Унификация продукта
Алена Железогло: «Стремление людей минимизировать бытовые проблемы, а также быстро и вкусно поесть делает рынок быстрой еды весьма привлекательным для производителя»
Производство готовой еды в фабричных условиях и доставка ее на прилавки магазинов – сопутствующий тренд роста мобильности общества и темпов жизни городских жителей. Сегмент быстрого питания активно развивается – предприятий, которые производят первые и вторые блюда с гарниром (полноценный обед, который можно купить в магазине), в Петербурге несколько. Одной из первых фирм, предложивших горожанам готовые блюда, не требующие разморозки, стал «Робин-Бобин». Директор компании Алена Железогло в период кризиса привлекала квалифицированных менеджеров и теперь планирует выходить на рынок Москвы.
– Ваша компания стала первой в Петербурге, которая, занимаясь традиционной кулинарией и салатами, вывела на рынок готовые блюда с гарниром. Как возникла эта идея?
– На первом этапе развития мы изготавливали лишь выпечные изделия для предприятий фаст-фуда, а также обеспечивали ими массовые мероприятия. Именно в сегменте общественного питания появилась потребность в готовых блюдах с гарниром. Лишь в 2005 году мы стали предлагать их магазинам. Сначала люди не понимали, как можно покупать готовые незамороженные блюда, но, так как они уже доверяли нашим салатам и кулинарии, новое предложение постепенно начало пользоваться спросом.
«Робин-Бобин» работал в основном с независимыми ритейлерами. С сетями не спешили налаживать работу, так как на тот момент наши производственные мощности были небольшими. Мы позиционировали себя как предприятие, которое изготавливает не массовую продукцию, а уникальную еду высокого качества, что предполагает большое количество ручного труда. В итоге за 12 лет существования выросли с 300 до 3 тыс. кв. м производственных площадей.
Не сторонники экономии
– А сегодня вы стремитесь к распространению в сетях?
– Мы стремимся к тому, чтобы занять максимальное количество каналов сбыта, в том числе и сети. Задача состоит в том, чтобы, увеличив объем, не потерять качество, к которому привыкли покупатели. Хотя производство уже построено таким образом, что, по сути, наши готовые обеды – унифицированный продукт, и мы можем чутко реагировать на изменение запросов потребителя.
– Каким образом происходит это реагирование?
– Существует обратная связь с торговыми представителями, покупателями, а что-то мы видим и пробуем в ресторанах, и нам хочется производить такое же. Проработка каждого блюда ведется очень долго, потому что надо продумать всю технологию его изготовления. Ротация блюд происходит раз в месяц как минимум.
Часто бывает, что заявка на определенный вид продукции поступает от заказчиков. Например, для распространения на скоростных поездах «Сапсан» представители «Российских железных дорог» заказали нам блюдо, мы его отработали и запустили в массовое производство. Авиалинии заказывали нам бортовое питание, когда предприятия, которые их обслуживали на постоянной основе, временно не справлялись с объемами поставок. Однако наше присутствие в этих, без сомнения, важных сегментах распространения готовой еды пока остается точечным.
– Как приспосабливались к кризису?
– В момент кризиса мы не сокращали людей, а, наоборот, набирали. Поскольку в последнее время компания развивалась очень быстро, у нас был дефицит сотрудников среднего звена, так что кризис позволил набрать команду, которая нас устраивает на данный момент.
– Что же позволило удержаться на плаву и не сокращать персонал?
– Конечно, во время кризиса объемы производства существенно уменьшились, но мы снизили издержки производства, повысили его эффективность. Оценили затраты, проанализировали причины потерь. Сократили рекламный бюджет, перестали пользоваться дополнительными услугами, пересмотрели номенклатуру сопутствующих расходных материалов – моющих средств, офисных принадлежностей – в пользу более дешевых. Понемногу эти меры сложились в существенную экономию. Я не считаю, что это правильно и нужно делать так всегда. Мы не сторонники такой экономии: она вынужденная и в долгосрочной перспективе дает отрицательный результат.
Ожидания осени
– А сейчас вы наблюдаете рост рынка?
– Нет, сказать, что рынок пошел вверх, пока не могу. Лето выдалось очень жарким, и объем продаж был невелик. Хотя могу заметить, что весной была небольшая активизация, может быть, именно по той причине, что мы набрали хороших менеджеров в отдел продаж. Посмотрим, что будет осенью.
– Во время кризиса предпочтения потребителей как-то изменились?
– Я не увидела изменений в потреблении. Даже введение каких-то новых блюд – более простых – не помогло, потому что во время кризиса просто сократились объемы потребления, и все. Нельзя сказать даже, что у нас стали приобретать какие-либо дешевые блюда. Продажи сократились равномерно по всем группам продукции. До сих пор некоторые блюда из новых, предложенных нами в момент кризиса, остались, но они не стали хитами продаж. Мы не увидели роста продаж такого самого простого блюда, как котлета по-домашнему, например, потому что люди стали в принципе меньше покупать. Предпочтение перешло на домашнюю кухню – появилось, видимо, время: кого-то сократили и он остался без работы, поэтому люди стали готовить сами.
– Какой потенциал у рынка готовых продуктов?
– Думаю, потенциал до конца не исчерпан, особенно по готовым блюдам с гарниром. Изменение образа жизни населения мегаполисов, стремление людей минимизировать бытовые проблемы, а также быстро и вкусно поесть делают этот рынок весьма привлекательным для производителя. Однако как рынок будет развиваться, сложно прогнозировать. Наше последовательное и плавное развитие без резких движений показывает хорошие результаты. Мы не сторонники риска: покупаем новые линии только тогда, когда понимаем необходимость этого производства.
Правила игры
– Планируете ли вы расширять географию своего присутствия?
– Исторически мы обслуживаем Северо-Западный регион, прежде всего Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Есть планы выйти в Москву: там появились сети, которым интересна наша продукция. Но в столице совершенно иная история по продажам, так как продукт, который мы предлагаем, пока не очень известен. К тому же предпочтения покупателей немного другие – это замороженная еда, как было когда-то в Петербурге. Поэтому выходить на рынок Москвы достаточно тяжело, нужно приучать покупателей к новому формату. Но раз сети заинтересованы в продвижении нашей продукции, значит, есть возможность составить реальную конкуренцию замороженным готовым блюдам и полуфабрикатам.
– Может, и вам стоит производить подобные блюда?
– Мыслей и идей много, мы действительно приглядываемся к замороженным готовым блюдам. Однако пока только изучаем этот рынок, понимая, что должны отличаться от тех предложений, которые существуют на сегодняшний день. Возможности и технологические мощности у компании для этого есть.
– Какие наиболее острые проблемы у производителей готовой еды?
– Мы не склонны жаловаться, так как привыкли приспосабливаться к тем условиям, которые существуют. Есть правила игры, мы все в нее играем. Вам может мешать все что угодно, но вы либо играете в эту игру, либо нет. Часто говорят, что отсутствует поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства… Ну да, это мешает. Много всего мешает, погода еще мешает очень сильно. Можно сидеть и говорить об этом, а можно работать. Или не работать. Есть только два варианта.
– Сложностей с сырьем не возникает?
– Конечно, если говорить конкретно, то наибольшая проблема – это действительно закупка сырья. Из-за отсутствия стабильности качества сырья российских производителей мы вынуждены покупать сырье за рубежом. Однако в последнее время и местные предприятия подняли планку – это касается прежде всего муки и растительного масла, иногда нас устраивает и отечественное куриное мясо. Но, к сожалению, и здесь не всегда достойное качество и не всегда это сырье в наличии у поставщиков.
Санкт-Петербург
Гузель Юсупова
Журнал "Эксперт"