За ценой не постоим
Борьба против повышения стоимости продуктов питания становится похожей на PR-акцию, в то время как стоящее за ней государство остается основным локомотивом роста цен
Все природные катаклизмы минувшего лета вылились в активную борьбу государства с ростом цен на продукты питания. За ценами на прилавках уже выразили желание следить и партия «Единая Россия», и общественные организации по защите прав потребителей. Активно разоблачает заговорщиков в оптовом звене Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а в регионах создаются комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных товаров.
Цены действительно растут, но в целом в рамках прошлогоднего тренда. По России за восемь месяцев 2010 года продовольственные товары подорожали на 6,64%, при росте в аналогичном периоде прошлого года в 6,62%. Инфляция за этот же период в стране составила около 6%. Примерно такая же ситуация по Сибирскому федеральному округу (СФО) — 6,26% против 6,11% годом ранее. Правда, гораздо более резко выросли в цене отдельные продукты — гречка, куриные яйца, говядина… Последнее время месячный рост цен на некоторые продукты питания составил более 30%, что формально позволяло государству по новому закону о торговле заморозить их.
Но пока в ходу другие инициативы. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект о предельной торговой наценке на социально значимые продукты. Их список тоже должно разработать правительство. Наценка, по замыслу авторов документа, не должна превышать 15% от самой высокой оптовой цены. Очевидно, что это ударит в первую очередь по малому и среднему бизнесу в опте. Причем торгующему преимущественно дешевыми товарами, наценка на которые не даст возможности «прокормить» бизнес. С другой стороны, подорожание многих продуктов питания имеет вполне объективные причины, которые далеко не всегда заключаются в сговорах и накрутке цен. Зачастую на рынке сказываются сезонность и растущие тарифы естественных монополий, находящихся под контролем государства.
Дорогие прилавки
Широко освещаемая СМИ акция, направленная на борьбу с ростом цен, началась в июле. Проверкам подверглись все участники рынка продовольствия: поставщики сырья, производители, оптовое звено и торговые сети. Проведенный 21–22 августа фондом «Общественное мнение» опрос зафиксировал, что 80% россиян отметили рост цен на продовольствие. По данным аналогичных исследований за июль–август увеличились доли россиян, отметивших удорожание круп и макаронных изделий в шесть раз, сахара — в два раза, хлеба — в 3,5 раза. При этом Сибирь стала лидером по недовольству населения ростом цен на сахар (58%).
Сложно спорить, в некоторых случаях рост цен действительно был достаточно серьезным. Более того, он продолжается до сих пор. Например, о двукратном росте цен на гречку не говорил только ленивый.
На все эти тенденции можно смотреть по-разному. С одной стороны, многим из происходящих процессов есть вполне разумные объяснения. Например, цены на говядину растут в том числе и потому, что осенью государство традиционно закупает большие объемы мяса в госрезерв. К тому же повышение стоимости мяса — мировая тенденция. С другой — во многих отраслях оптовое звено действительно злоупотребляет своим сложившимся положением.
По новому закону о торговле государство может ограничивать на 90 дней стоимость определенного списка базовых продовольственных товаров в случае их подорожания на 30% и более в течение месяца в определенном субъекте федерации. Но пока профильные ведомства придерживаются позиции невмешательства в ситуацию, хотя возможности такие были и в случае с гречкой и куриными яйцами. «По нашему богатому опыту регулирование цен почти всегда приводит к дефициту и очередям, а это хуже, чем в отдельные дни колебания цен. Лучше их сглаживать правильной политикой, а не регулированием», — подчеркнул позицию власти помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. В этом духе пока государство и действует. Проводятся формальные мероприятия, направленные на выяснение недобросовестных практик, нарушающих закон о конкуренции, которые находятся в компетенции ФАС и прочих контролеров. «В принципе, наверное, можно говорить о том, что активность контролирующих органов, действительно, несколько сбивает темпы роста цен», — выражает осторожный оптимизм аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Резать по-живому
Розничная торговля пока достаточно спокойно реагирует на активность государства в сфере регулирования цен на продовольствие. Так спокойно она отреагировала и на переход на новый закон о торговле. «Рентабельность у сетей действительно снизилась, но незначительно», — говорит директор центрального офиса закупок «АШАН Россия» Эмин Рустамов.
Сложившаяся ситуация с ростом цен тоже существенного влияния на доходы отрасли не окажет, считают эксперты. «Конечно, рост цен может оказать определенное давление и на показатели рентабельности предприятий розничной торговли, но их маржа, в общем-то, существенно, видимо, не пострадает», — говорит Максим Клягин. Темпы роста цен ускоряются, но не носят критического характера. Рост затрат будет перекладываться на других участников цепочки, в том числе на потребителей. Кроме того, растущие инфляционные ожидания разгоняют продажи, что также положительно отразится на конечном финансовом результате сетей.
В конце сентября стало известно о внесении в Госдуму законопроекта об ограничении торговой наценки на социально-значимые продукты питания до 15%. По словам одного из разработчиков документа спикера Совета Федерации РФ Сергея Миронова, законопроект «предусматривает, что правительство определяет перечень социально значимых продуктов и устанавливает для них предел максимальной наценки в 15 процентов от самой высокой оптовой цены на них». Подобная мера уже обсуждалась в ходе подготовки закона о торговле и тогда понимания не нашла. Что будет сейчас, пока неясно. Но очевидно, что бьет поправка в первую очередь по мелким оптовым компаниям в регионах. По оценке еще одного разработчика законопроекта, депутата Госдумы Антона Белякова, сейчас розничные наценки на продукты питания могут доходить до 100%, а в среднем они составляют 40–50%, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25%.
К тому же эффективность таких мер совершенно неочевидна. Схемы обхода возможны как в виде банальных договоренностей сетей со своими поставщиками о концентрации наценок в розничном звене с последующим разделом прибыли, так и с помощью фирм-однодневок, указывают эксперты. В последнем случае сети просто пропускают закупаемые товары через несколько компаний-прокладок, каждая из которых будет перепродавать товар следующей с надбавкой не выше 15%. Или, как рассказал в интервью федеральным СМИ председатель экспертного совета общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Никита Кричевский, использовать возможности импорта. «Сегодня в крупных городах до 75 процентов продовольственных товаров — импорт. Импортные составляющие есть и в колбасе, и в рыбе, и в курятине (если брать корма). Даже упаковка продуктов, тех же тортов, например, импортная. Что мешает нашим горе-производителям и переработчикам искусственно увеличить закупочные цены на импорт? Ничего. Заключил договор с собственным оффшором по более высокой цене, и сверхприбыль в кармане. Как вы догадываетесь, оплачивать сладкую жизнь коммерсантов снова придется всем нам», — говорит эксперт.
Выбор пути
На самом деле есть вполне рыночные пути недопущения роста цен. И предприниматели о них говорят, но они расходятся с политикой, избранной правительством. Речь, например, идет о тарифах естественных монополий, которые сегодня занимают в затратах производителей продуктов питания до 35–40%, являясь основным затратным разделом наравне с фондом оплаты труда. Дошло до того, что в себестоимости булки хлеба цена муки составляет только 15%. Очевидно, впрочем, что ни о каком снижении тарифной политики речь не идет, поскольку это угрожает инвестиционным программам монополий и многочисленным долгосрочным программам их развития.
Очевидно и то, что может помочь и инфраструктурная перестройка экономики. Сегодня на многие рынки — например молочный, мясной — серьезное влияние оказывают сезонные колебания, приводящие к существенным ценовым скачкам. Но перестройка требует инвестиционных вливаний в экономику. И вливаний не маленьких. Наконец, это просто сложнее, чем стоять с дубиной над головой у оптовиков и розничных продавцов.
В правительстве же продолжают идти по проверенному пути, который скорее напоминает PR-акцию, чем лечение болезни. Первый вице-премьер Виктор Зубков назначен главным по мониторингу цен на продукты. Он будет руководить соответствующей комиссией: она должна выработать ценовые ориентиры, которые обеспечат разумную рентабельность участникам цепочки «от поля до прилавка» и сформировать подходы для обеспечения «справедливого, экономически обоснованного ценообразования». Еще одна мера, о которой сегодня говорят в правительстве — это обнуление ввозных таможенных пошлин на гречку, картофель, капусту. А ФАС продолжит бороться со спекулянтами. С июля текущего года антимонопольщики возбудили около 130 дел по подозрению в необоснованном повышении цен. И среди главных обвиняемых продолжают оставаться торговые сети.
Матвей Эргардт
Журнал "Эксперт"