«Телеканалы разучились такое показывать»
Культуролог Даниил Дондурей прокомментировал газете ВЗГЛЯД призыв Дмитрия Медведева менять образ рабочего в СМИ
«В телесериалах 57 из 100 героев связаны с преступлениями: или преступники, или судьи, или заказчики, или менты, или жертвы. Рабочие не могут претендовать даже на десятую долю этого места», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД кинокритик и социолог СМИ, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.Во вторник президент Дмитрий Медведев, выступая на Госсовете, отметил, что престиж рабочей профессии крайне низок. По его мнению, необходима работа, в том числе и средств массовой информации: «Она, конечно, не должна быть такой тупой, она должна быть современной, но очевидно, что все, что сейчас показывают, выглядит очень кисло», – заявил глава государства.
Газета ВЗГЛЯД обратилась к кинокритику, социологу СМИ, главному редактору журнала «Искусство кино» Даниилу Дондурею с просьбой рассказать, насколько трудно поменять сложившийся за десятилетия образ.
ВЗГЛЯД: Даниил Борисович, в Советском Союзе рабочий был одним из главных положительных персонажей в массовой культуре. Тем не менее престиж профессии падал, а сегодня глава государства прямо назвал его «крайне низким». Что произошло, на ваш взгляд?
Даниил Дондурей: Рабочий был основным героем советской мифологии. Считалось, что он в центре вселенной, то есть он самый благородный, самый важный, противостоит несправедливости, богатству, рынку, буржуазному миру, Западу, честный, настоящий, великий. В общем, рабочий был даже выше, чем секретарь горкома. На практике к концу 70-х, к 80-м годам рабочих стали сменять ученые, служащие, работники сферы услуг, люди с высшим образованием. Постепенно мы перешли к эре белых воротничков. Сейчас значительное большинство населения имеют высшее образование. Выпускники ПТУ уже не являются нашими кумирами и кумирами девушек. В будущем обществе рабочий класс, безусловно, не будет лидирующим.
В последнее время рабочие – в том числе и в кино – маргиналы, аутсайдеры. Впереди были милиционеры и бандиты. Герой номер один последнего двадцатилетия в России – это бандит во всех их вариантах. В вариантах олигархов, в вариантах крупных чиновников – но всегда бандит. В семи фильмах из десяти главный герой – бандит, вокруг которого вертится сюжет. Два года назад мы проводили исследование, связанное с телесериалами, которые составляют центр встречи российского зрителя в кино. Так вот в телесериалах 57 из 100 героев связаны с преступлениями: или преступники, или судьи, или заказчики, или менты, или жертвы. Рабочие не могут претендовать даже на десятую долю этого места.
Есть еще один тренд: в последнее время, в частности на фестивале «Кинотавр», из 14 фильмов, которые там были представлены, в семи, то есть в каждом втором, героем был гастарбайтер. Это, в конце концов, рабочий, только не российский, а приехавший в Россию.
ВЗГЛЯД: Как можно вернуть уважение к рабочим специальностям?
Д. Д.: Чтобы поднимать престиж рабочего, нужно, на мой взгляд, начать с престижа продуктивности вообще, то есть с тезиса о том, что важен труд, важен креатив, важны гуманные человеческие отношения, важно не воровать, а продавать свое какое-то усилие. Думаю, культура, сформированная последние 25 лет, включая горбачевские годы, не способствует этому. Более того, я думаю, что телеканалы не умеют зарабатывать на позитивном образе рабочего, поэтому по итогу, я думаю, они будут бойкотировать призыв Медведева. Они просто разучились такое показывать. Или можно всех бандитов и преступников из бизнесменов переписать в рабочие, и тогда они станут героями. Но это, наверное, не то, чего хотел президент страны.
ВЗГЛЯД: За рубежом как-то решают подобные проблемы?
Д. Д.: Они поднимают престиж просто гуманным отношением к людям всех профессий.
ВЗГЛЯД: Во время предвыборной кампании 2008 года в США небывалую популярность обрел «водопроводчик Джо», к которому регулярно обращались оба кандидата...
Д. Д.: Если вспомнить водопроводчика Джо, то там политики тоже хотят каким-то образом говорить о такой существенной части массовой аудитории. Все-таки рабочие люди – это большое социальное сообщество. Это делается в разных странах мира, когда королева подходит к рабочему, задает вопросы, но это в рамках политических программ.
ВЗГЛЯД: В прошлом году Дмитрий Соколов-Митрич и другие авторы обратили внимание на некую новую формацию сантехников – это хорошо зарабатывающие молодые люди, совершенно не похожие на классического «Афоню». Может ли такой молодой человек стать героем?
Д. Д.: Если только сделать из водопроводчика потрясающе смешной персонаж типа Левши либо Иванушки-дурачка. Но мало кто этим занимается, потому что легче смеяться над Равшаном, и Галустян там пригодится в большей степени.
Сегодня в России водопроводчик не будет героем, если только он, опять же, не вставлен в какую-то криминальную историю. Или он может быть героем комедии. Но у нас комедия кисловата. А других вариантов я не вижу: или смешно, или бандиты.
ВЗГЛЯД: Именно слово «кислый» Медведев употребил, говоря об образе рабочего в СМИ...
Д. Д.: Он действительно кислый. Ну а что в нем сладкого, если подавляющее большинство студентов хотят поступить на госслужбу? По исследованиям позапрошлого года, 44% россиян в возрасте до 35 лет хотели работать в Газпроме. Они же хотели работать не в самом Газпроме, чтобы через тайгу и вечную мерзлоту вести в Китай газовые трубы. Естественно, они думали, что будут сидеть в офисе и пилить халявные деньги.
ВЗГЛЯД: В какой мере средства массовой информации, кинематограф могут повлиять на эти стереотипы, чтобы рабочие специальности стали более привлекательными?
Д. Д.: Массовая информация вряд ли серьезно изменит ситуацию. Это общенациональная психология, здесь нужны гигантские усилия. Ведь обществу не надо сегодня рассказывать, что чиновник хорошо живет, люди знают, что чиновник хорошо живет, а банкир не бомжует. То же и с рабочими – люди сами должны все увидеть.
Роман Крецул
Взгляд