютере, "облака" не построить.

На полную катушку
В московском кабинете Белоусова стоит турник, чтобы можно было заниматься, не отрываясь от работы. Он бы и рад оторваться. "Стало уже невозможно всех пинать",— признается бизнесмен. Но по-прежнему сам ведет переговоры с ключевыми клиентами и партнерами. Недавно в Parallels пытались оценить нагрузку на сотрудников, помимо основных профессиональных обязанностей. Выяснилось, что Белоусов летает больше всех — примерно два раза в неделю, а писем пишет в 10 раз больше среднего сотрудника — от 3,5 тыс. до 6,5 тыс. в месяц. В корпоративной переписке сотрудники вместо его имени и фамилии используют инициалы SB — слишком уж часто они упоминаются.

"Сергей относится к типу лидеров hands-on (ручное управление.— СФ) — с поразительной работоспособностью и тягой к знаниям,— говорит управляющий партнер инвестиционного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий.— Как только ты соглашаешься на сотрудничество, он использует тебя для дел компании на полную катушку".

Когда-то Белоусова больше тянуло к фундаментальной науке. На четвертом курсе Московского физико-технического института он сдал экзамены экстерном и собирался продолжить обучение в Гарварде или Стэнфорде. Так поступили некоторые его однокурсники. Но денег на это у Белоусова не хватило. Тогда в 1992 году он занялся сборкой и продажей компьютеров, а через два года переключился на телевизоры, основав вместе с однокашником Ильей Зубаревым компанию Rolsen. Партнеры закупали комплектующие в Юго-Восточной Азии, собирали телевизоры в России, а продавали под "корейским" брэндом. Зубарев координировал работу в Москве, Белоусов — в Сингапуре. Телевизорами Белоусов занимался так же недолго, как и компьютерами, — с середины 1990-х он отошел от управления производственным бизнесом, хотя долю в нем сохранил до сих пор.

Все из-за того, что в 1994 году Белоусов и Зубарев пожалели $100 тыс. Примерно столько стоила ERP-система для управления компанией Rolsen. Предприимчивые партнеры договорились с американской Solomon Software (впоследствии вошла в состав Microsoft), что она бесплатно предоставит им копию своей ERP, а взамен они станут продавать программу в странах Азии.

"Все люди, которых мы нанимали в Rolsen, были с мехмата МГУ, физтеха. Они разбирались в ИТ",— говорит Белоусов. Вместе с Зубаревым он создал дистрибутора Solomon Software SEA, а вскоре собрал команду программистов, которые писали софт для Solomon и других заказчиков.

Все на кон
На одном из мероприятий Microsoft в Сингапуре глава этой корпорации Билл Гейтс с тремя чернокожими телохранителями подошел к стенду компании Белоусова и разговаривал с Сергеем целых 20 минут. Тот очень волновался и запомнил только, как гуру похвалил его разработки: "Замечательная архитектура". После этого правительство Сингапура выделило русским программистам грант 200 тыс. сингапурских долларов (примерно равны американским). Однако к 2000 году стало понятно, что перспективный бизнес на разработках для других компаний не построишь: месяц работы российского инженера в сингапурском офисе стоил $3 тыс., а индуса — от $600. Белоусов решил, что нужно придумать что-то свое. И замахнулся на создание первой в мире операционной системы для сервис-провайдеров. Белоусов и Зубарев открыли под проект компанию SWsoft. Правда, Зубарев не хотел финансировать затею из прибыли Rolsen. Тогда Белоусов решил искать инвесторов в Силиконовой долине.

Перед самой его поездкой в США в сентябре 2001 года террористы взорвали в Нью-Йорке "башни-близнецы". Примерно в это же время Белоусов травмировался, играя с друзьями в футбол,— врачи наложили 14 швов. "Американцы были в шоке от 9/11, а тут еще странный русский с забинтованной головой. Какие инвестиции?" — вспоминает Сергей. Денег он так и не получил.

Чтобы привлечь кредит для SWsoft, ему пришлось заложить квартиру в Сингапуре. Бомжом Белоусов не стал, но к 2002 году его энтузиазм иссяк. Быстро создать с нуля операционную систему SWsoft не удалось. Прибыль приносило лишь направление резервного копирования данных, которое Белоусов выделил в отдельную компанию Acronis. Выделил, потому что готовился продать убыточный SWsoft.

"Маленькая компания взвалила на себя глобальную задачу — создать экосистему для облачных вычислений. Нужно было этот бизнес или продавать, или интенсивно развивать",— рассудил Белоусов.

Переговоры с потенциальным покупателем — американской Ensim — стали удачными и неудачными одновременно. CEO Ensim Стив Бауэр от сделки отказался, зато подбросил идею, что SWsoft было бы неплохо объединиться с компанией Plesk, поскольку их разработки удачно дополняли друг друга: Plesk выпускал для сервис-провайдеров контрольную панель управления, а SWsoft — программы виртуализации.

Белоусов считал Plesk американской компанией, а оказалось, что у нее новосибирские корни. Совладелец Plesk Дмитрий Симоненко и Белоусов встретились в Вашингтоне. "Он сибиряк, мы сразу пошли пить водку",— рассказывает Белоусов. За водкой выяснилось, что Plesk нужны инвесторы. В итоге Симоненко поддержал идею Бауера, и в том же 2003 году компании объединились.

ИТ-Распутин
"Нельзя сказать, что виртуализация — это что-то принципиально новое,— говорит Александр Загнетко, ведущий аналитик IDC по рынкам серверов и систем хранения данных.— Концепция известна уже по крайней мере 30 лет. Но SWsoft пытался найти еще не занятые ниши. Ведь крупнейшие игроки — Microsoft или VMware, как только появляется серьезный спрос на определенные типы приложений, немедленно захватывают очень большую долю рынка".

Нишей SWsoft стали программы автоматизации и виртуализации для сервис-провайдеров. Владелец сайта может разместить его на собственном сервере, а может на серверах партнера-провайдера. Первый вариант, как правило, выбирают крупные компании, у которых есть штат ИТ-специалистов, и таких денежных клиентов охватили гиганты VMware и Microsoft. По второму пути идут малый и средний бизнес. Белоусов ориентировался на них.

Чтобы развивать бизнес, требовались деньги, и Белоусов снова обратился к инвесторам. Первым, кто разглядел, хотя и не сразу, в SWsoft компанию с "миллиардным замахом", был Александр Галицкий. В 2003 году он купил миноритарную долю в SWsoft, а спустя два года повез Белоусова в Силиконовую долину встречаться с "денежными мешками".

"Инвесторы слушали Сергея, у которого были длинные локоны и горящие глаза, и говорили мне после этого: "Компания классная, но нужен новый СЕО",— вспоминает Александр Галицкий.— Один у меня даже спросил: "Саша, ты где нашел этого Распутина?" Только Дэвид Коуэн из Bessemer Ventures перезвонил и сказал: "У компании есть реальный лидер, и компания интересная"".

В 2005 году Bessemer Ventures, а с ним и два других крупных венчурных фонда — Insight Venture Partners и Intel Capital — рискнули инвестировать в SWsoft. В общей сложности фонды вложили $12,5 млн, и сейчас они контролируют чуть меньше 30% компании. Вырученные средства Белоусов направил на скупку конкурентов и отдельных групп разработчиков.

Мафиозная история
Купив немецкую фирму Confixx, Белоусов едва не попал за решетку. Он болел гриппом с температурой под 40, но когда узнал, что со счетов компании пропадают деньги, тут же отправился в Германию разбираться. Выяснилось, что бывший владелец Confixx, который продолжал руководить офисом, оплачивает свои личные расходы со счетов компании. На обвинения предприниматель ответил, что договор составлен неправильно, что Сергей — русский мафиози, и, наконец, вызвал полицию — супруга немца заявила, что Белоусов толкнул ее. От полицейского участка Белоусова спасло лишь вмешательство сотрудников Confixx, недолюбливавших прежнего владельца. Они объяснили, что никто никого не толкал. "Если бы тогда не приехал, контроль над Confixx точно бы потерял",— считает бизнесмен.

С 2003-го по 2008 год он купил 12 компаний-конкурентов (практически всех заметных разработчиков софта для сервис-провайдеров) и на базе SWsoft создал холдинг Parallels, предоставляющий весь комплекс услуг: софт для управления серверами, контрольную панель для управления сайтами и биллинг для расчета оплаты между владельцами сайтов и хостерами. Остальные игроки предлагают лишь часть решений.

Сергей Рыжиков считает, что преимущество Parallels в первую очередь в дешевизне технологии: "Средний и малый бизнес, с которым в основном работают сервис-провайдеры, очень чувствителен к цене. А гигантские корпорации всегда ориентировались на высокий ценник. Их программы избыточные и дорогие". Как Parallels помогает клиентам экономить? Например, с помощью ее программы Virtuozzo сервер способен обслуживать сотни сайтов. Софт конкурентов зачастую предполагает, что на аналогичном по мощности сервере размещается значительно меньше сайтов.

"Для работы с виртуальным хостингом панель управления Plesk от Parallels является наиболее популярным решением,— говорит руководитель виртуального хостинга провайдера "Агава" Дмитрий Филатов.— Причем панель развивается, сейчас мы используем уже девятую версию".

Сегодня из 6 тыс. провайдеров в мире 5 тыс. применяют софт Parallels. Кризис Белоусову только на руку: в Европе и США сейчас настоящий бум стартапов, многие запускают бизнес именно в интернете, а значит, растет количество клиентов у хостеров.

Правда, сам сегмент невелик — на собственные разработки сервис-провайдеры тратят в 10 раз больше, чем на услуги сторонних разработчиков. Соответственно, скромна и выручка Parallels — в 2009 году около $100 млн. Для сравнения: Acronis принес около $150 млн. Но Белоусов не случайно носит рубашки именно с логотипом Parallels.

Взрыв в облаках
Концепция облачных вычислений Software as a Service (сервис как услуга) может перевернуть мир так же, как когда-то появление интернета. Технологии передачи данных стали дешевле и надежнее. Для небольших компаний, особенно в кризис, это соблазн сократить штатных администраторов и передать ИТ-обслуживание на сторону.

ИТ-компании решили, что программы не обязательно продавать, их можно предоставлять в аренду с удаленных серверов. В 2007-2008 годах Microsoft, Symantec, Google, SAP, Amazon и другие гиганты начали выпускать софт, который работает по модели SaaS. Через 15-20 лет создатели облачного софта будут зарабатывать $1 трлн, уверен Белоусов. К слову, сейчас весь мировой ИТ-рынок оценивается примерно в $1,48 трлн.

Увеличить выручку Parallels до $1 млрд Белоусов планирует раньше — через семь лет. Дело в том, что для обслуживания "облаков" необходима инфраструктура. Создают ее как раз ключевые клиенты Parallels — сервис-провайдеры. Если до недавнего времени они занимались в основном хостингом сайтов и электронной почты, то сейчас практически любыми ИТ-услугами. На этой волне последние три года выручка Paralles растет на 30-40% ежегодно. По словам Белоусова, этап бурного роста оказался самым трудным. Главным тормозом стала структура компании.

Парадоксальные вещи
12-летняя дочка Сергея Белоусова родилась в Сингапуре, свободно говорит на английском, чуть хуже на русском и индонезийском бахаса. "Вот и наша компания — со сложной судьбой",— шутит бизнесмен и отец.

Бизнес Parallels был организован как солянка из команд-разработчиков, которые все время придумывают что-то новое. К примеру, в 2007 году программисты создали первый продукт для прямых пользователей. Программа Desktop for Mac от Parallels позволяет запускать на "Макинтошах" одновременно с родной операционной системой также Windows или Linux. Сейчас Desktop for Mac приносит Parallels уже около 30% оборота.

У компании 15 офисов, разбросанных по всему миру (см. схему на стр. 22). Основным связующим звеном до недавнего времени был сам Белоусов — все операции шли через него. Он мог позвонить программистам с просьбой что-нибудь написать, а их непосредственный руководитель об этом даже не знал. Некоторые команды дублировались.

В 2009 году Белоусов объединил всех специалистов по маркетингу и сейлз-менеджеров в одном офисе в американском Сиэтле (50% продаж Parallels приходится на США), а финансистов — в швейцарском Шафхаузене. Вместо семи центров техподдержки теперь остался один новосибирский.

Впервые глава Parallels провел аттестацию сотрудников в 2008 году и обнаружил парадоксальные вещи. Например, программист Анна Воробьева написала за месяц 10 тыс. строк кода, тогда как некоторые ее коллеги — 100. Три программиста три года делали драйвер для USB-порта, и драйвер получился плохой. А Алексей Кузнецов в одиночку написал отличный драйвер меньше чем за полгода.

За два года Белоусов уволил треть сотрудников — около 300 человек. Показатель выручки на одного сотрудника до сокращений в Parallels был в пять-восемь раз ниже, чем у лидеров рынка. Сейчас каждый сотрудник приносит около $185 тыс. в год — лишь в полтора-три раза меньше, чем у ИТ-гигантов.

Параллельно с сокращениями Белоусов изменил систему оплаты труда программистов. Раньше ее переменная часть зависела от мнения непосредственного начальника, теперь еще и от успеха продукта, отзывов потребителей.

На роль топ-менеджеров Белоусов пригласил выходцев из крупных корпораций. Вице-президентом по международным продажам стал Джим Хермен из Symantec, главным директором по технологиям — Мэтт Домо из Amazon, директором по развитию серверной виртуализации — Амир Шариф из VMware. В общей сложности из 40 топ-менеджеров Parallels 25 пришли в компанию после 2008 года. Руководители отдельных подразделений теперь подчиняются им, а не Белоусову. "Бизнес стал более управляемым, прогнозируемым и формальным,— радуется глава Parallels.— Подо мной появилось три уровня менеджеров".

Без управляемости уже никак нельзя. Сейчас Parallels считается самой продвинутой компанией в области софта для сервис-провайдеров. Но стоит хоть немного сбавить темпы и потерять имидж передовика, как заказчики могут переключиться на собственные разработки.

1% продаж

от выручки Parallels приходится на Россию. Малый бизнес здесь развивается не слишком активно, да и уровень использования ИТ-технологий пока невысок. Зато почти все программисты компании работают в Москве и Новосибирске

2011 год

После этого года планируется IPO Parallels. Скорее всего, оно пройдет в США. Выходом на рынок публичного капитала должна завершиться масштабная реорганизация компании, начавшаяся в 2008 году




Николай Гришин

"Секрет фирмы"
13.08.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов