Мировой автопром попадет под виток глобализации
На рынке M&A в мировой автомобильной отрасли в первой половине года наблюдался небольшой рост числа сделок
Согласно последним данным PricewaterhouseCoopers, на рынке слияний и поглощений (M&A) в мировой автомобильной отрасли в первой половине 2010 года наблюдался небольшой рост числа сделок. Инвесторы пока проявляют точечную активность и заняты осторожным расширением на стратегических рынках. Но уже в 2011 году рынок может преодолеть послекризисный спад и конкуренция в автопроме за мировое лидерство значительно усилится.
Несмотря на рост числа сделок M&A в первой половине 2010 года, одновременно их заявленная стоимость упала до самого низкого уровня за последние пять лет. И всего, по данным PwC, за шесть месяцев года было закрыто 265 сделок с заявленной стоимостью 11,6 млрд долларов.
Как считает партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Наталия Щербакова, послекризисные экономические условия привели к снижению общей активности и переключению внимания участников глобального рынка на меньшие по масштабу и более специализированные направления деятельности. В частности, рынок слияний и поглощений переходит к разработке и осуществлению стратегий устойчивого роста и создания стоимости, направляя значительные усилия на процессы реструктуризации, распродажи активов и вливаний капитала.
Буквально на прошлой неделе концерн Hyundai открыл первое в России сборочное производство полного цикла. Инвестиции в строительство шестого зарубежного завода Hyundai Motor Company составили 500 млн евро. В тот же день второй завод в пригороде Петербурга, рассчитанный на производство автокомплектующих для Hyundai, General Motors, Nissan и Volkswagen, открыла канадская группа Magna. Общий объем инвестиций Magna в реализацию проектов в Петербурге составит около 3 млрд рублей.
По словам Наталии Щербаковой, эти примеры иллюстрируют, что все описанные выше мировые тенденции уже широко распространены сегодня в России, и можно ожидать, что они сохранятся и в будущем.
«Этому будет способствовать, в частности, стремление мировых поставщиков автокомпонентов поддержать участников рынка, открывших производство в России и в то же время желание выйти на крупнейших российских игроков для формирования «критической массы» объемов производства», — заявила BFM.ru эксперт.
Она напомнила, что первое полугодие 2009 года на глобальном уровне характеризовалось необычно высокой заявленной стоимостью сделок. Это было связано с проведением операций по выкупу активов по инициативе правительств и завершением двух «мегасделок» (стоимостью от 1 млрд долларов), начатых в 2008 году. В первом полугодии 2009 года на государственные инвестиции и две «мегасделки» пришлось 21,8 млрд долларов из 31,6 млрд общей заявленной стоимости сделок.
«Учитывая, что массовая реструктуризация практически завершилась, а кредитование в первом полугодии 2010 года осуществлялось очень осторожно, условия для таких «мегасделок» были неблагоприятными, что привело к снижению общей заявленной стоимости сделок на 63% относительно аналогичного периода прошлого года», — сказала Наталия Щербакова.
Но ситуация в автомобильном бизнесе продолжает меняться, и по сравнению с первым полугодием 2009 года производители автомобилей и поставщики комплектующих продемонстрировали большую активность на рынке слияний и поглощений.
В основном активность проявляли компании, стремящиеся либо отделить непрофильный бизнес, либо укрепить основные области своей специализации и выйти на новые рынки или же привлечь новых клиентов. С другой стороны, значительно снизилось количество сделок в категории, которая включает розничную торговлю, послегарантийное обслуживание, аренду и лизинг, оптовую продажу и так далее.
Глобальная ситуация имеет свою специфику в региональном разрезе. Например, на Азию пришлась наибольшая часть мировой заявленной стоимости сделок, большинство из которых проводилось покупателями в рамках международных операций.
Если предприятия автомобильной отрасли в Северной Америке занимались в основном вопросами оптимизации численности персонала и оздоровления компаний в первом полугодии 2010 года, то европейские компании в этот период значительно активизировали свою деятельность на рынке слияний и поглощений. В результате, на европейских покупателей пришлось 50% мирового количества сделок слияния и поглощения. А шесть из десяти крупнейших мировых сделок были проведены европейскими покупателями (56% заявленной стоимости мировых сделок).
Тенденция к снижению доли заявленной стоимости мировых сделок с участием инвестиционных покупателей, которая была отмечена в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, изменилась в первой половине 2010 года. Хотя количество таких сделок не менялось в течение шести месяцев 2010 года, но их активность перераспределилась между тремя целевыми секторами автомобильной отрасли.
Так, в течение первого полугодия 2009 года в силу неопределенности ситуации в автомобильном производстве инвестиционные покупатели предпочитали приобретения в секторах послегарантийного обслуживания и розничной торговли. Но в связи со стабилизацией уровня производства в первом полугодии 2010 года инвестиционные покупатели опять начали проявлять активность в секторах поставок и производства автомобилей.
«Покупатели из автомобильной индустрии проявляли чуть больше активности, чем в прошлом году, при этом они делали стратегически ориентированные приобретения. Большая часть сделок была связана с покупкой определенных продуктовых линеек и технологий или была обусловлена географическим расширением производства. Тенденция сохранится до тех пор, пока не улучшится ситуация с кредитованием и не произойдет значительное оживление на мировом рынке», — считает Наталья Щербакова.
Но пока автомобильная отрасль и индустрия компонентов по-прежнему находятся в процессе структурных изменений и перестройки бизнес-модели. А такие стратегические задачи, как увеличение доли рынка, приобретение технологий или выход на новые рынки, а также развитие портфеля продукции, по-прежнему будут определять деловую активность на рынке слияний и поглощений.
По мнению партнера, руководителя группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PricewaterhouseCoopers в России Майкла Кнолла, очевидно, что экономические условия сдерживали рынок сделок в первой половине 2010 года, вынуждая покупателей сосредоточивать внимание на сделках, в результате которых реализуется эффект от синергии. Поэтому в ближайшей перспективе основная часть рынка слияний и поглощений в автомобильной отрасли, скорее всего, будет характеризоваться небольшой по объемам точечной активностью.
В целом, специалисты PricewaterhouseCoopers полагают, что, оставив позади самые худшие времена экономического и кредитного кризиса, инвестиционные покупатели снова начнут проявлять интерес к рынку слияний и поглощений в автомобильной отрасли.
«В перспективе мы ожидаем реализации более крупных сделок в 2011 году, когда ситуация на рынке улучшится и усилится конкуренция между его участниками за мировое лидерство», — заключил Майкл Кнолл.
Алексей Щеглов
BFM.RU