Интервью: Владимир Григорьев, замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
"Нужно научиться платить за электронные книги"
Вместе с Международной московской книжной ярмаркой 1 сентября откроется выставка "Книгабайт". Как электронная книга меняет наше сознание, рассказал "Огоньку" замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев
Международная московская книжная ярмарка, которая пройдет с 1 по 6 сентября, давно уже не ограничивается только традиционными книгами. "Книгабайт" — масштабный проект в рамках ММКВЯ, посвященный технологиям, содержанию и мировым трендам в электронном книгоиздании. Здесь будут обсуждаться вопросы оцифровки книжного наследия, создания и функционирования виртуальных читальных залов, аудиокниг. Рынок электронных книг — один из самых динамичных в России: каковы его перспективы?
— На самом деле могу утверждать, что в ближайшие 10 лет реальной угрозы индустрии бумажных книг нет. Обычная книга была и будет ценностью для тех, кто любит их коллекционировать, кто любит достать книгу с полки, полистать ее, ощутить запах... Я сам такой читатель. Электронным ридером пользуюсь только по необходимости — в полетах, в командировках. При всей кажущейся тотальности электронных книг реальные цифры продаж в ведущих странах говорят о том, что онлайновый книжный бизнес только в начале пути. Для примера: объем рынка электронных изданий в США составляет сегодня чуть менее 200 млн долларов. При этом объем рынка бумажной книги — около 25 млрд. При этом нельзя не отметить: рост продаж электронных книг только в этом году — 200 процентов. Это запредельный, конечно, темп роста.
— Вероятно, главным противником электронной книги являются производители бумажной продукции, которые видят в новом формате своего могильщика. Ведь электронные книги оставят без работы много людей.
— Это распространенное заблуждение. На самом деле развитие рынка электронных книг никак не затронет традиционных производств, потому что в большинстве случаев они могут быть воссозданы на виртуальном уровне. В этом смысле рынок электронных книг уникален: он никому не является конкурентом, никого не хочет победить или выгнать. Те же книжные графики, допустим, будут оформлять электронные книги, которые будут стоить чуть дороже, но зато будут проиллюстрированы. А с типографиями вообще интересно. Как показали многочисленные опросы, количество продукции, выпускаемой типографиями, с появлением электронных книг не изменилось. Вся та бумага, которая ранее шла на производство книг, сегодня идет на маркетинг, рекламу и прочее. И совсем уж показательный факт: в мае этого года одна крупная немецкая типография закупила 14 ультрасовременных машин высокой производительности для печати. Они очень дорогие, почти как небольшой самолет. Для сравнения: в России таких машин всего четыре. Это все говорит о том, что бумагу никто хоронить не собирается.
— Можно ли искусственно ускорить переход рынка с бумажной на электронную книгу?
— При наличии политической воли это легко сделать. Но ведь главная наша задача — не в том, чтобы всех заставить читать в электронном виде, а в том, чтобы вообще приучить людей читать. Мы хотим не потерять читающего человека. В этом смысле безразлично, какие книжки — бумажные или электронные — будет читать ребенок. Человек должен уметь читать и воспринимать текст независимо от его носителя. Слово и текст — важнейшие составляющие мыслительного процесса: без них невозможно устроить нормальное государство. По этой же причине государство заинтересовано и в наличии писателей: литература аккумулирует опыт страны, ее культуру и историю. Если неуважительно относиться к языку, ослабить его воздействие — исчезнет самоценность государства, его внутреннее содержание, уникальность, дух страны. Сохранить это наследие и развивать его очень важно, поэтому и высокая литература, и филология, и философия, и переводы очень важны.
Иными словами, я хочу сказать, что техника и форматы — вещи все-таки вторичные. В свое время была иллюзия, что интернет откроет дорогу неизвестным талантам, которых никто не хочет печатать. Мы сегодня наблюдаем глобальный эксперимент: массовый читатель превращается в массового писателя. И пусть, конечно, каждый себя попробует, тем более что остановить этот процесс невозможно. Но ведь и новый Чехов или Гоголь не появился. Пока незаметно, по крайней мере.
— Но электронная книга и интернет уже совершили революцию в образовании: все специализированные книги давно уже найти можно только в интернете.
— Да, причем так во всем мире. Например, находясь в Гарвардском университете, вы сегодня спокойно имеете доступ ко всем библиотечным ресурсам страны. Вы платите за ваше образование, и вам не нужно покупать учебники — доступ ко всем учебникам уже включен в вашу оплату за курс. В принципе, наши университеты пойдут тем же путем. Допустим, появление в провинции электронных библиотек — это вопрос года, ну двух-трех. Но прежде нужно решить еще одну глобальную проблему.
— Какую?
— Повсеместному распространению электронной книги мешают нерешенные вопросы с защитой авторских прав и в целом отсутствие правового поля в интернете. В свою очередь, законы, написанные до эпохи интернета, нуждаются в уточнении. В России действует четвертая часть Гражданского кодекса, согласно которой любое копирование произведения является уголовным преступлением. При этом за государственные деньги любой университет сегодня копирует необходимые ему книги, выкладывает их на интернет-ресурсах, начинает продавать... Поскольку законодательство ориентировалось на традиционный книжный рынок, оказались не проработанными вопросы использование прав для электронных книг. Электронные книги для нашей культуры — это и выход, и вызов.
Есть также еще одна проблема: договориться всем участникам рынка, в каком формате выпускать электронные книги. В связи с выпуском отечественных букридеров, уже нового поколения, и насыщением ими рынка эта проблема актуальна. На сайтах продвинутых агрегаторов электронных текстов вы можете скачать книги в 15-20 форматах. Непродвинутые могут предложить два-три формата. Но это вопросы технические, они решаемы. А вот для того, чтобы поддержать авторское право в интернете, нужна продуманная государственная система: не решив вопроса с оплатой за труд авторов, бессмысленно делать что-то далее.
— Получается, электронная книга потребует пересмотра авторских прав?
— Два года назад нам удалось дополнить четвертую часть Гражданского кодекса, но она не идеальна и сегодня. В настоящее время несколько групп цивилистов работают над дополнениями и изменениями в действующий Гражданский кодекс. Но тут нужно еще и разработать механизмы, соответствующие новому законодательству. Допустим, на рынке начали появляться легальные продавцы электронных книг, но они сегодня страдают от дикой конкуренции с пиратами. Казалось бы, нужно просто уничтожить пиратов, потому что иначе не разовьется рынок. Но пиратскими ресурсами так или иначе пользуются сегодня все. И победа над пиратством обернется гуманитарной катастрофой для всех тех, кто, допустим, читал в Сети. Международное сообщество нас очень журило в связи с проблемой музыкального пиратства: это была одна из причин, по которым нас не брали в международные торговые организации и т.д. Говорили, что, мол, у нас нет политической воли для решительной борьбы с пиратством. Но вот посмотрите: в результате этой борьбы музыка ушла в интернет, а легальный рынок дисков упал на 50-70 процентов. Его сегодня, по сути, не существует. Приблизительно такая же тенденция в кино. Нишу распространения электронных книг сегодня также занимают пираты. То есть дилемма: либо сохранить рынок, пусть и полупиратский, либо жестоко зачистить его от пиратов, потеряв до половины потребителей.
Единственным пока реальным решением проблемы с пиратством является способность государства создать систему управления правами. То есть попросту решить, кто из участников рынка будет платить автору? И на какой стадии? Подходов тут масса: можно закладывать в стоимость компьютера или букридера процент, который пойдет на оплату авторских отчислений. Либо подобно телеканалам и радиостанциям платить процент от рекламных доходов, который потом перераспределяется между авторами. Словом, главная цель — создать систему, при которой бы автор не страдал. Одним словом, убрать из цепочки распространения книг затраты на бумагу, полиграфию, логистику, складирование и все остальное...
— ...и сэкономленные деньги передать автору?
— Даже передавать ничего не надо: авторские гонорары, опять же, будут заложены в стоимость электронной книги. Покупатель этого почти не ощутит: ведь электронная книга обходится потребителю почти в два-два с половиной раза дешевле, чем обычная. Весь вопрос лишь в том, как приучить интернет-пользователей платить за электронную книгу — точно так же, как они приучены платить за бумажную. "Платите меньше, но платите" — вот чего нужно добиться от пользователей. Весь мир сегодня пытается найти такие правила игры, чтобы зарабатывали все: автор, издатель, агрегатор и сам потребитель, который экономит при покупке электронной книги.
— Исчезнут ли из этой цепочки традиционные библиотеки?
— Вообще и библиотеки, и книгопроводящие сети все эти годы в нашей стране были недоразвитыми, то есть хромала система распространения и доставки книг. В этом смысле развитие электронной книги — это спасение и для библиотечного дела. Но ведь нужно еще заставить в такую библиотеку прийти современного тинейджера. Естественно, на смену старым, советского образца библиотекам должны прийти мультимедийные центры. Они должны стать местом, где человек мог бы получить прямой и бесплатный доступ ко всем электронным библиотекам в России. В идеале мы хотим, чтобы в любой сельской библиотеке был доступ ко всему массиву книг, точно так же, как сегодня есть доступ ко всем СМИ.
Беседовал Михаил Серафимов
Огонек
|