Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Владимир Григорьев, замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

"Нужно научиться платить за электронные книги"

Вместе с Международной московской книжной ярмаркой 1 сентября откроется выставка "Книгабайт". Как электронная книга меняет наше сознание, рассказал "Огоньку" замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев

Международная московская книжная ярмарка, которая пройдет с 1 по 6 сентября, давно уже не ограничивается только традиционными книгами. "Книгабайт" — масштабный проект в рамках ММКВЯ, посвященный технологиям, содержанию и мировым трендам в электронном книгоиздании. Здесь будут обсуждаться вопросы оцифровки книжного наследия, создания и функционирования виртуальных читальных залов, аудиокниг. Рынок электронных книг — один из самых динамичных в России: каковы его перспективы?

— На самом деле могу утверждать, что в ближайшие 10 лет реальной угрозы индустрии бумажных книг нет. Обычная книга была и будет ценностью для тех, кто любит их коллекционировать, кто любит достать книгу с полки, полистать ее, ощутить запах... Я сам такой читатель. Электронным ридером пользуюсь только по необходимости — в полетах, в командировках. При всей кажущейся тотальности электронных книг реальные цифры продаж в ведущих странах говорят о том, что онлайновый книжный бизнес только в начале пути. Для примера: объем рынка электронных изданий в США составляет сегодня чуть менее 200 млн долларов. При этом объем рынка бумажной книги — около 25 млрд. При этом нельзя не отметить: рост продаж электронных книг только в этом году — 200 процентов. Это запредельный, конечно, темп роста.

— Вероятно, главным противником электронной книги являются производители бумажной продукции, которые видят в новом формате своего могильщика. Ведь электронные книги оставят без работы много людей.

— Это распространенное заблуждение. На самом деле развитие рынка электронных книг никак не затронет традиционных производств, потому что в большинстве случаев они могут быть воссозданы на виртуальном уровне. В этом смысле рынок электронных книг уникален: он никому не является конкурентом, никого не хочет победить или выгнать. Те же книжные графики, допустим, будут оформлять электронные книги, которые будут стоить чуть дороже, но зато будут проиллюстрированы. А с типографиями вообще интересно. Как показали многочисленные опросы, количество продукции, выпускаемой типографиями, с появлением электронных книг не изменилось. Вся та бумага, которая ранее шла на производство книг, сегодня идет на маркетинг, рекламу и прочее. И совсем уж показательный факт: в мае этого года одна крупная немецкая типография закупила 14 ультрасовременных машин высокой производительности для печати. Они очень дорогие, почти как небольшой самолет. Для сравнения: в России таких машин всего четыре. Это все говорит о том, что бумагу никто хоронить не собирается.

— Можно ли искусственно ускорить переход рынка с бумажной на электронную книгу?

— При наличии политической воли это легко сделать. Но ведь главная наша задача — не в том, чтобы всех заставить читать в электронном виде, а в том, чтобы вообще приучить людей читать. Мы хотим не потерять читающего человека. В этом смысле безразлично, какие книжки — бумажные или электронные — будет читать ребенок. Человек должен уметь читать и воспринимать текст независимо от его носителя. Слово и текст — важнейшие составляющие мыслительного процесса: без них невозможно устроить нормальное государство. По этой же причине государство заинтересовано и в наличии писателей: литература аккумулирует опыт страны, ее культуру и историю. Если неуважительно относиться к языку, ослабить его воздействие — исчезнет самоценность государства, его внутреннее содержание, уникальность, дух страны. Сохранить это наследие и развивать его очень важно, поэтому и высокая литература, и филология, и философия, и переводы очень важны.

Иными словами, я хочу сказать, что техника и форматы — вещи все-таки вторичные. В свое время была иллюзия, что интернет откроет дорогу неизвестным талантам, которых никто не хочет печатать. Мы сегодня наблюдаем глобальный эксперимент: массовый читатель превращается в массового писателя. И пусть, конечно, каждый себя попробует, тем более что остановить этот процесс невозможно. Но ведь и новый Чехов или Гоголь не появился. Пока незаметно, по крайней мере.

— Но электронная книга и интернет уже совершили революцию в образовании: все специализированные книги давно уже найти можно только в интернете.

Да, причем так во всем мире. Например, находясь в Гарвардском университете, вы сегодня спокойно имеете доступ ко всем библиотечным ресурсам страны. Вы платите за ваше образование, и вам не нужно покупать учебники — доступ ко всем учебникам уже включен в вашу оплату за курс. В принципе, наши университеты пойдут тем же путем. Допустим, появление в провинции электронных библиотек — это вопрос года, ну двух-трех. Но прежде нужно решить еще одну глобальную проблему.

Какую?

— Повсеместному распространению электронной книги мешают нерешенные вопросы с защитой авторских прав и в целом отсутствие правового поля в интернете. В свою очередь, законы, написанные до эпохи интернета, нуждаются в уточнении. В России действует четвертая часть Гражданского кодекса, согласно которой любое копирование произведения является уголовным преступлением. При этом за государственные деньги любой университет сегодня копирует необходимые ему книги, выкладывает их на интернет-ресурсах, начинает продавать... Поскольку законодательство ориентировалось на традиционный книжный рынок, оказались не проработанными вопросы использование прав для электронных книг. Электронные книги для нашей культуры — это и выход, и вызов.

Есть также еще одна проблема: договориться всем участникам рынка, в каком формате выпускать электронные книги. В связи с выпуском отечественных букридеров, уже нового поколения, и насыщением ими рынка эта проблема актуальна. На сайтах продвинутых агрегаторов электронных текстов вы можете скачать книги в 15-20 форматах. Непродвинутые могут предложить два-три формата. Но это вопросы технические, они решаемы. А вот для того, чтобы поддержать авторское право в интернете, нужна продуманная государственная система: не решив вопроса с оплатой за труд авторов, бессмысленно делать что-то далее.

— Получается, электронная книга потребует пересмотра авторских прав?

— Два года назад нам удалось дополнить четвертую часть Гражданского кодекса, но она не идеальна и сегодня. В настоящее время несколько групп цивилистов работают над дополнениями и изменениями в действующий Гражданский кодекс. Но тут нужно еще и разработать механизмы, соответствующие новому законодательству. Допустим, на рынке начали появляться легальные продавцы электронных книг, но они сегодня страдают от дикой конкуренции с пиратами. Казалось бы, нужно просто уничтожить пиратов, потому что иначе не разовьется рынок. Но пиратскими ресурсами так или иначе пользуются сегодня все. И победа над пиратством обернется гуманитарной катастрофой для всех тех, кто, допустим, читал в Сети. Международное сообщество нас очень журило в связи с проблемой музыкального пиратства: это была одна из причин, по которым нас не брали в международные торговые организации и т.д. Говорили, что, мол, у нас нет политической воли для решительной борьбы с пиратством. Но вот посмотрите: в результате этой борьбы музыка ушла в интернет, а легальный рынок дисков упал на 50-70 процентов. Его сегодня, по сути, не существует. Приблизительно такая же тенденция в кино. Нишу распространения электронных книг сегодня также занимают пираты. То есть дилемма: либо сохранить рынок, пусть и полупиратский, либо жестоко зачистить его от пиратов, потеряв до половины потребителей.

Единственным пока реальным решением проблемы с пиратством является способность государства создать систему управления правами. То есть попросту решить, кто из участников рынка будет платить автору? И на какой стадии? Подходов тут масса: можно закладывать в стоимость компьютера или букридера процент, который пойдет на оплату авторских отчислений. Либо подобно телеканалам и радиостанциям платить процент от рекламных доходов, который потом перераспределяется между авторами. Словом, главная цель — создать систему, при которой бы автор не страдал. Одним словом, убрать из цепочки распространения книг затраты на бумагу, полиграфию, логистику, складирование и все остальное...

— ...и сэкономленные деньги передать автору?

— Даже передавать ничего не надо: авторские гонорары, опять же, будут заложены в стоимость электронной книги. Покупатель этого почти не ощутит: ведь электронная книга обходится потребителю почти в два-два с половиной раза дешевле, чем обычная. Весь вопрос лишь в том, как приучить интернет-пользователей платить за электронную книгу — точно так же, как они приучены платить за бумажную. "Платите меньше, но платите" — вот чего нужно добиться от пользователей. Весь мир сегодня пытается найти такие правила игры, чтобы зарабатывали все: автор, издатель, агрегатор и сам потребитель, который экономит при покупке электронной книги.

— Исчезнут ли из этой цепочки традиционные библиотеки?

— Вообще и библиотеки, и книгопроводящие сети все эти годы в нашей стране были недоразвитыми, то есть хромала система распространения и доставки книг. В этом смысле развитие электронной книги — это спасение и для библиотечного дела. Но ведь нужно еще заставить в такую библиотеку прийти современного тинейджера. Естественно, на смену старым, советского образца библиотекам должны прийти мультимедийные центры. Они должны стать местом, где человек мог бы получить прямой и бесплатный доступ ко всем электронным библиотекам в России. В идеале мы хотим, чтобы в любой сельской библиотеке был доступ ко всему массиву книг, точно так же, как сегодня есть доступ ко всем СМИ.

Беседовал Михаил Серафимов


Огонек
31.08.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов