Беспроигрышная галерея
Несмотря на обещание столичного правительства вывести все заводы за город, некоторые из них продолжают работать даже интенсивнее, чем раньше. Но не в качестве производственных объектов, а как место для реализации различных проектов из области современного искусства и малого бизнеса, иногда — и того и другого сразу
А завтра — на завод
Идею создания арт-тусовок на территории бывших промышленных предприятий в Москву занесли уже довольно давно. Однако давать обильные всходы она стала только в последние года два. Говорят, благотворную роль сыграл финансовый кризис. Достоверно известно, что именно кризис отвратил некоторых владельцев этих объектов от дорогостоящих планов по тотальной зачистке территории и возведению на освободившемся месте торговых и офисных помещений.
Пионер этого направления — центр творческих индустрий ПRОЕКТ_FАБRИКА — появился на территории фабрики технических бумаг "Октябрь" в Переведеновском переулке, дом 18 еще в 2005-м. Развиваться он стал в сторону некоммерческой деятельности и работы над разнообразными культурными проектами, хотя на его площадях можно отыскать организации, занятые не только продвижением культуры в массы, но и зарабатыванием денег: издательства Ad Marginem и "Livebook/Гаятри", типография 24_printservice, рекламная дизайн-студия "Бум-арт". Но главный вектор определяют именно творцы — как постоянно квартирующие на FAБRИКЕ, так и те, кто арендует здесь площади под конкретные мероприятия. Скажем, расположенный там "Актовый зал" хорошо известен как место проведения перформансов и невербальных постановок (обычно под эгидой агентства "Цех"), просмотров документального кино и авторской анимации (за это отвечает "Кинотеатр.doc"), концертов актуальной и независимой музыки (центр AVANT).
Проектом, который делался по аналогии с лучшими зарубежными образцами — от берлинского Kunst-werke до британской Tate Modern,— является, конечно, "Винзавод" в 4-м Сыромятническом переулке. В XVIII веке это была барская усадьба, одно время принадлежавшая княгине Екатерине Волконской, тетушке Петра Волконского — генерал-квартирмейстера армии Кутузова. В начале XIX века на ее территории открылась медопивоваренная фабрика, которая к концу столетия перешла во владение акционерного общества "Московская Бавария". Рядом расположился Московский комбинат виноградных и десертных вин, который в советское время превратился в "Мосвинкомбинат", выпускавший 4 млн декалитров плодово-ягодных вин в год. После развала СССР комбинат закрылся, и территорию едва не поглотили расположенные по соседству трущобы. Появление "Винзавода" в 2007-м, по сути, спасло это место. За три года площадка стала настолько популярной, что туда перебрались ведущие московские галереи (XL, "Айдан", "Риджина"), актуальные художники и модные дизайнеры разместили там свои мастерские, а в ее пространствах стали регулярно проходить всевозможные культурные мероприятия — от фестиваля комиксов "Коммиссия" и ежегодного конкурса "Лучшие фотографии России" до закрытых презентаций, на которые съезжается московский истеблишмент.
Кстати, формирующаяся в последнее время ориентация "Винзавода" на дорогостоящее современное искусство заставила некоторых его резидентов искать место, где пафоса поменьше и арендная плата пониже. Кое-кто из них обратил внимание на свежее пополнение в стане бывших промышленных объектов, отданных под арт-площадки,— место на Новодмитровской улице, дом 36/4, известное как дизайн-завод "Флакон". Он расположился на месте бывшего хрустального завода имени Калинина, производившего стаканы и парфюмерные флаконы (отсюда название). С 2009 года здесь постепенно создается пространство, где одинаково хорошо себя чувствовали бы офисы event-агентств, студии дизайна и киновидеопроизводства, магазины и мастерские. С офисами и складами уже вроде неплохо складывается, в этом году добавили помещения под магазины и шоу-румы, вскоре обещают приспособить бывший производственный корпус площадью 3 тыс. кв. м под нужды архитектурных бюро и студий интерьера. Ну и организаторы мероприятий, которым требуются большие пространства, как обещается, также получат все необходимое по разумной цене. Планов пока больше, чем реализованных проектов, но владельцы "Флакона" подходят к делу серьезно и готовы вкладываться в реновацию строений на территории завода. По крайней мере, сайт в интернете у дизайн-завода очень приличный, с собственным блоговым движком и приятным оформлением.
Арт-типография
Еще одно бывшее производство, которое в течение последнего года активно развивалось как арт-кластер, расположилось по адресу Хохловский переулок, дом 7. Место тоже с богатой историей, оно по праву может считаться настоящим объектом московской старины, так как основу его составляют палаты дьяка Украинцева, построенные в 80-е годы XVII века. Усадьбой владел князь Михаил Голицын, сподвижник Петра I. В конце XVIII века она оказалась в казенной собственности, в нее переехал архив Коллегии иностранных дел, для чего была сделана довольно решительная перепланировка. Здание уцелело во время московского пожара 1812 года, но было разграблено отступавшими французами. В 1874 году архив из него выехал, дом передали новооткрытой Московской консерватории, а та предложила его своему комиссионеру Петру Юргенсону, который открыл в Хохловском переулке нотопечатню. Его предприятие стало крупнейшим в России и одним из самых авторитетных в мире. Юргенсон пристроил к усадьбе трехэтажный корпус, где разместилась механическая типография, а в 1902-м выстроил во дворе электростанцию. Большевики национализировали нотопечатню и создали на ее основе Государственное музыкальное издательство, которое исправно печатало ноты вплоть до наступления XXI века.
В 2007-м бывшие палаты дьяка стали сквотом, в котором жили и творили представители самого что ни на есть актуального искусства — тогда комплекс на Хохловском часто фигурировал в арт-хрониках как ДК "Оригинал" или типография "Оригинал". Собрание поклонников чистого искусства просуществовало год, при этом вопреки сквоттерским правилам оно платило небольшую арендную плату. Однако хозяева на 2008-й аренду продлевать не стали. Художники покинули типографию, предрекая, что ее снесут, а на ее месте выстроят стеклянно-бетонный бизнес-центр.
Эти опасения, к счастью, не сбылись, хотя Russian Research Group, коммерческое предприятие, которое взялось за Хохловский, и отдало примерно половину доставшейся ему территории под офисы. А на другую стало потихоньку запускать тех, кого здесь называют творческими резидентами. В случае с Хохловским ими оказались не только галереи актуального искусства и лаборатории перформансистов, но и представители профильного малого бизнеса: магазинчики и шоу-румы с хенд-мейдом и занятными артефактами, танцевальные и фотостудии. В течение последнего года новые резиденты прибывали особенно интенсивно, и сегодня, по словам управляющей кластером Виктории Тупиковой, свободно всего 5% помещений.
Нынешние обитатели Хохловского, по их словам, платят весьма умеренную арендную плату, некоторые так и вовсе полагают, что ни в каком другом месте столицы им такие мягкие и человеческие условия не предложили бы. Проектов в данный момент больше 30, каждый, как положено, с ярко выраженной индивидуальностью. Например, есть несколько танцевальных студий, причем и вполне традиционных, как "Планетанго", где учат понятно какому танцу, и весьма экзотических вроде школы стриптиза и шестового танца Exotic Dance. Это заведение, кстати, у профессионалов котируется весьма высоко, поскольку место просторное, на каждую ученицу в группе приходится по своему шесту и аж по 9 кв. м рабочей площади.
Магазинов-шоу-румов в Хохловском больше всего, каждый со своим ассортиментом. Среди старожилов — шоу-рум "Чистый лист", который специализируется на хенд-мейде. Есть, скажем, магазин "Индада", прекрасное место для любителей развивать мелкую моторику верхних конечностей при помощи йо-йо и пауэрболла и тренировать разные способности — от быстроты реакции до интеллекта — с помощью настольных игр. Магазин претендует на звание самого влиятельного в среде людей, увлеченных такими видами досуга, его создатели поддерживают работу главного тематического форума yoyoman.ru. Есть дизайнерский шоу-рум Joki, где можно подыскать себе и аксессуары, и футболки с принтами, и оригинальные интерьерные наклейки: цены на все довольно демократичные, что зачастую провоцирует клиентов на дополнительные покупки. В октябре откроется новый шоу-рум "Хохловка Original", для него бывшее помещение механической типографии готовят Мария Потудина и Владимир Бердышев, организаторы маркетов Art-Garage Sale. Для них шоу-рум — продолжение работы с авторами и дизайнерами, а также личный вклад в то, чтобы желающие могли покупать действительно оригинальные изделия, а не вещи неизвестных в наших краях восточных дизайнеров, купленные в Бангкоке на рынке Чатучак за $5-10 и перепродаваемые затем в десять раз дороже. Кстати, историю Art-Garage Sale Мария и Владимир намерены продолжать в Хохловском и уже имеют положительный опыт: устраивали маркет на этой площадке в конце июля.
Имеется здесь творческая студия "Дом 7", в которой доступны различные занятия, полезные для тела и разума, от академического рисунка и йоги до кинопросмотров арт-хауса и развлечений с огнем (fire-show). В студии "Дикая планета" обитают поклонники контактного жонглирования — околоциркового искусства, которое набирает все большую популярность; при этом в студии желающие учат английский язык. У тату-салона Steel Team — высокая репутация в тату-сообществе, на тематических интернет-ресурсах довольные клиенты советуют обращаться туда за качественными татуировками. Ставший почти легендарным в определенных кругах магазин "Расташоп", который в свое время располагался на четвертом этаже "Детского мира", теперь тоже здесь. Является резидентом Хохловки и одна из самых известных фотостудий Москвы Photoplay, она как раз расположилась на территории дьяческих палат, используя старинные интерьеры в своих целях. Да и покинувшие Хохловский в 2008-м представители современного искусства мало-помалу возвращаются сюда: сообщество ArtRaum намерено устраивать здесь свои выставочные проекты и представления.
Виктория Тупикова полагает, что костяк долговременных проектов на пространстве Хохловского сформировался и теперь всему комплексу предстоит заниматься самопродвижением. Главным направлением со всей очевидностью является среда творчески ориентированной молодежи, поэтому промокампания будет вестись через социальные сети и другие интернет-ресурсы. Кстати, в этом процессе, по признанию госпожи Тупиковой, нашлись точки соприкосновения между творческими резидентами и офисной частью Хохловского, где разместилось немало креативных агентств: последние готовы профессионально участвовать в раскрутке первых. Предсказывать, насколько успешным будет грядущее продвижение, как обычно, никто не возьмется, но у Хохловского есть все задатки, чтобы войти в число главных арт-площадок Москвы.
ВЛАДИМИР БОРОВОЙ
КоммерсантЪ-Деньги
|