Путь готов!
По официальной статистике, из России с каждым годом эмигрирует все меньше граждан. Впрочем, вряд ли это дает власти повод для оптимизма. Просто те, кто хотел репатриироваться, уже уехали, а теперь сменить страну пытаются классные профессионалы и инвесторы независимо от национальности. Кроме того, статистика не учитывает тех, кто уезжает, но не выписывается в паспортном столе. А если верить опросам, покинуть родину не прочь почти половина населения
Отъезд по расчету
В начале сентября в СМИ вызвали резонанс результаты опроса исследовательского центра портала Superjob.ru, в котором приняли участие 3 тыс. респондентов из разных регионов России. На вопрос "Хотели бы вы эмигрировать?" положительно ответил 41%, при этом в ближайшие 10-15 лет собираются уехать из страны 18% опрошенных. Россияне, имеющие намерение эмигрировать, отдают предпочтение Европе (19%; среди европейских стран наибольшей популярностью пользуются Германия, Бельгия и Чехия). США — на втором месте (14%), далее следуют Канада (12%) и Австралия (7%).
За последние десять лет эмиграция сильно изменилась — люди больше не стремятся лишь бы куда. По словам Сергея Бурлакова, руководителя проекта immigriruem.ru, потоки из России представлены, не считая браков с иностранцами и репатриации, в основном двумя направлениями. Во-первых, это рабочая эмиграция — молодые специалисты (25-30 лет) в области финансов, аудита, IT, маркетинга и рекламы едут работать по контракту за границу, не исключая возможности получить там ПМЖ и остаться. Стремятся они прежде всего в Канаду, Австралию, Великобританию, США, реже — в Европу. Во-вторых, это бизнес-иммиграция: предприниматели среднего и высшего уровня рассматривают возможность получения второго гражданства, однако обрывать все связи с Россией обычно не планируют. Они предпочитают Великобританию и Швейцарию.
По данным Росстата, число людей, уезжающих из страны, с каждым годом уменьшается: в 1998 году Россию покинули 213 тыс. человек, в 2001-м — 121 тыс., в 2005-м — 70 тыс., а в 2007 году — лишь 47 тыс. человек. В первой половине 2010-го из страны уехали 11 тыс. человек. Впрочем, Сергей Бурлаков к этим данным относится скептически (Росстат в своих расчетах использует только данные МВД из паспортных столов, то есть учитывает лишь тех, кто отказался от прописки в России). "Росстат не может располагать верными данными просто потому, что отъезжающие на ПМЖ из России практически никогда должным образом это не фиксируют в нужных органах в РФ,— говорит эксперт.— По сравнению с 1990-ми поток действительно сократился. Тогда люди уезжали в основном в Израиль, США, Германию. Сейчас те, кто искал лучшей жизни и безопасности, в основном уже переехали. А те, кто сейчас задумывается об эмиграции, сто раз обдумывают все, потому что таких преимуществ в заграничной жизни, как было раньше, уже нет. Например, в Европе под давлением кризиса государства урезают расходы на "социалку". Иммигрантам, рассчитывающим на халяву, там делать больше нечего".
Уменьшается и количество репатриантов. Этнические немцы в России становятся редкостью — большинство уже уехало. В немецком посольстве это отметили еще пять лет назад, когда число заявок на эмиграцию с 33 тыс. в год упало до 22 тыс. По данным Центра миграционных исследований РАН, в начале 1990-х около 80% общего числа эмигрантов составляли немцы и евреи, но уже в середине 2000-х их доля не превышала 20-30% от общего числа уезжающих, а сейчас она и того меньше.
Среди уезжающих все больше молодых специалистов и инвесторов, и это не зависит от национальности. В социальном отношении эмиграция становится более "качественной", что объясняется и новыми запросами принимающих стран. Первая группа — это страны с высоким уровнем жизни, которым нужны профессионалы и инвестиции: прежде всего это Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия. "Все четыре страны имеют схожие балльные программы иммиграции для специалистов и инвесторов",— говорит Сергей Бурлаков. Страны второго типа привлекают в первую очередь деньги ради подъема своих рынков недвижимости и увеличения налогов. Покупатели недвижимости получают ВНЖ, ПМЖ либо гражданство. К таким государствам относятся Испания, Болгария, Греция, Кипр, Черногория и др. Впрочем, иногда сочетаются разные схемы.
"Заявителям без университетского образования иммигрировать в США крайне сложно, если они не беженцы, не переезжают к семье, не победили в лотерее на гринкарту",— говорит Кеннет Уайт, управляющий партнер американской юридической фирмы White & Associates. Желанный иммигрант в США, по его словам,— инвестор, готовый вложить $500 тыс.: "Это не обязательно бизнесмен. Бабушка, продавшая квартиру в Москве, или молодой человек, получивший поддержку от отца, могут принять участие в программе для инвесторов".
Квалифицированный побег
По словам Кеннета Уайта, из-за экономических проблем в США спрос на иностранных работников и специалистов существенно уменьшился. Лет пять назад годовая квота работодателям на визы для иностранных специалистов, таких как программисты и инженеры, могла быть израсходована за неделю. В этом году потенциальные претенденты на визу ждут ответа на свои запросы шесть месяцев, и квота на визы все еще не израсходована: нет спроса от работодателей.
Впрочем, как отмечает биолог Юлия Ситникова, работающая в лаборатории в немецком Гейдельберге, приглашения на работу в США для квалифицированных ученых есть и сейчас. Сама она планирует после защиты диссертации в Германии перебраться за океан, съездив предварительно на собеседование с потенциальным работодателем (он берет на себя расходы на перелет и оформление визы — обычная схема). В Германию Ситникова попала четыре года назад. "Сначала по приглашению от работодателя мне выдали визу на три месяца, а после заключения рабочего контракта я получила рабочую визу на срок его действия,— вспоминает она.— Мне продлевали контракт — я ходила продлевать визу". По ее словам, работающим аспирантам чаще всего дают визу N 16 (для тех, кто не платит налоги), но надо настаивать на визе N 18 (для налогоплательщиков) — после пяти лет проживания в Германии с такой визой можно сдать экзамен по немецкому языку, истории Германии и получить гражданство, при этом не обязательно иметь недвижимость в стране. До получения гражданства, по словам Ситниковой, можно попросить работодателя написать хорошую рекомендацию — с ней можно претендовать на вид на жительство.
По словам биохимика Александра Палкина, проживающего в Лондоне и имеющего британское гражданство, ученым осесть за границей легче, чем, скажем, преподавателям: "Работодатель имеет право нанять иностранца, только если никто из граждан страны не откликнется на объявления о вакансии, размещенные в газете. Но в случае с учеными работодатель и без объявлений сможет доказать сотрудникам местного Home Office уникальность специалиста. Правда, придется заполнить огромное количество документов и потратить на это около тысячи фунтов". Доказать собственную уникальность, по словам Палкина, может и сам претендент на долгосрочную визу, если у него большая для отрасли зарплата. Такая виза — Tier 1 — дает возможность находиться в стране, даже не имея приглашения на работу, и заниматься поиском работы непосредственно на месте. Проработав в Великобритании пять лет, Палкин выдержал экзамен "Жизнь в Соединенном Королевстве" и получил гражданство.
Смена инвестиционного климата
"Для молодежи простых миграционных программ почти нет — везде требуется высокое знание местного или английского языков, хорошее образование и опыт работы,— отмечает Сергей Бурлаков.— Но Великобритания, например, дает возможность иностранным выпускникам своих вузов остаться после получения диплома на два года в стране и доказать, что они квалифицированные специалисты, потом получить рабочую визу и остаться в стране с перспективой получения гражданства".
Еще более простой путь в Великобританию открыт для инвесторов: при вложении £1 млн в государственные облигации на пять лет семья получает через пять лет ПМЖ и еще через год — гражданство. "Тенденция с 2009 года — рост интереса к экономическому гражданству Федерации Сент-Китс и Невис,— говорит Сергей Бурлаков.— За инвестированные $200 тыс. это небольшое государство в Карибском бассейне, бывшая колония Великобритании, всего за три-четыре месяца предоставляет гражданство и паспорт своей страны. С ним можно без визы посещать 88 стран мира, включая всю Европу и Великобританию".
Предприниматель Александр З. в 50 с лишним лет понял, что хочет провести с супругой дальнейшую жизнь не в России. Он купил таунхаус на небольшом греческом острове, но это не для получения европейского гражданства, а скорее для отдыха и вложения средств. Для иммиграции Александр решил присмотреться к странам, созданным эмигрантами. Например, к Австралии. Сходив к иммиграционному консультанту, информацию о котором он нашел на сайте посольства, Александр получил "план побега". Шансы претендента на получение гражданства оцениваются Австралийским иммиграционным агентством в баллах. Если речь идет о бизнес-эмиграции, то важную роль играет возраст заявителя, авторитетная аудиторская оценка его текущего бизнеса в России, объем средств на счетах (сойдет оценка стоимости его недвижимого имущества), четкий план развития бизнеса в Австралии и готовность вложить в свое новое дело не менее $200 тыс. "По возрасту я уже не подхожу,— сетует предприниматель.— Кроме того, все уперлось бы в международный аудит: представьте себе, каким может быть отчет PricewaterhouseCoopers после проверки любого малого бизнеса в России, где серые схемы практически неизбежны и квалификация бухгалтера часто вызывает недоумение".
Теперь Александр взялся за изучение канадского иммиграционного законодательства. Там возраст заявителя не имеет большого значения, жилье дешевле (дом в Торонто можно купить за $200 тыс., тогда как в Мельбурне — за $400 тыс.), а международный аудит вашего бизнеса не требуется. "Можно выделить Канаде $400 тыс. в качестве инвестиций на пять лет. Когда эти деньги возвращаются, гражданство обычно уже оформлено",— объясняет предприниматель.
Менее затратно было бы осесть в популярной для иммиграции Чехии. "Недавно в Чехии разрешили покупать недвижимость физлицам, раньше это могли делать только юрлица,— вспоминает переехавший в Чехию Антон Т.— В 2007 году я зарегистрировал здесь фирму, потратив на услуги посредника €1 тыс., на эту фирму купил квартиру и стал ее сдавать. Я уплачивал с аренды налоги — это стало обоснованием моего права находиться в стране". Сначала Антону дали бизнес-визу, а через год он получил вид на жительство в Чехии. "Через два года можно претендовать на ПМЖ, если ты проводишь в Чехии десять месяцев в году и можешь сдать экзамен по чешскому языку. Гражданство получить сложнее — нужно прожить в стране пять или десять лет". Он предупреждает, правда, что за последний год в консульствах в России и на Украине в бизнес-визах почти всегда отказывают: власти начали бояться, что скоро русских и украинцев в Чехии станет больше, чем чехов, но получить такую визу россиянин без проблем может в чешском консульстве в любой другой стране, например в Финляндии.
Компании, занимающиеся продажей недвижимости за границей, зачастую имеют отделы, ведающие иммиграционным посредничеством, но это зависит от страны: в Германии, например, покупка недвижимости в получении гражданства не поможет.
Подпитка к бегству
За последнее десятилетие изменились и те, кто помогает переехать в другую страну. "Раньше в России были компании, предлагавшие найти низкоквалифицированную работу за рубежом,— говорит Николай Кушлевич, менеджер по внешнеэкономической деятельности одной из столичных компаний и модератор популярного форума на travel.ru.— Теперь такие фирмы остались преимущественно на Украине и в Белоруссии, как правило, они помогают не с иммиграцией, а с рабочими или гостевыми визами". Теперь, по словам эксперта, консультанты ориентируются на профессионалов и инвесторов. "Таких контор в России немного, и они небольшие,— говорит Кушлевич.— Много контор с зарегистрированными иммиграционными консультантами (immigration adviser) или адвокатами в принимающих странах — в США, в Канаде".
"Я бы советовал подбирать компанию, которая имеет офисы как в России, так и в стране иммиграции",— говорит Сергей Бурлаков. Таков, например, "Европейский холдинг Дениса Миллера" с представительствами в Париже, Брюсселе и Ницце (за часовую юридическую консультацию здесь берут €200). Некоторые компании, хотя и имеют представительства в Москве, первичные консультации дают только по скайпу. Например, в американской юридической фирме White & Associates, работающей на территории России и стран бывшего СССР с 1992 года, за 30-минутную консультацию берут $200. Оплатить консультации можно банковской картой в разделе "Оплата" сайта bridgewest.ru. Консультация назначается в течение 24 часов с момента проведения платежа. Есть и более экономичные варианты: например, компания Info-Controller всего за 150 руб. предлагает выслать заявителю всю информацию об иммиграции в Финляндию по электронной почте в течение 48 часов после оплаты через "Яндекс-кошелек" (очная часовая консультация со специалистами в Хельсинки будет стоить €150).
Конторы, имеющие регистрацию и являющиеся членами крупных профессиональных сообществ, обязательно пишут об этом на первой странице своих сайтов. Так, сотрудники американской компании Кеннета Уайта White & Associates являются членами American Immigration Lawyers Association. Руководитель канадской компании DVS Group Екатерина Борисова — член Canadian Society of Immigration Consultants.
Артем Наумов — единственный в Москве зарегистрированный австралийский иммиграционный агент. "Для регистрации я прочел стопки документов, сдал экзамен в Мельбурне в 2005 году,— вспоминает Наумов.— Сейчас живу преимущественно в России, иногда выезжаю в Австралию с крупными клиентами, выбирающими, где им лучше всего начать свой бизнес". Наумов зарегистрировал фирму в 2006 году. По его словам, иммигрировать хотят олигархи и нищие (хотя с нищими он, пожалуй, преувеличивает: часовая консультация у него стоит 3,2 тыс. руб.) и приходят к нему как к психологу. "Люди спрашивают всякое, даже, например, можно ли в Австралии плевать на улице и правда ли, что там в ванне воронка воды крутится в другую сторону",— улыбается Наумов. На сайте Наумова aus.ru опубликованы и "расценки на переезд" — средняя стоимость визового сопровождения по официальным данным австралийской Migration Agents Registration Authority. Так, получение иммиграционной бизнес-визы обойдется в $1,5-4 тыс., студенческой визы — $0,5-2 тыс. Артем Наумов предоставил расчет стоимости переезда в Австралию компьютерщика с визой, дающей право на пожизненное проживание и получение гражданства через четыре года. За услуги агента придется отдать примерно 100 тыс. руб., первый визовый сбор — 68 тыс. руб., сдача экзамена по английскому — 7,2 тыс. руб., подтверждение квалификации — 10 тыс. руб., плюс еще несколько пунктов расходов. Итого — около 215 тыс. руб., не считая билета до Австралии и средств на аренду жилья.
По словам консультанта, некомпетентному человеку в иммиграционных нюансах разобраться сложно — например, понять разницу между a skilled occupation и the skilled occupation.
По его данным, количество отказов по заявлениям, поданным без агентов, составляет 33%, а при участии агента — 2-3%, при этом агенты чаще работают с более сложными случаями. Сильная иммиграционная компания, добавляет Сергей Бурлаков, обычно специализируется на одной стране. "Супермаркет гражданств", по мнению эксперта, редко бывает успешным.
АНАСТАСИЯ КАРИМОВА
КоммерсантЪ-Деньги
|