Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Разговоры в пользу жадных

Заоблачные цены на роуминг объясняются объективными причинами, уверяют российские сотовые операторы: за рубежом с них дерут операторы-партнеры, а от внутрироссийского роуминга нельзя отказаться потому, что страна большая. Впрочем, наиболее убедительное объяснение — это простая жадность "большой тройки"

Малышка на полмиллиона
Недовольство сотовыми операторами растет прямо пропорционально выставляемым ими счетам. Когда гендиректор московского агентства недвижимости Penny Lane Realty Георгий Дзагуров получил от "Билайна" счет на полмиллиона рублей за свою сотрудницу, которая взяла в отпуск корпоративный телефон, его недовольство оказалось сильнее деловой этики. "К ответу мерзавцев, вымогающих последнее у одиноких матерей!" — гневно заканчивалось письмо за подписью гендиректора Penny Lane, направленное в СМИ.

В послании разъяснялось, что ребенок сотрудницы компании решил в Египте поиграть на ее смартфоне в онлайн-игры и за четыре часа потратил полмиллиона рублей — более годового дохода матери. Позднее в Penny Lane появилась другая версия: смартфон сам потратил эти деньги, автоматически загружая из интернета обновления. А главное, никто не просил оператора оказывать услугу роуминга, о ней нет ни слова в корпоративном договоре.

Ответ "Билайна" сводился к тому, что все тарифы описаны на сайте, который является публичной офертой, то есть как бы контрактом. Надо было заранее обезопасить себя от услуги, хотя бы прочитав о ней,— врага надо знать в лицо.

Инцидент с полумиллионным счетом стал возможен из-за несовершенства отечественного законодательства, считает председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин: "В Европе операторов обязали установить денежный лимит в €50 по долгу в роуминге. При достижении 80% лимита оператор обязан предупредить абонента, сколько он потратил. У нас потребитель за границей зачастую не может знать, сколько он потратил".

В ряде случаев услуги роуминга могут даже считаться навязанными, заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин "Деньгам": "Абоненты находятся в информационном вакууме относительно условий получения услуги, стоимости, им не говорят, может ли плата взиматься в порядке кредитования".

Тем не менее в суде ссылки на неосведомленность об услуге не помогут. "Для защиты интересов юридического лица не подходят такие оправдания, как "не знал",— объясняет руководитель правового департамента юридической компании "Налоговик" Алексей Львов.— По смыслу ст. 65 АПК РФ отказавшейся от уплаты долга стороне придется доказывать, что она не знала и не могла знать о тарифах на используемые услуги. "Билайн" вполне может ссылаться на то, что все изменения будут размещены на сайте оператора. В судебном процессе сайт может быть просмотрен в режиме онлайн, и это также принимается судом как надлежащее доказательство".

Penny Lane разорвала контракт с "Билайном", не оплатив скандальный счет на полмиллиона. Несмотря на то что оператор готов был идти на компромисс, обсудив счет "в индивидуальном порядке". В анонимных разговорах даже конкуренты "Билайна" расценивают поведение риэлторской конторы как публичный шантаж. Возможно, это был даже изощренный пиар-ход Penny Lane, которая благодаря ему заслужила образ борца со злом. В любом случае называть бывшего партнера доморощенным жульем не в рамках бизнес-этики.

Однако, даже чувствуя свою юридическую правоту, сотовый оператор не подает в суд на обидчиков. Раздувать скандал — значит портить репутацию, этим и объясняются несимметричные действия оператора, практически проигнорировавшего оскорбления от Penny Lane. Каждое судебное заседание напоминало бы абонентам об опасностях сотовой связи. Скорее всего, этот долг будет передан коллекторам, сообщили "Деньгам" в "Билайне".

"Мы оцениваем переданные коллекторским агентствам долги сотовых абонентов перед операторами примерно в 1 млрд руб.,— говорит заместитель гендиректора коллекторской компании "Секвойя Кредит Консолидейшн" Ирина Поддубная.— В основном эту сумму составляют долги по 2-3 тыс. руб. По статистике, чем больше сумма долга, тем сложнее его взыскать".

Никогда не разговаривайте с иностранцами
Сотовые операторы уже привыкли разъяснять, почему зарубежный роуминг так дорог. "Основная часть цены в роуминговом счете (более 70%) — это счет оператора-партнера, выставляемый тем партнером, чьей сетью пользовался абонент, находившийся в роуминге. Плата за услуги домашнего оператора составляет незначительную часть счета",— уверяет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. "Как правило, от 50 до 90% стоимости услуг роуминга — это тариф оператора принимающей страны",— подтверждает директор по связям с общественностью "Мегафона" Петр Лидов.

Далее игроки "большой тройки" объясняют, что принимающий оператор зачастую не стесняется выставлять высокий ценник, зарабатывая на приезжих. "В мире примерно 600 операторов. Каждый их них выставляет свои условия для всех остальных в автоматическом режиме: можно заключить соглашение по установленной цене или отказаться. С операторами на ключевых рынках мы ведем переговоры о цене, но с большинством других сотрудничаем на их условиях",— рассказывает Петр Лидов. Впрочем, операторы не называют цены, назначаемые их партнерами, уверяя лишь, что они очень высокие.

ФАС возражает: жалуясь на высокие цены зарубежных операторов-партнеров, "большая тройка" назначает высокие тарифы и для иностранных роумеров в России. "Понижая цену на роуминг в РФ для иностранцев, отечественные операторы могут влиять на уровень цен операторов-партнеров. Это резерв снижения цен для конечного пользователя",— рассуждает заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Антимонопольная служба ведет расследование уже несколько месяцев: есть признаки злоупотребления коллективным лидирующим положением "большой тройки" на рынке. "Мы провели анализ рынка услуг международной связи, в том числе связи с использованием роуминга. По итогам этого рассмотрения антимонопольные органы стран СНГ пришли к выводу, что тарифы завышены и оказываются в условиях предоставления недостаточной информации,— отмечает Анатолий Голомолзин.— Некоторые тарифы на услуги голосового роуминга завышены примерно в два раза, на услуги передачи данных — от двух до четырех раз". В первую очередь претензии ФАС касаются роуминга в СНГ, ведь там у российских операторов есть свои "дочки", с которыми можно было бы договориться о ценах. "Мы не исключаем возможности согласованных действий операторов "большой тройки" с операторами-партнерами, но это требует проведения расследования и выявления достаточных фактов",— продолжает Голомолзин.

У операторов уже готовы возражения: в некоторых странах на роуминге они зарабатывают довольно много, зато это позволяет субсидировать те направления, где местный оператор выставляет слишком большой ценник. "Роуминг не является высокодоходным направлением, это одно из самых низкомаржинальных направлений бизнеса компании",— говорит Ирина Осадчая из МТС. Впрочем, многие бы позавидовали "низким" прибылям "большой тройки". Например, "Мегафон" сообщил "Деньгам", что рентабельность по услуге роуминга примерно такая же, как у других направлений деятельности компании. Согласно официальной информации, рентабельность компании по EBITDA по итогам первого полугодия 2009 года составила 48,3%. Соответственно, рентабельность роуминга тоже в районе 40-50%.

Судя по тому что цены на роуминг у операторов "большой тройки" держатся примерно на одном уровне, похоже, доходность этой услуги для них тоже примерно одинаковая. Может быть, в России оператор с меньшей прибылью не выживет и упреки "большой тройки" в жадности необоснованны?

Стоимость минуты звонка из Турции в Россию составляет у МТС 59 руб., у "Билайна" — 69 руб., а "Мегафон" берет 86 руб. Компания Tele2, которая не относится к общефедеральным операторам (работает в 37 регионах), готова оказать ту же услугу за 35 руб. Примерно такая же разница в ценах и по другим странам. "Мы не рассматриваем роуминг как высокомаржинальную услугу,— говорит директор по продукту "Tele2 Россия" Роман Володин.— Tele2 — единственный дискаунтер на российском рынке мобильной связи. Эта политика распространяется не только на услуги в домашнем регионе, но и на роуминг — внутрисетевой, национальный и международный". Везде, где есть не только "большая тройка", но и дискаунтер Tele2, уровень конкуренции значительно выше, гордятся в компании. Однако переломить ценовую политику "тройки" маленький оператор не может: его абонентская база в России — 16 млн, у МТС, "Билайна" и "Мегафона" — 69, 65 и 54 млн абонентов соответственно.


Роуминг большой страны
Не так много россиян озабочено международным роумингом: мы мало выезжаем за пределы страны. "Во всем мире роуминг считается премиальной дополнительной услугой,— напоминает Ирина Осадчая из МТС.— Ею пользуется лишь порядка 4% граждан РФ, а на регулярной основе — не более 1% (часто выезжают за рубеж)".

Зато про роуминг внутри России знает, наверное, каждый. "В России архитектура сетей строилась вокруг крупных городов,— говорит Петр Лидов.— Поэтому всероссийские сети состоят из большого количества местных сетей, соединенных между собой. Наши затраты на обеспечение связи в каждой локальной сети разные. Например, на севере Якутии связь организована через спутник, поэтому она сильно дороже, чем связь в Москве".

Однако это не объясняет, почему абоненту из Московской области, попавшему, скажем, в Калужскую, приходится платить за роуминг столько же, сколько он заплатил бы в Якутии. Расценки "большой тройки" на внутрисетевой роуминг примерно одинаковы — около 10 руб. за минуту входящих и исходящих разговоров. "Россия — очень большое по площади государство с неравномерной плотностью населения. Сооружение сетей, обеспечивающее покрытие всей страны,— очень затратный инвестиционный проект, требующий окупаемости. Есть два варианта: распределить затраты на инвестиции на всех пользователей, что повлекло бы за собой общее повышение тарифов, либо, как происходит сейчас, установить разные цены на переговоры при звонках в разных зонах внутри страны",— говорит Ирина Осадчая.

Получается, россиянам, путешествующим в соседние регионы, приходится платить за то, что Россия — большая страна. В то же время в США, сравнимых с Россией по территории, местные операторы назначают одну цену для всей страны, не утруждая абонентов внутрисетевым роумингом. Показателен и пример Европы: там регулятор установил единые тарифы на роуминг для всей территории Евросоюза: €0,19 за входящий звонок, €0,43 — за исходящий. То есть, например, голландцу, приехавшему в Грецию, входящий звонок обойдется примерно в ту же сумму, что москвичу в Рязани,— около 10 руб. Однако у россиянина есть шанс заплатить в несколько раз больше — если его телефон настроится на сеть чужого оператора. Например, если абонент "Билайна" за пределами домашнего региона настроится на сеть другого оператора (у которого может быть сильнее сигнал), то заплатит за минуту порядка 30 руб. вместо 10 руб. В Евросоюзе такие сюрпризы исключены.

"В Европе в отличие от России этот вопрос эффективно регулируется государством,— убежден Дмитрий Янин из КонфОП.— Просто европейские депутаты оплачивают телефоны из своих денег, а за наших платит бюджет, поэтому в отличие от остальных россиян они не обращают на роуминг внимания".

Впрочем, иногда и наши депутаты самостоятельно платят за телефонные переговоры. "Пару лет назад поехал в Америку,— вспоминает зампред комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Борис Резник.— С собой взял личный телефон, не казенный, и перед отъездом положил 7 тыс. руб. После нескольких звонков я на следующий день ушел в минус, а затем купил местную SIM-карту и звонил по всему миру за $0,1".

Вернувшись домой, Борис Резник узнал, что российский оператор взимал с него около $4 за минуту американского роуминга, то есть в 40 раз больше, чем стоят услуги американского оператора. Возмутившись, Резник выкинул предательскую SIM-карту и инициировал запрос думского комитета в правительство. Запрос был передан в ФАС. В марте 2010 года служба начала расследование в отношении "большой тройки", ожидалось, что ФАС примет решение в течение одного-трех месяцев. Но спустя полгода решения еще нет. "Операторы начинают принимать меры для восстановления нормальных условий по оказанию услуги роуминга,— говорит Анатолий Голомолзин.— Обсуждается вопрос, могут ли измениться эти условия. Такие предложения делают сотовые операторы, и мы внимательно анализируем эту ситуацию: являются ли такого рода предложения достаточными, чтобы ситуация нормализовалась".

То есть решительных шагов от регулятора в ближайшее время ждать не приходится. "Если операторы до сих пор не попадают под жесткое госрегулирование, то, возможно, благодаря собственным усилиям,— считает Евгений Альминов, консультант компании J'son & Partners Consulting по сотовой связи и мобильным терминалам.— Коммерческая организация лоббирует свои интересы, в том числе на правительственном уровне, и это нормальная практика. Чтобы изменить правила игры с роумингом, необходимо желание со стороны государства. Если бы один из операторов "большой тройки" резко снизил цены, всем остальным тоже пришлось бы это сделать. Но затевать ценовые войны операторам невыгодно: им нужны средства для строительства сетей 3G и 4G, поэтому все просто зарабатывают деньги".

Вопрос о завышенных тарифах на роуминг обсуждается в России уже лет пять, напоминает Дмитрий Янин: "Никто из операторов не хочет реальной конкуренции, это сверхдоходная услуга. И операторы нашли хорошую форму диалога с регулятором". Вся надежда на дискаунтер Tele2 — если, конечно, его не примут со временем в расширенную "большую четверку".



ИВАН ЖДАКАЕВ, АНАСТАСИЯ МАТВЕЕВА

КоммерсантЪ-Деньги
01.09.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов