Фаст-фуд отправляется в социальные сети
Американский малый и средний бизнес научился извлекать пользу из социальных медиа. В сентябре в Нью-Йорке откроется первая в мире сеть ресторанов быстрого питания, которая обещает превратить обед в настоящую игру в социальных сетях. Сеть предложит клиентам «собрать» из множества ингредиентов сэндвич по своему вкусу и показать его друзьям в Twitter, Facebook и других сетях. Ресторан получает бесплатную рекламу, а посетитель — бутерброд и удовольствие от возможности использования любимых сервисов.
В сентябре в Нью-Йорке на Мэдисон-авеню и сороковой Ист-стрит (East 40th Street) откроются первые заведения необычной сети ресторанов быстрого и одновременно здорового питания 4Food. Команда рестораторов задумала, пожалуй, самую идеалистическую концепцию заведений на рынке фаст-фуда, от которой и происходит название сети.
Концепция поделена на четыре части. Первая: обширное меню из одних только ингредиентов, которое позволит посетителям «кастомизировать» свой заказ. Клиенты могут сделать свой сэндвич из более чем 140 млн возможных комбинаций ингредиентов. Каждый индивидуальный заказ будет храниться в специальной базе данных ресторана с тем, чтобы посетитель мог повторить свой заказ в следующий раз.
Вторая часть — сотрудники, вооруженные iPad для обработки заказов; третья — свободный WiFi, а четвертая — корпоративная социальная ответственность, экологические аспекты бизнеса. Социальная ответственность заключается в низких ценах и в том, что до 60% продуктов будут предоставлять местные фермеры и производители. Кроме того, предприятие будет самостоятельно перерабатывать отходы и сберегать электричество.
Кстати, в разработке бизнес-стратегии 4Food помогала компания IBM. Между компаниями подписано соглашение, по которому IBM обязуется помогать в управлении цепочкой поставок, взаимодействии с местными сообществами и в экологических вопросах.
Еще до открытия заведений в сети прошло мероприятие, которое организовала компания Gawker Media, владеющая IT-блогом Gizmodo. Она пригласила журалистов, которые затем — например, автор технологического раздела The New York Times Ник Билтон и автор Cnet News Каролин МакКарти — восторженно отозвались о заведении.
«Это настоящий футуризм. Мой бургер был не только заказан по Интернету и я мог выбрать даже форму и состав булочки, но его изображение и описание тут же появились в Twitter, Facebook и Fourscuare, а проверил и подтвердил мой заказ официант с iPad», — пишет Билтон.
Но это еще не все. Система привлечения клиентов — настоящая игра для социальных сетей. Она работает примерно так: потребитель заказывает бургер, дает ему название, скажем, Yummy Burger, выкладывает картинку и описание в Facebook и другие сети. Как только другой посетитель любого ресторана 4Food заказывает Yummy Burger, его создатель получает 25 центов. И в дополнение этот вид бургера появляется в ресторанном рейтинге.
Как правило, блюдо будет стоить от 5 до 10 долларов — в зависимости от ингредиентов. А если оно станет крайне популярным, тот, кто его придумал, не раз бесплатно пообедает в сети.
И это самая настоящая маркетинговая стратегия нового поколения. Вместо того, чтобы тратить деньги на традиционный маркетинг, 4Food использует бесплатные возможности социальных сетей (см. видео). А это не только очень выгодно, но и объяснимо. Очевидная проблема сети — непомерно высокие арендные ставки в центре города. Проект венчурный и компания будет привлекать дополнительные инвестиции, потому что в течение ближайших нескольких лет 4Food рассчитывает открыть 10–12 новых ресторанов.
Разумеется, создатели 4Food — не первые представители бизнеса, решившие использовать преимущества социальных сетей.
Некоторые небольшие западные компании уже сумели превратить микроблогинговую сеть Twitter в эффективный маркетинговый инструмент, используя его как средство персонализированного взаимодействия с существующими и потенциальными клиентами. Газета The New York Times ранее рассказала по этому поводу несколько занятных историй.
Совладелец Humphry Slocomble — небольшого 14-местного кафе в Сан-Франциско — Шон Вэй (Sean Vahey) создал блог в Twitter, и у него уже более 300 тысяч подписчиков. Это куда больше, чем у конкурентов-гигантов: Ben&Jerry’s, Baskin-Robbins или Dairy Queen. Что очень неплохо для маленькой компании, которая начала вести микроблог менее года назад. «Мы начали использовать Twitter, потому что у нас не было денег на рекламу вообще, — говорит совладелец и руководитель компании. — Мы продаем продукт, который меняется каждый день. Один покупатель как-то спросил, как это у нас получается — постоянно предлагать что-то новое и при этом актуальное? Идеальным ответом было слово «Twitter».
В твитах компании можно узнавать об обновлениях меню, которое включает свыше ста различных видов мороженого. «Как только мы пишем о новом вкусе в Twitter, — говорит Шон Вэй, — мы получаем моментальную реакцию на него».
Еще примеры. Одна из продуктовых компаний начала использовать Twitter в качестве сервиса технической поддержки. Whole Foods — один из крупнейших ритейлеров в Twitter, имеющий более 1,7 млн читателей. Марла Эрвин (Marla Erwin), член команды Whole Foods, которая ведет аккаунт, оценивает долю клиентов, пользующихся их микроблогом для решения своих вопросов, в 75%.
А хозяйка небольшой булочной в Лос-Анджелесе Kiss My Bundt Криста Уилсон (Christa Wilson) использует Twitter для изучения фокус-групп. Мисс Уилсон нравится экспериментировать с новыми рецептами и она использует Twitter для получения отзывов. «Это абсолютно точные фокус-группы: мне не надо куда-то ходить и искать людей, которым интересна выпечка, — говорит она. — Мой клиент уже здесь: мои читатели в Twitter и фанаты на Facebook».
Анна Левинская
BFM.RU |