Будущее утюгов
Продажи бытовой техники уже в 2011 году имеют предпосылки для выхода на докризисный уровень, однако расстановка сил на рынке может измениться в результате усиления борьбы на новом поле продаж – через интернет
По различным оценкам, в 2009 году российский рынок бытовой техники и электроники (БТЭ) сократился на 20?25% в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом, но с 2010?го, по официальной статистике, продажи увеличиваются неплохими темпами. Если, например, в прошлом году, по данным Росстата, реализация холодильников и морозильников сократилась на 9,5%, стиральных машин – на 8,2, аудиоаппаратуры – на 4, телевизоров – на 3,6%, то сейчас все эти сегменты показали существенный рост. К примеру, в Северо-Западном регионе продажи мелкой бытовой техники выросли на 48,6%, телевизоров – на 46,5, стиральных машин – на 5,8%. В целом же за первое полугодие 2010 года реализация основных видов БТЭ в Петербурге увеличилась примерно на 30%, по Северо-Западу – на 20%. По прогнозам аналитиков, уже в 2011 году продажи имеют предпосылки для выхода на докризисный уровень, однако расстановка сил на рынке ритейлеров БТЭ может измениться.
Экономный потребитель
По мнению экспертов, реального роста сопоставимых продаж у ритейлеров БТЭ нет: сегодня достичь увеличения выручки можно только за счет открытия новых магазинов или агрессивной ценовой политики (что в итоге может неблагоприятно сказаться на ритейлерах). При этом рынок БТЭ Северо-Западного региона считается одним из самых сложных, отличаясь высокой насыщенностью и низким уровнем потребления. Немало примеров, когда московские сети были вынуждены частично сворачивать бизнес в Северной столице, а если кто-то и открывал в последнее время новые торговые точки, то, как правило, взамен закрытых старых.
«Петербургский потребитель экономен, – отмечает генеральный директор исследовательского агентства INFOLine Иван Федяков. – Например, по информации Росстата, по итогам 2009 года в Северной столице потребители потратили на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров в среднем 127 тыс. рублей. Нас опережает не только Москва, где этот показатель составляет 250 тыс. рублей, но и такие города, как Уфа (270 тыс.) и Ставрополь (более 300 тыс.). Конечно, это во многом объясняется тем, что названные города – региональные центры и в них приезжают за покупками из других регионов, но тем не менее факт остается фактом».
Поэтому выход на петербургский рынок новых игроков эксперты заранее признают ошибкой: такой шаг экономически оправдан только при условии приобретения старых сетей. Существующий уровень конкуренции делает крайне рискованным и создание новых магазинов. Хотя ряд сетей и открывают новые торговые точки, стоит учитывать, что перед этим несколько магазинов закрылось, а некоторые сети (например, «Мир») и вовсе были вынуждены уйти с рынка. «В последнее время магазины бытовой техники начали проявлять активность – новые помещения ищут „Эльдорадо“, „Юлмарт“ и другие ритейлеры, – рассказывает руководитель отдела по работе с клиентами ASTERA Вера Бойкова. – В целом для таких магазинов в последнее время характерно стремление к укрупнению формата. Многие из них планируют в ближайшее время выйти на рынок с площадями, сравнимыми с новым помещением „Юлмарта“ – 7,5 тыс. кв. м».
Широка страна моя родная…
Города-миллионники (кроме Москвы и Петербурга) выступают в роли основных катализаторов роста сетей БТЭ, так как даже крупные игроки рынка до 2008 года освоить удаленные уголки России не успели. К примеру, по данным рейтинга крупнейших российских сетей 2009 года агентства INFOLine, если лидер рынка «Эльдорадо» присутствует в 47 из 83 регионов России, то следующая за ней сеть «М.Видео», имея сопоставимые выручку и объем торговых площадей, – лишь в шести.
«Ритейл бытовой техники переживает не лучшие времена, – констатирует аналитик ИК „Энергокапитал“ Василий Копосов. – И именно успешное развитие в регионах – одна из основных задач менеджмента крупнейших ритейлеров». Правда, стоит отметить, что петербургские сети идти в регионы не торопятся, уступая московским и зарубежным компаниям.
Непаханое поле
Второй путь для возможного роста – освоение интернета. Согласно оценкам специалистов Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем розничной интернет-торговли вырос по итогам 2009 года на 40% (при этом оборот розничной торговли по стране в целом сократился на 5,5% и составил около 155 млрд рублей). По данным Яндекса, в течение 2009 года проникновение интернета в России увеличилось более чем на 20%.
«Дополнительным катализатором онлайн-продаж стали и последствия кризиса: наблюдавшееся снижение реальных доходов населения и, соответственно, платежеспособного спроса, видимо, способствовали росту интереса потребителей к сегменту интернет-торговли, – полагает аналитик УК „Финам Менеджмент“ Максим Клягин. – Цены на значительную часть ассортимента, предлагаемые подобными проектами, обычно заметно – в среднем на 10?30% – меньше, чем в традиционных торговых форматах (при, как правило, аналогичном качестве), что обусловлено более низким уровнем издержек».
Выход в интернет дает ритейлерам дополнительный шанс проявить себя, ведь здесь, по сути, можно начать борьбу за потребителя с чистого листа, имея при этом необходимые ресурсы. «За интернетом, безусловно, будущее, – убежден Иван Федяков. – Но стоит понимать, что такая торговля также требует немалых ресурсов: обязательно должны быть свои сервис, распределительный центр, налаженная логистика. Поэтому гораздо лучше данный бизнес получается у компаний, которые уже давно работают на рынке БТЭ».
По наблюдениям Федякова, в 2009 году очень хорошо себя проявил целый ряд проектов. Например, оборот магазина «Закажи24» петербургской сети БТЭ «Просто» превысил 1 млрд рублей, сделав его одним из крупнейших интернет-проектов, при том что на петербургском рынке ритейлер явно отставал от коллег. Недавно компания расширила ассортимент за счет торговли другими товарами, в том числе продовольственными, и заявила об открытии точек выдачи заказов в Киришах, Всеволожске, Кингисеппе, а также в Пскове и Великом Новгороде.
Другой пример – интернет-магазин «Юлмарт», который, по словам его генерального директора Сергея Федорина, увеличил оборот за 2009 год на 240%.
Работа на перспективу
В то же время ряд специалистов считают увлечение интернетом временным. «С восстановлением кредитования, в первую очередь непосредственно на площадях ритейлера, можно ожидать обратного смещения спроса – в пользу непосредственно прямых магазинных продаж», – прогнозирует Василий Копосов.
Другой аргумент – то, что интернет-торговля в сегменте B2C в России развита пока относительно слабо: ей принадлежит лишь около 1% в общем объеме розничной торговли. Пока слишком велико влияние сдерживающих факторов: недостаточное число активных пользователей сети, плохо развитая инфраструктура – логистические услуги, системы платежей и т.д. Поэтому ожидать, что часть ритейлеров свернет основной бизнес в пользу интернета, оставив только распределительные центры и пункты выдачи вместо магазинов, пока не стоит.
Тем не менее многие признают, что потенциал этого направления очень высок и в будущем оно станет шансом существенно увеличить продажи и обогнать конкурентов. «Большинство ритейлеров развивают традиционную розницу и интернет-магазины параллельно. И, как показывает практика, в области интернет-продаж могут быть совершенно другие лидеры, – размышляет президент сети „Техношок“ Виктор Гордейчук. – Часто это зависит от команды, которая за это берется и в случае успеха постепенно перетягивает на себя все больший процент оборота компании. В результате для кого-то интернет может стать основным каналом сбыта».
Маргарита Арановская
Санкт-Петербург
Журнал "Эксперт"