Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Фабрика ярославских грез

Кризис подтолкнул кино- и телепроизводителей к переносу съемок в более бюджетные места. Этим воспользовалась созданная почти десять лет назад ярославская кинокомпания «ЯрСинема». Однако вскоре ее владельцам надоело помогать другим режиссерам, и они решили выпускать собственные фильмы

Ресторан «Дом актера» в центре Ярославля напоминает одновременно место сбора творческой интеллигенции и советский общепит. На самом деле это помещение – своеобразный офис. Владелец ресторана – актер Юрий Ваксман, по совместительству – основатель Ярославского камерного театра под руководством Владимира Воронцова и кинокомпании «ЯрСинема». «Там сидят наши актеры, там – мои партнеры по кино, Миша (Михаил Захаров) – мой партнер по ресторанному бизнесу, Сережа – мой заместитель по административной части, а это – наши юристы, директор моего театра. И сейчас подойдут еще 35 человек – киношников, которые работают на картине «Охраняемые лица» для канала «Россия», будем кормить их обедом», – оглядывая зал, перечисляет своих клиентов Юрий Ваксман. Ощущение бизнес-процесса действительно присутствует, во многом дело строится на многочисленных знакомствах.

На алтарь Мельпомены
У кинокомпании «ЯрСинема» как такового помещения нет, а реквизит, оставшиеся после съемок костюмы и техника хранятся в закулисьях театра и на складах. Сам Ярославский камерный театр начинался с ресторана, где Юрий Ваксман и другой известный ярославский актер Владимир Гусев играли спектакль «Интервью», пока театр не получил помещение от города. Позднее на базе театра возникла и киностудия. В создание театра Юрий Ваксман вложил собственные деньги. В советское время он много лет проработал актером в ярославском ТЮЗе, а в 1990-е гг. начал заниматься бизнесом. Затем Юрий уехал учиться ресторанному делу на Кипр, потом открыл бильярдную в Израиле. Вернувшись в Россию, предприниматель занялся ресторанным бизнесом в Ярославле, а заработанные деньги инвестировал в театр. «Наш театр – один из немногих частных штатных репертуарных профессиональных театров, возможно, вообще первый в России. То есть это не антреприза, а штатный репертуар, – рассказывает Ваксман. – Мы никем не финансируемся, деньги на спектакли зарабатываем сами». Материальная часть первого спектакля стоила ему $10 000, второго – более $25 000, самая дорогая на сегодняшний день постановка – $45 000. Кроме того, приходилось вкладываться в реконструкцию зала, в ремонт и закупку оборудования. По словам Юрия Ваксмана, вся программа театра за 12 лет обошлась более чем в $1,35 млн, включая зарплатный фонд, постановочную часть, налоги и так далее. Интересно, что в здании 1913 года постройки, которое город выделил театру, до революции был дворянский «культурный центр», где показывали первые российские фильмы, в том числе «Степана Разина». По рассказам Ваксмана, ленту снимали в Ярославле на деньги местных купцов, и теперь история повторяется.

 
На сегодняшний день основная функция «ЯрСинема» – это прием «на своей территории» картин чужого производства: помощь другим кинокомпаниям в организации съемок в Ярославле и Ярославской области. В частности, это может быть как оказание производственных услуг, так и подбор специалистов, мест для съемок, в общем, вплоть до организации и питания. В 2000 г. «ЯрСинема» помогла кинокомпании «Телеостров» снять в Ярославле сериал «Общага». Несмотря на то что фильм по российским каналам не пошел, хотя и был продан за рубеж, «ЯрСинема» продолжила развивать производственные услуги. В 2001 г. «Мосфильм» приехал снимать на студии «Мусорщика» с Алексеем Гуськовым. «Когда картины начали приезжать, мы поняли, что надо что-то делать, – рассказывает Ваксман. – Дело в том, что театр же денег не дает, понравилось – вошли во вкус. Вторая-третья-пятая картина – и наши люди обучились кинопрофессиям. Почти 8 лет мы занимались тем, что принимали фильмы на территории Ярославля и Ярославской области. Это были на сегодняшний день очень известные ленты, например «Доктор Живаго», «Есенин». В итоге, по его словам, появилась целая кинокомпания со штатным расписанием. Больших денег «ЯрСинема» не зарабатывает, однако доход приносит постоянный: за 10 лет она участвовала в съемках более 70 картин, получая за свои услуги «студийные деньги». Как говорит Юрий Ваксман, в среднем их услуги обходятся приезжающим кинокомпаниям в 150 000 руб. за все в месяц. В свою очередь минимальный годовой доход составляет 1,5 млн руб.

Новая география
Оказание производственных услуг – это не российское изобретение. Чехия, Венгрия, Румыния и другие страны с удовольствием «привечают» у себя кинопроизводителей из разных государств. Встречают иностранцев на месте и помогают в организации съемок местные компании. Как говорит основатель и генеральный директор кинокомпании «Твинди» Евгений Гиндилис, при съемках картины «Хочу в тюрьму» в Амстердаме россиянам помогала голландская фирма. По мнению эксперта, это стандартная ситуация, и подобные компании обычно берут за свои услуги около 5 – 15% от сметы. По словам генерального директора Anno Domini Вадима Быркина, такие фирмы есть и в Санкт-Петербурге, например «Глобус 21 век» и «Люкс-Медиа». «При съемках проекта «Счастливого пути» у нас встал вопрос о поиске партнера, который будет помогать со съемочным процессом. Все коллеги рекомендовали «ЯрСинема» как профессиональную команду, состоящую из хороших специалистов кинопроизводства. Это действительно так: большая актерская база, наличие съемочной техники, качественного реквизита и костюмов сделали сотрудничество продуктивным», – вспоминает генеральный продюсер Star Media Russia Виталий Бордачев. По его словам, следующим их совместным проектом с «ЯрСинема» стал телефильм «Котовский».
По мнению экспертов, востребованность провинциальных «помощников» сейчас объясняется главным образом экономией бюджета. Дело в том, что перенос производства в более дешевые для съемок места, чем Москва и Санкт-Петербург, – уже своеобразный тренд, по крайней мере на рынке телепроизводства, даже если картина или телесериал не требуют специальных ярославских или екатеринбургских реалий. Кризис укрепил эту тенденцию. Так, в последние годы у той же «ЯрСинема» не было простоев в предоставлении услуг, в то время как рынок в целом находился в замороженном состоянии. «Почему они едут к нам? Самое главное – это деньги. Мы удешевляем любую работу на 30% по сравнению с Москвой и другими регионами», – разъясняет Юрий Ваксман. К примеру, аренда квартиры для съемок в Ярославле стоит от 5000 руб. до 10 000 руб. за съемочный день, в то время как в Москве цены начинаются от 35 000 руб. По словам Вадима Быркина, с помощью «ЯрСинема» его компании Anno Domini удалось на 30% сократить бюджет выходящего в этом году проекта «Ярослав». «В значительной степени Москва – невозможное для съемок место. Одни переезды по городу занимают огромное количество времени. Поэтому в Москве больше стараются задействовать только павильоны», – рассуждает Евгений Гиндилис.

 
Тем временем конкуренцию российским провинциальным городам на этом поле все активнее составляют бывшие республики СССР. К примеру, на Украине три года назад была создана национальная кинокомиссия, основной задачей которой является привлечение иностранных проектов. По словам Евгения Гиндилиса, несколько таких компаний есть и в Белоруссии. «Принимают» кино у себя также частные фирмы в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане. По мнению Евгения Гиндилиса, перенос производства из Москвы на территорию Белоруссии, Украины дает примерно такую же экономию, как в российских региональных центрах, – от 15% до 30% бюджета картины. Не говоря уже о том, что даже в более продвинутых в техническом оснащении Чехии, Венгрии, Болгарии в целом удобнее и дешевле снимать, чем у нас в стране.
«Возможно, по нашим следам в России могут пойти остальные, но все зависит от людей. Мы иногда работаем бесплатно, просто помогаем картине. Творческие отношения с приезжающими группами очень важны. Вопрос: пойдут ли на это другие?» – говорит Юрий Ваксман. По словам Евгения Гиндилиса, в этом деле главную роль играют не усилия частных энтузиастов, а активность местных властей. «Это и вопрос заинтересованности регионов. Первый шаг – организация кинофестивалей, а сейчас почти в каждой области есть свое подобное мероприятие. Следующий шаг – уже попытки привлечения на съемки», – рассуждает он. В этом отношении перспективен Краснодарский край – за счет длинного светового дня, а также Ленинградская, Псковская, Ярославская, Тверская области, Дальний Восток, Пермь. «Там видны усилия регионов, и развитие съемок в Ярославле – тоже вопрос усилий региональных властей, а не отдельных инициатив. К примеру, фильм «Ярослав» создавался с участием государства», – отмечает Евгений Гиндилис. По словам Виталия Бордачева, «такие компании, как «ЯрСинема», крайне необходимы в различных регионах, и нет сомнений, что их количество существенно возрастет в ближайшие годы».
Однако преградой к развитию рынка может стать отсутствие необходимой инфраструктуры. Если компания со временем захочет привлекать для съемок иностранных производителей, инфраструктуру придется налаживать так же, как и элементы постпродакшена, который в настоящий момент полностью сосредоточен в Москве. Пока «ЯрСинема» предпочитает развиваться вширь, уже предоставляя помощь кинокомпаниям на базе «Молдова-фильм», в Костроме и Одессе. «В Италии есть наши контрагенты – бывшие актеры ярославского ТЮЗа, и мы уже знаем сегодня, где добыть аппаратуру в Италии, сколько это будет стоить, где взять специалистов. В Ригу в 1990 году уехал мой товарищ, тоже бывший актер ТЮЗа, он занимается телевидением, а также организует съемки для американских кинокомпаний», – перечисляет перспективы развития Юрий Ваксман. По мнению экспертов, подобная «экзотика» – это скорее рекламный модуль неопытной в плане продвижения компании.

Прислуживаться тошно
При такой конъюнктуре «ЯрСинема» могла бы довольно спокойно идти проторенной дорогой, однако кинокомпания решилась на рискованный шаг – на производство собственных картин. Три из них были сняты в 2008 году, еще одна – в 2009-м. Это «Клоуны» (совместный проект с Anno Domini), «Гербарий Маши Колосовой», «Снег на голову» и авторская «Гидравлика» режиссера Евгения Серова. В результате «ЯрСинема» стала фактически единственной провинциальной киностудией без своей базы и господдержки, производящей собственные фильмы. Проект «Клоуны» профинансировал партнер по копродукции – Anno Domini (бюджет составил $350 000), две другие картины (по $250 000 каждая) – частный инвестор из Подмосковья Александр Бакулин, также знакомый Юрия Ваксмана. В свою очередь производство «Гидравлики» проспонсировал сам глава «ЯрСинема» совместно со своими друзьями из Воскресенска. Но все получилось не так однозначно, как ожидалось.
«Мы были уверены, что все будет нормально, в кризис никто не верил, – рассказывает Юрий Ваксман. – И кризис нас лихо «поддел». У нас все было готово, но продать было уже очень тяжело. И сейчас все идет по инерции. Если бы мы знали, что попадем в кризис, я не начал бы съемки в 2008 году». В итоге пока ни один из этих фильмов не продан на российские каналы. «Гербарий Маши Колосовой» и «Снег на голову» купили украинские телеканалы «Интер» и «Украина». Однако предложенные украинцами суммы слишком малы по отечественным меркам – около $50 000 за три показа картины в течение двух лет. «ЯрСинема» продолжает вести переговоры с центральными российскими каналами и «ждать продаж». Только в этом случае можно будет вернуть долги и вложить деньги в новые проекты: у компании уже есть планы, к примеру, по копродукции с Италией. По словам экспертов, в сегодняшних условиях перспективы продаж телеканалам все еще туманны. Так, известно, что в кризис каналы на 30 – 50% «срезали» закупочные цены на телевизионный контент и пока не собираются их повышать. При этом участники рынка не сомневаются, что качественные и востребованные рынком кино- и телепроекты можно снять не только в Москве, другое дело – насколько самостоятельно. «Безусловно, региональные компании кинопроизводства сталкиваются с рядом трудностей. В первую очередь это связано с отдаленностью от основных заказчиков продукта – телеканалов», – рассуждает Виталий Бордачев. По его мнению, наиболее логично для местных фирм было бы сосредоточиться на оказании услуг – развивать техническую базу, базу объектов, более внимательно относиться к работе актерских агентств.

Анастасия Маркина


Журнал "Компания"
16.09.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов