«Побочные» сервисы в мобильных сетях дали рынку $4,9 млрд
Неголосовые услуги для абонентов мобильной связи — мобильные приложения, электронные платежи, цифровые продажи, мобильный Интернет и социальные сети — принесут операторам 21% выручки
Реалии и перспективы российского и мирового рынков дополнительных мобильных сервисов стали темой VII Mobile VAS Conference, прошедшей в конце минувшей недели в Санкт-Петербурге. В этом году на конференции зарегистрировалось более 450 участников. Опытом и идеями в сфере VAS-услуг поделились представители сотовых операторов, компаний-разработчиков приложений, рекламных и аналитических агентств, а также независимые эксперты и журналисты деловых и IT-изданий.
В ходе Mobile VAS Conference обсуждались, как и следует из названия конференции, вопросы, связанные с рынком Value Added Services — неголосовых услуг для абонентов мобильной связи. Основными темами мероприятия стали мобильные приложения, электронные платежи, цифровые продажи, мобильный Интернет и социальные сети. О реалиях, тенденциях и перспективах этого рынка рассказали в своих докладах представители компаний отрасли.
По словам управляющего директора компании i-Free Innovations Кирилла Петрова, в текущем году на рынке не появилось глобально-новых продуктов и сервисов. В своем докладе он обозначил несколько тенденций, которые оказывают значительное влияние на рынок дополнительных мобильных сервисов.
В частности, стремительный рост популярности смартфонов привел к буму на рынке приложений для них. По данным Gartner, в 3 квартале текущего года мировой объем продаж смартфонов достиг 80 млн штук. Для сравнения — в 3 квартале 2009 показатель равнялся 40 млн. При этом только за 2 квартал 2010 года, по данным Vision Mobile, появилось более 340 тысяч мобильных приложений. В прошлом году в тот же период их было около 45 тысяч. Ежемесячно создается примерно 30 тысяч новых приложений.
Также на развитие рынка VAS-услуг влияют новые технологии, позволяющие абонентам интенсивнее использовать свои мобильные устройства не только для телефонной связи. Тач-интерфейсы, беспроводные технологии связи, «интеллектуализация» устройств, которые легко могут связываться друг с другом, дают простор фантазии разработчиков. Пользователи также хотят получать больше от своих мобильных аппаратов. Рост распространенности и влияния социальных сетей, в том числе в мобильной среде, также накладывает свой отпечаток на требования к социальным приложениям для смартфонов. При этом, по прогнозам, влияние соцсетей в ближайшие три года значительно усилится.
Немало внимания на седьмой VAS Conference было уделено развитию электронных платежных систем. По словам председателя Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежды Анциферовой, наступило время, когда все вчерашние безальтернативные партнеры сотовых операторов — соцсети, сайты знакомств, разработчики игр — поняли, что SMS-платежи наименее выгодный вариант (хоть и наиболее привычный российским пользователям). И сегодня многие участники рынка ищут и продвигают альтернативные привычным SMS методы оплаты услуг.
В своем докладе Надежда Анциферова обозначила еще одну российскую тенденцию — превращение терминалов приема платежей в электронные платежные системы. Оборот QIWI-кошелька в третьем квартале текущего года составил около 17 млрд рублей. Общий оборот платежных терминалов в РФ в текущем году приблизился к 750 млрд рублей. Как отмечают эксперты, в России платежные терминалы стали, по сути, аналогами банковских карт, которые у нас в стране пока еще не получили такого широкого распространения, как на Западе.
Развитию электронных платежей способствует и появление альтернативных моделей продаж цифрового контента — кино, музыки, книг. Крупные мейджеры, такие как Sony Music, решаются продавать свой контент в Интернете по подписной модели, и в России уже появились примеры ресурсов, предоставляющих такую возможность.
Директор по продуктам МТС Павел Ройтберг также отметил, что развитие приложений, мобильного интернета и платежных систем усилили противоречия между традиционным SMS-биллингом и мобильной коммерцией.
На круглом столе, прошедшем в рамках VAS Conference, представитель МТС уделил основное внимание теме развития мобильного Интернета. «С моей точки зрения, 2010 год — это год мобильного Интернета. Мы, наконец, увидели экспоненциальный рост трафика. Появилась критическая масса базовых станций, расширений сети, пользователей с различными терминалами (телефонами и модемами). Это явилось драйвером дальнейшего развития в 2010 году. Это уже привело к различным последствиям и продолжит оказывать влияние на рынок в ближайшие годы», — отметил он.
Руководитель подразделения новых технологий и развития услуг компании «МегаФон» Андрей Бурдуков, в свою очередь, развил тему рассказом о различных тарифных «безлимитных» предложениях для пользователей мобильного Интернета. По его словам, операторы стали делать большую ставку на работу с партнерами и уделять больше внимания партнерским программам. В частности, «МегаФон» анонсировал открытие партнерской программы по мобильным подпискам, которая будет запущена в пилотном режиме с ограниченным количеством провайдеров.
В целом игроки рынка VAS-услуг оценили 2010 год как вполне успешный. Результаты текущего года подтверждают большой потенциал роста данного рынка. По озвученным на форуме оценкам, объем российского рынка VAS-услуг в текущем году достигнет 4,9 млрд долларов. При этом на дополнительные сервисы придется 21% общей выручки сотовых операторов (в прошлом году — 19%). По одной из гипотез, в ближайшие три года роль сотовых операторов на рынке VAS-услуг значительно снизится с появлением новых каналов дистрибуции, не контролируемых операторами (таких, как AppStore) и увеличением доли электронных платежей.
Марина Эфендиева
BFM.RU