Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Водка про запас или рюмочная?

Кто выиграет от ночного запрета продажи крепкого алкоголя

С 1 сентября после 22.00 в Москве нельзя будет купить алкоголь крепче 14%. Инициатива столичного правительства в борьбе с алкоголизацией населения пошла дальше - столичные чиновники хотят запретить ночную торговлю и слабоалкогольными напитками. Правда, региональные власти пока не имеют таких полномочий. У желающих выпить есть выбор, как выйти из создавшейся ситуации: купить алкоголь заранее, заменить "крепкое" вином или пивом, пойти в кафе или наладить свой канал поставки через знакомых продавцов. Причем эксперты уверены: "теневая" торговля расцветет, а кафе "демократичного" формата хоть незначительно, но увеличат прибыль.

Москва - не первый город, где будет введен запрет продажи крепкого алкоголя ночью. Подобные ограничения действуют в Санкт-Петербурге, Челябинске, Ульяновской, Нижегородской, Кировской областях, в Подмосковье, Удмуртии и др. Однако, по мнению руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, позитивных изменений в этих регионах нет.

Хотели как лучше...

В Подмосковье после ввода ночного запрета в мае продажи легальной и нелегальной водки и ЛВИ в легальной системе продаж снизились на 10% (но это связано и с подорожанием "беленькой"), в Удмуртии, например, где такой запрет ввели с 7 января, никакого снижения замечено не было. А в Кировской области реализация водки и ЛВИ вообще выросла на 7%. "Практика ограничений на продажу крепкого алкоголя в России не нова. По опыту регионов можно сказать, что революции не произошло, - соглашается президент брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. - Есть короткий дискомфорт "привыкания", а потом люди перестраиваются и начинают приобретать данную продукцию "загодя".

Ограничения продажи алкоголя в Москве действовали и до 1 сентября. Во многих магазинах уже сейчас после 23.00 нельзя приобрести спиртные напитки крепче 14%. По словам Вадима Дробиза, лишь 800 магазинов продают крепкий алкоголь круглосуточно из имеющихся в столице более 10 000 магазинов с алкогольной лицензией. Эксперт отмечает, что запретительные и ограничительные меры не помогут серьезно снизить алкоголизацию в стране. Наглядным примером могут послужить Швеция и Финляндия, где введены самые жесткие меры борьбы с алкоголем - в странах тотальный контроль продаж, госмонополия на спиртное и крайне низкое число точек продаж. В Швеции за 10 лет употребление алкоголя выросло на 70%, в Финляндии за последние 30 лет, из которых 20 - под запретами, мужчины стали пить в два раза больше, а женщины - в шесть. "Вообще любые запреты - это либо плохо, либо бессмысленно, - комментирует Алексей Андреев. - Гражданам, не страдающим алкогольной зависимостью, эти ограничения не доставят хлопот - на случай острой необходимости у всех дома есть "запас". А тем, кому ежедневно "невмоготу", рестораны, как правило, недоступны".

Кто не успел - тот в кабак?

С вступлением в силу ограничения на продажу крепкого алкоголя прибыль у заведений общепита хоть незначительно, но прибавится. По разным экспертным оценкам, прирост составит от 10 до 30%. "На прибыли кафе, ресторанов и баров это нововведение скажется очень незначительно, - рассказывает исполнительный директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков. - Я полагаю, что их выручки по алкоголю вырастут в пределах скромных 5-10%. И то не во всех и не везде".

Очевидно, что это никак не отразится на дорогих ресторанах, не в выигрыше будут и те заведения, работающие до 23.00, а вот круглосуточные "демократичные" форматы могут рассчитывать на увеличение трафика. "Я не думаю, что этот закон значительно повлияет на рынок общепита. Заведения, которые работали в среднем ценовом сегменте и выше, не почувствуют изменений, так как гости приходят в ресторан, если их устраивает совокупность факторов: атмосфера, обслуживание, кухня", - рассказывает руководитель сети ресторанов "Эль Инка" Хосе Фарфан.

Успех рюмочных тоже под большим вопросом. "Я обсуждал эту тему с некоторыми заведениями, - рассказывает Андрей Петраков. - Владельцы с интеллектом не ждут существенного повышения потока клиентов (до 10%). Остальные рассчитывают, что рост будет до 30%. Я склонен согласиться с первыми".

Правда, рестораторы уже начали перестраиваться. Так, в спальных районах столицы некоторые кафе срочно переделываются под "бюджетный" формат - 50 граммов водки среднего класса там стоят 30 рублей, то есть наценка для общепита умеренная, всего 100% (как правило, она в 2-3 раза больше). Плюс недорогая закусь. Вывески "Рюмочная" нет, но направленность заведения и так понятна.

По мнению президента брендингового агентства Depot WPF Алексея Андреева, ресторанный бизнес вряд ли будет предпринимать дополнительные усилия по привлечению клиентов - у них и так вся экономика рассчитывается "от бара". Ресторанов, реально зарабатывающих на "еде", меньшинство. "Количество посетителей, желающих выпить, но не успевших купить заветную бутылку до 22.00, в ресторанах если и прибавится, то ненамного, - объясняет Андреев. - Это будут нечастые жертвы форс-мажорных обстоятельств - все-таки не в традициях россиян "гулять" без особых поводов. Ну и конечно же перестраиваться под "синяков" никто из рестораторов не станет - нельзя ломать формат".

Эксперты считают очевидным, что меры по ограничению продажи крепкого алкоголя направлены против бедных слоев населения, так как люди со средним доходом и выше могут пойти в бар, клуб, ресторан, закажут себе алкоголь по интернету. "Человек, умеренно пьющий и не очень обремененный деньгами, купит себе алкоголь днем, - объясняет эксперт ЦИФРРА. - Страждущий ночью малоимущий купит водку в системе альтернативной продажи - она появится в один момент". Так что все останутся при своих интересах.

Свои сети

Эксперты единодушны в том, что от запрета ночной продажи крепкого алкоголя сетевая розница почти не пострадает, а вот торговля "из-под полы" появится моментально. "Ограничение продажи алкоголя по времени не должно сильно сказаться на крупных ритейлерах, так как крупные сети редко работают после 11 вечера, - отмечает директор по аудиту "Моор Стивенс" Александр Мартинович. - Возможно, это ограничение окажет серьезное влияние на небольшие магазины, расположенные в жилых кварталах, - вплоть до того, что они могут свернуть свою работу в ночные часы по причине нерентабельности".

Но все же надо иметь в виду, что в магазинах "у дома", особенно в спальных районах, где многие продавцы хорошо знают своих покупателей, будут продавать постоянным клиентам алкоголь в любое время. "За ночь точка продает лишь 10% алкоголя от суточной нормы продаж. На снижение продаж меры властей никак не повлияют, - рассказывает Вадим Дробиз. - Сценарий будет следующий - умеренно пьющие станут покупать днем и иметь запас спиртного, а маргиналы даже ночью найдут где выпить - начнет расти мощная система альтернативных продаж у бабушек, условно - таксистов и т.д.".

Ольга Долгова

Финансовые известия
27.08.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов