«Есть желание срубить быстро денег»
Кто больше всего виноват в накручивании цен на продовольствие и как с этим бороться
Аномальная жара и засуха создали рай для спекулянтов на продовольственном рынке. В отдельных регионах цена молока и гречки повысилась на 40–60%. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, в каком из звеньев пищевой цепочки больше всего спекулянтов и какие механизмы наиболее эффективны для борьбы с ними.«Никаких предпосылок для дефицита нет»
Тема спекуляций на продуктовом рынке не дает покоя ни правительству, ни президенту. Выступая в четверг на президиуме Госсовета в Саратове, президент России Дмитрий Медведев уверил, что нынешний рост цен на продовольственном рынке носит лишь спекулятивный характер.
<«Из ряда регионов приходят сигналы о росте цен и дефиците на целый ряд продуктов. Между тем никаких предпосылок для дефицита, несмотря на очень тяжелый год, в нашей стране нет. По мнению специалистов и по мнению тех, кто экономикой занимается, все это носит спекулятивный характер», – заявил президент.
Накануне президент порекомендовал даже «бить по рукам» тех, кто нагоняет страхи.
Тотальный рост
Особенно от спекулянтов пострадала гречка – за последний месяц цена на крупу подскочила на 30–60%.«Они (продавцы – прим. ред.) говорят: нет, все нормально, цены стабильные, но по гречке произошло известное увеличение. Понятно, что оно имеет спекулятивную природу, – говорил на заседании Госсовета Дмитрий Медведев. – Но не все так просто. Зачастую вечерами из крупных розничных сетей, из магазинов вынимают эту самую гречку – просто подъезжают грузовики, покупают мешками эту гречку и продают потом на рынке или в маленьких магазинах, палатках», – цитирует главу государства РИА «Новости».
«Это один из примеров, но я, честно говоря, уверен, что это есть и в других регионах, потому что люди у нас уже коммерчески подготовленные, грамотные, информация идет, есть желание быстро сливки снять, срубить быстро денег. Поэтому это задача и правоохранительных структур тоже», – сказал президент.
Помимо гречки, в России зафиксирован и рост цен на молоко, которое в отдельных регионах подорожало на 60%. В результате сегодня его практически нельзя найти на прилавках дешевле 35 рублей.
На фоне новостей с засушливых полей подзаработать решили и производители хлеба. Только в августе рост потребительских цен на хлеб фиксировался на уровне 10–15%.
Кто виноват?
Кто же главный виновник «накручивания» цен на продовольствие? Однозначного ответа дать нельзя – все участники продуктовой цепочки кивают друг на друга. Хотя, судя по последним сообщениям, «корнем зла» можно назвать все-таки переработчиков.
В частности, по заявлению сельхозпроизводителей, они как поставляли, так и поставляют сырое молоко переработчикам по цене 12 рублей. Ретейлеры также сваливают всю вину на последних. К примеру, в августе торговая сеть «Седьмой континент» демонстративно разорвала отношения с поставщиками молочной продукции Danon и «Юнимилк» по причине того, что они взвинтили прайс аж на 35% (впрочем, несколькими днями позднее их отношения возобновились).
Контрольные органы также не особо жалуют переработчиков. В частности, ФАС возбудила несколько показательных дел о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку в результате проверки цен на социально значимую группу товаров был выявлен ценовой сговор некоторых игроков рынка. Под прицел попали московские хлебозаводы № 28, № 22, № 24. Сейчас ФАС и Генпрокуратура разбираются с «делом гречки».
Кстати, еще одна важная причина роста цен на продукты – это монополизация продовольственных рынков в регионах. Неслучайно на заседании президиума правительства подобную ситуацию потребовал исправить премьер-министр Владимир Путин.
Он напомнил Минэкономразвития и ФАС о необходимости постоянного контроля эффективности реализации этих программ, чтобы «на выходе» были получены «реальные результаты, а не формальные отписки», передает «Интерфакс».
От «заморозки» до ФАС
Впрочем, кто бы ни был виноват в резком росте цен на продовольствие, большинство россиян волнует совершенно другой вопрос: как приструнить спекулянтов?
Эксперты называют несколько возможных способов. Во-первых, правительство может пойти на кардинальные меры и достать из закромов закон «О торговле», который вступил в силу в 2010 году.
По этому документу правительство имеет право устанавливать предельные цены на социально значимые товары (всего 24 наименования, включая яйца, хлеб, гречку и молоко). Это значит, что если в течение 30 дней рост розничных цен превысит 30%, то правительство может установить предельную цену на подорожавший продукт (впрочем, не более чем на 90 дней).
Но, как уже дала понять глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, на этот крайний шаг правительство не пойдет, поскольку рост цен носит спекулятивный характер, а дефицита на рынке нет.
«При наличии промежуточных звеньев между производителями и торговлей без контроля государства сейчас не обойтись»
Во-вторых, со спекулянтами могут разобраться контролирующие органы: ФАС и Генпрокуратура.«При наличии промежуточных звеньев между производителями и торговлей без контроля государства сейчас не обойтись, – комментирует старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. – Контроль государства как раз и должен быть направлен на то, чтобы не было ценового сговора монопольного характера. Позиция перекупщиков продовольствия может быть, кстати, монопольной».
Акцент на межотраслевые соглашения
Наконец, существует и третий способ справиться со спекулянтами. В частности, в Минпромторге уверены, что основным инструментом по стабилизации обстановки на агропромышленном рынке должны стать межотраслевые соглашения. Именно они задают стандарты прозрачных взаимоотношений и предусматривают механизмы, позволяющие постоянно наполнять рынок социально значимыми продуктами питания.
Сейчас Минпромторг инициирует заключение межотраслевых соглашений между Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) и союзами производителей сырья и готовой сельхозпродукции.
В свою очередь АКОРТ примерно месяц назад уже подписала соглашение с Национальным союзом производителей молока («Союзмолоко»). Подписание подобных документов с птицеводами и поставщиками рыбной продукции ожидается на следующей неделе.
Рынок рассудит
«При доминировании поставщиков на рынке без факта сговора между ними государство может заключать торговые соглашения с ними, аргументируя, к примеру, свою позицию социальной значимостью товаров», – считает Олег Душин.
Кроме того, эксперт сказал, что можно пойти на рыночные механизмы стабилизации цен: увеличение импорта, создание сырьевых бирж, а также поддержку сельского хозяйства с целью роста его производительности.
С экспертом солидарен и председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко, считающий, что только господдержка сельхозпроизводителей может удержать цены на продукты. «Все зависит от государственной помощи – если ее не будет, то цена будет другая», – говорит он.
Кроме того, по словам эксперта, сейчас создается «молочная» биржа, которая призвана исключить большое количество посредников.
«Эта практика дает возможность стабилизировать ценовую политику, а также делать ее прозрачной и свободной от спекуляций. Биржа дает возможность видеть формирование цен на молочную продукцию. Кроме того, существование биржи означает снижение количества посредников, что влияет на снижение цены на молоко», – комментирует Даниленко.
В свою очередь, как считает эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов, самый эффективный способ борьбы со спекулянтами – это наполнение рынка продовольствием.
«Для этого необходимо стимулировать прямые поставки производителей, оптимизировать банковское кредитование самих фермерских хозяйств, заключать межотраслевые соглашения, активнее информировать население о реальном положении дел», – считает эксперт.
При этом Филимонов уверен, что жесткий государственный контроль только помешает развитию рынка. «Ограничительные меры государства считаю малоэффективными, поскольку, исходя из исторического опыта, любая попытка в рыночных условиях вводить ограничения приводит, прежде всего, к расцвету теневого рынка», – резюмирует аналитик.
Полина Спелова
КоммерсантЪ-Деньги