Интервью: Ли Харрис, программный директор радиостанции "1010 Wins"
"Мне было бы интересно открыть в России свой медиабизнес"
По данным американской медиамониторинговой группы AdMonitor,
считающей объемы рекламы на радио в минутах, за первые шесть месяцев
2010 года в США они выросли на 42%. Ситуация на рынке радио
стабилизируется после кризиса, особенно прочно стоят на ногах новостные
станции. В английском языке существует термин "all news radio", то есть
все 24 часа там транслируются одни новости. О тенденциях развития
американского и российского радиорынка "Финансовые Известия" беседовали с
программным директором радиостанции "1010 Wins" Ли Харрисом (Lee
Harris).
финансовые известия: В России 90% радиорынка
сосредоточено в Москве, здесь работает более 50 станций, многие из них
являются федеральными. Насколько централизован этот рынок в США?
ли
харрис: В Америке развито региональное вещание - все большие города США
имеют свои радиостанции, которые являются лидирующими на местных
рынках. То, что мы видим в России, - довольно редкое явление, скорее,
исключение в мировой практике. Причем это касается не только
развлекательного, но и новостного вещания. У вас же оно имеется только в
столице.
фи: Как вы считаете, пойдет ли Россия по американскому пути или все останется как сейчас?
харрис:
В России очень конкурентный радиорынок, причем в этом отношении он
опережает американский. Здесь практически все станции имеют равные
условия с точки зрения передачи сигнала. То есть сигнал одной
радиостанции - его сила и качество - не отличается от другой. В США же
есть станции, которые исторически имеют более сильные сигналы, и это
является ключевым фактором в конкуренции. То есть имеет место
конкуренция из-за технического превосходства. Просто у нас этот рынок
развивался 80 лет, и никто его регулированием особо не занимался. А в
Москве каждая радиостанция имеет шанс быть первой.
фи: Вы считаете, что конкуренция перемещается в русло контента?
харрис:
Да, в этом плане на русском рынке может победить каждый. У нас не так. В
Америке у вас может быть великолепный контент, но большой и великой
станцией вы все равно не станете. Если вы делаете хороший контент, то
скорее всего крупная станция купит его у вас. Например, в Нью-Йорке, по
существу, есть всего 20 радиостанций, которые реально конкурируют между
собой, - другие 80 им "не пара" из-за технически слабого оснащения.
фи:
Российский и американский радиорынки - насколько сильно они в настоящий
момент отличаются по объему денежных средств? Сколько это в объеме от
всего рекламного рынка?
харрис: За весь российский рынок
радиорекламы не скажу, а вот московский - это $100-150 млн в год.
Американский - около $400 млн по итогам 2009 года.
Что же касается его доли в структуре общих рекламных расходов, то в России это 6%, в Америке примерно столько же.
фи: Как отразился мировой финансовый кризис на радио, что сегодня там происходит?
харрис:
Рынок сейчас возвращается на уровень 2-летней давности. В 2009 году и у
нас, и у вас было падение рекламных потоков. Примерно одинаковое - на
40%. Сейчас ситуация стабилизируется, но на уровень 2007 года мы пока
что не вышли.
фи: Получается, что радио пострадало сильнее всего по сравнению с другими СМИ?
харрис:
Я бы не стал утверждать, что радио пострадало больше всего. Оно,
скорее, понесло такой же урон, как и все остальные СМИ. Зато в отличие
от других медиа нам удалось не потерять аудиторию. Например, газеты
потеряли в тиражах - люди переключились на онлайн-версии, подписка на
которые стоит дешевле покупки издания в бумажном виде.
Да, мы
теряли деньги, но хотя бы не теряли аудиторию, это было наше
преимущество. К тому же кризис поднял интерес людей к информации. То
есть all news radio в США пережили кризис лучше всего.
фи: Есть ли глобальные различия в контенте американского и российского новостного, и не только, радио?
харрис: Я заметил, что многие ваши музыкальные станции вообще не имеют диджеев, а в Америке они есть всегда.
У
нас значительно больше рекламы. В России разрешено 12 минут, а в США
нормально, если в часе трансляции 20 минут рекламы. На "1010 Wins", где я
работаю, всегда больше 20 минут рекламы. Другое отличие - кто владелец.
В Америке очень забавно было бы услышать, что министерство обороны
имеет свою радиостанцию, как у вас "Радио Звезда". Или полиция, по
аналогии с "Милицейской волной"...
фи: 20 минут рекламы в часе - это очень много. Не отталкивает ли она потребителей, то есть слушателей?
харрис:
Абсолютно с вами согласен. Это большое противоречие - собрать как можно
больше рекламы и все-таки сохранить лояльность аудитории. Практика
показывает, что музыкальные станции могут непрерывно транслировать
рекламу по 8 минут, зато потом долго идет одна музыка. Мы, в свою
очередь, делаем по-другому - много коротких рекламных блоков.
Кстати, у вас здесь интересные правила - перед рекламным блоком по законодательству нужно сказать слово "реклама"...
фи: Вы находите наши законы излишне строгими, в Америке большая свобода?
харрис:
Зачем искусственно ограничивать объем рекламы в часе трансляции? Если
слушателям не понравится, они сами уйдут. В Америке такого нет. Но
ограничения конечно же имеются. Например, нельзя рекламировать сигареты.
А так можно рекламировать почти все.
фи: Есть ли вас или у кого-либо из ваших американских коллег желание открыть радиобизнес в России?
харрис:
Я вижу, что здесь много возможностей - это еще молодой бизнес. В
Америке все уже давно устоялось. На новую радиостанцию, будь то
бизнес-новости или спортивные новости, никто даже не отреагирует. А
здесь люди не боятся пробовать, не боятся быть креативными. Так что если
появится такая возможность, мне было бы интересно открыть в России свой
медиабизнес.
Беседовала Екатерина Севрюкова
Финансовые известия