«Надо, чтобы магазины снабжались ночью»
Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов прокомментировал предложения по борьбе с московскими пробками, прозвучавшие в четверг на специальном совещании у президента
«В советское время Москву обслуживало 70 тыс. грузовых автомобилей. Сейчас их в Москве – 306 тыс.», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. Так он прокомментировал меры по борьбе с пробками, которые были предложены на совещании у президента.В четверг Дмитрий Медведев в своей загородной резиденции в подмосковных Горках провел совещание по проблемам дорожного движения в Москве. Среди участников совещания – новый мэр Москвы Сергей Собянин, а также руководители профильных ведомств.
«Пассажирский транспорт в Москве неуправляем»
Участники встречи предложили несколько решений «пробковой» проблемы, которые, впрочем, все равно нужно принимать комплексно. Идеи федеральных и столичных чиновников оценил президент Союза транспортников России, председатель комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Виталий Ефимов.ВЗГЛЯД: Виталий Борисович, глава Минтранса Игорь Левитин предложил ввести временные ограничения на движение в Московском регионе иногородних автобусов...
Виталий Ефимов: Все правильно Левитин говорит, только надо не просто не пускать автобусы в Москву, а делать так, как это делается во всем мире. Разгружать пассажиров на конечной станции метро или другого вида транспорта, допустим, электричек, чтобы уже оттуда люди ехали в столицу.
ВЗГЛЯД: Да, Левитин как раз и говорил о том, чтобы организовать специальные терминалы для пересадки на электрички и метро.
В. Е.: Но для этого тогда надо построить минимум пять–шесть мощных автобусных станций.
Вообще, нужно уменьшить количество личного и общественного транспорта, который ходит в Москву, это правильно. Но для этого необходимо провести огромные работы, связанные с инфраструктурой.
К примеру, в вагоны на конечных станциях метро, на «Выхино», например, тоже ведь не влезешь утром. Поэтому это комплексная проблема.
ВЗГЛЯД: Как раз об инфраструктуре говорили Сергей Собянин. Он, в частности, заявил, что Москве нужны новые линии метро, от 100 до 300 километров. Именно новые линии, а не продление старых, так как «существующие линии метрополитена перегружены».
В. Е.: Правильно. Нужно увеличить мощности метро, но вместе с тем и пассажирского транспорта, и электричек.
Проблему можно решить другим способом – «разносить» по времени работу. В советское время была жесткая система, при которой «разносили» работу ведомств, предприятий, институтов. Сейчас же все едут на работу к одному времени. Вот еще одна задачка. Вы знаете, в Германии предприятия начинают работу аж с шести часов утра. Например, автомобильные концерны. Работники заводов приходят домой уже к трем часам дня.
ВЗГЛЯД: В числе первостепенных вопросов, которые нужно решить, Собянин назвал также устранение «узких» мест, создание дорожных развязок, съездов, радиусов закругления, снос временных строений. Это действительно реальные меры?
В. Е.: Безусловно, нужны развязки, отсутствие которых сдерживает движение. Нужны парковки. Парковки сейчас занимают 2/3 проезжей части в центре, «свободной», соответственно, остается 1/3.
«В советское время Москву обслуживало 70 тыс. грузовых автомобилей. Сейчас их в Москве – 306 тыс.»
В Москве, считаю, нужно ввести навигационную систему, которая отработала на Западе. У них максимальная автомобилизация прошла раньше лет на 30, чем у нас. И они у себя ввели интересную, так называемую интеллектуальную систему навигации.Она состоит из трех связанных друг с другом частей. На земле вам указывают куда ехать, воздушная система подсказывает направление, плюс светофоры на каждой полосе движения. Все они сгруппированы. И там светофоры работают по принципу «зеленой волны», а не как у нас – «сине-желтой». То есть нужно перенять западный опыт. Это могло бы увеличить пропускную способность всех улиц Москвы, как говорят специалисты, на 15%. А ведь это немало.
ВЗГЛЯД: Собянин также пообещал в первоочередном порядке выделить дополнительные полосы движения для общественного транспорта, правда, «без дополнительного строительства». Как вы смотрите на эту идею?
В. Е.: Хорошо, только вот нужно учитывать, что общественный транспорт сам создает проблемы. Нам удобно сейчас, мы приходим на остановку – стоят десятки маршруток, одновременно подходят и уходят. Но, извините, все они должны быть встроены в систему управления. А сейчас? Это же хаос. Никто ими не управляет. Кто как хочет, так и подъезжает, так и отъезжает.
Вот сейчас есть ГЛОНАСС, ну давайте в каждой машине установим бортовую систему, введем диспетчерскую. Скажем каждому водителю маршрутного такси, где и как ехать, и тогда число маршруток вдвое уменьшится. Правда, в этом случае кто-то может сказать: «тогда нам придется долго ждать транспорта». Да нет, не придется, просто не будет этого хаоса.
Это еще одна проблема. Пассажирский транспорт в Москве неуправляем. Чтобы исправить ситуацию, надо активно пользоваться навигационными системами, в том числе ГЛОНАСС.
ВЗГЛЯД: На совещании также прозвучало предложение Минтранса временно запретить въезд в Москву и Подмосковье грузовиков в выходные дни и существенно ограничить – в будни.
В. Е.: Это тоже надо делать. В советское время Москву обслуживало 70 тыс. грузовых автомобилей. Сейчас их в Москве – 306 тыс. Возьмем Париж. Вот в Париже есть так называемое грузовое кольцо. Туда «стаскиваются» все товары, вся продукция, необходимая для жизни города. И ночью эти товары развозятся. Днем в Париже вы не увидите этих ни маленьких, ни больших машин. И Москве, по оценкам экспертов, если правильно разработать логистические схемы, требуется всего 120 тыс. грузовых автомобилей, а не 300 тыс., как сейчас. И днем их будет всего-навсего около 30 тыс., а может, и меньше. Надо сделать так, чтобы все магазины, да и производство снабжались ночью. Так делает Европа. Почему мы этого не делаем? Почему затовариваемся днем?
ВЗГЛЯД: Мэр столицы еще обратил внимание на проблему координации движения автотранспорта между Москвой и Московской областью. Из 18 магистральных дорог, которые ведут из Москвы в Московскую область и обратно, только семь имеют одинаковую пропускную способность. Как насчет этой проблемы?
В. Е.: Что ж, не зря Москву и область «усадили» за один стол. Я в свое время тоже немало воевал с тем, чтобы Лужков и Громов, наконец, навели порядок. Область упирается в Москву, а Москва упирается в область. А все потому, что Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, потому что тот обозвал его гусем. Они не желают разговаривать, а мы все рыдаем. Миллионы граждан ездят туда и обратно на работу.
ВЗГЛЯД: Может быть, что-то еще есть, что упущено, на ваш взгляд?
В. Е.: Смотрите, у нас расходы на дороги составляют менее 1% ВВП в год. А сколько в Европе? Не меньше 4% ВВП. Надо, наверное, говорить и о том, что необходимых средств мы не выделяем.
Проблем много, и многие были сегодня озвучены. Другое дело, что этим надо всерьез заниматься.
Наталья Журавлева
Взгляд