Личное дело
Какие деньги можно заработать на современном самиздате
Минкомсвязи подготовило поправки в закон «О СМИ», дающие четкое юридическое определение сетевых изданий и описывающие процедуру их регистрации. Эксперты предполагают, что это приведет к росту так называемого нового самиздата – любительских газет, радиостанций и телепередач.
Тем более что такая «подпольная» деятельность с каждым годом становится все прибыльнее.
Перепечатанные через копирку, запрещенные официальной властью тексты канули в Лету вместе с советским режимом. Сейчас процесс выпуска самиздатовской газеты или журнала занимает минимум времени и сил: достаточно освоить несколько компьютерных программ, а то и просто вспомнить опыт создания стенгазеты и наклеить листы со статьями на подложку в произвольной последовательности. Желающие сэкономить на типографии или чернилах в принтере все чаще размещают уже сверстанный макет в Интернете, так что читатели могут ознакомиться с текстами, а при желании – распечатать их. По сравнению с советскими временами изменилась и идеологическая составляющая. Нынешний печатный самиздат можно разделить на две категории. Это достаточно радикальные альманахи, которые выпускают партии, не имеющие официально зарегистрированного «рупора», и фанзины (от англ. fan – фанат и magazine – журнал) – издания на музыкальную, литературную или спортивную тематику. Стоимость одного номера, как правило, не превышает 80 рублей.
Фанзин «Имхопанг», посвященный панк-рок- культуре, выходит с 2006 года. Это одно из немногих самодеятельных изданий, обладающее солидным тиражом и пользующееся стабильным спросом. «Писать в журнал может любой желающий, – рассказал «НИ» координатор и создатель «Имхопанга» Денис Александров. – Скажем, кто-то отправился путешествовать автостопом, и он хочет поделиться своими впечатлениями с окружающими, подсказать какие-то хитрости новичкам. В издании журнала мне помогают друзья, среди которых есть художник и верстальщик. Печатаемся мы в типографии тиражом в 999 экземпляров – не хотим связываться с регистрацией СМИ». Впрочем, это требование незарегистрированные издания чаще всего обходят, говорят эксперты. «Люди печатают свои 999 номеров, потом вносят небольшое изменение в макет – делают другой цвет или меняют тексты местами, – и можно печатать еще столько же экземпляров, формально это считается иным изданием», – пояснил «НИ» заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский.
Создатели фанзинов упоминают, что их работа дает им и моральное, и материальное удовлетворение. Строго говоря, коммерция в самиздат пришла еще в конце 1980-х годов, когда подборки политических анекдотов распространялись по почте наложенным платежом. Сейчас экземпляры незарегистрированных СМИ продаются на концертах, традиционных местах городских тусовок, в кафе и барах, в тематических магазинах – книжных или музыкальных, а также распространяются через социальные сети и блоги. Доходы от рекламы близки к нулю: рекламодатель не заинтересован в такой площадке, да и размещение проплаченных объявлений противоречит самой идее самиздата. Однако скрытая реклама, а также анонсы культурных мероприятий в материалах все же присутствуют, не за деньги – так хоть за бесплатный билет на концерт. Кроме того, публикация в самиздатовских газетах – неплохой способ пробиться для молодых авторов. Существуют специальные конкурсы для таких газет и журналов, в которых призом выступает контракт с издательством, а также небольшая, но греющая душу и карман сумма. Нередко самиздатовские газеты используются как недорогой способ провести маркетинговое исследование рынка. Например, газета «Акция» выпускалась тиражом 999 экземпляров фактически силами энтузиастов, а сейчас распространяется в объеме 200 тысяч номеров.
Впрочем, до коммерческих возможностей интернет-СМИ печатный самиздат все равно не дотягивает. Сейчас Рунет переживает рост числа интернет-радиостанций: на сайте с определенной периодичностью выкладываются MP3-файлы с записанными любительскими ток-шоу или подборками песен. В отличие от FM и УКВ-диапазона в Интернете всегда чистый звук, к тому же для создания собственной радиостанции нужен всего лишь компьютер, пара микрофонов и выход в Сеть. «Во время нашего прямого эфира слушатели могут заказать песню, передать привет или поздравления через форум сайта, «аську» или «скайп», – рассказывает «НИ» основатель и руководитель онлайн-радио Biker-FM Юрий Грешник. – Также проводится трансляция через веб-камеру из арендованной базы или квартиры, откуда мы выходим в эфир. У нас звучит не только рок-музыка, но и новости из мира байкеров, мы освещаем все события, которые могут быть интересны нашей аудитории».
По словам руководителя радиостанции, их слушают в 23 странах. Коллектив готовится переехать в студию в подмосковной Лобне и перейти на полупрофессиональные рельсы. «В помещении будет вся нужная аппаратура для нас и репетиционная база для музыкантов, – рассказывает «НИ» администратор Biker-FM Марина. – Мы сотрудничаем со многими начинающими рок-группами, стараемся их раскручивать. Пока композиции музыкантов звучат в записи, но мы хотим добиться того, чтобы выступления групп шли вживую». Становиться официально зарегистрированной станцией команда интернет-радио не хочет: это будет ограничивать свободу творчества и, что немаловажно, фактически загонит работников в кабалу, поскольку стоимость радиочастоты на аукционе начинается от полумиллиона долларов.
Переход радиостанции из интернет-подполья на волновое вещание означает не только возросшие затраты, но и иное отношение отечественного законодательства. С этим вплотную столкнулись создатели онлайн-радио «Порно», всерьез намеренные перейти на FM-диапазон уже в апреле. Однако по закону «О СМИ» круглосуточное вещание в эротическом формате без кодирования сигнала запрещено, если только речь не идет об электронных СМИ. «Нам придется поменять название, например, на радио «Секс», и акцент нужно будет делать не на эротику, которая занимает львиную долю эфира сейчас, а на психологию, – рассуждает директор радиостанции Алексей Кожевников. – С Роскомнадзором и прокуратурой мы обсудили ситуацию, проблем возникнуть не должно. Программы носят познавательный характер: свои истории рассказывают представители сексуальных меньшинств, советы дают венерологи, сексологи и психиатры».
Сейчас радио с пикантным названием занимает стандартную студию со всем необходимым оборудованием. Ведут передачи только девушки, требований к ним всего два: голос должен быть хорошо поставлен, а говорить надо с придыханием. Хотя в прибыльности интернет-радио уступает обычным станциям, кое-какой доход все же имеется. Так, радио «Порно» собиралось зарабатывать на рекламе секс-шопов и сотрудничестве с популярными сайтами знакомств. На официальном портале станции, впрочем, указаны и другие возможные источники дохода: например, просмотр «видео с любительских онлайн- камер» или некие «услуги мужских спа-салонов». По мнению экспертов, такая реклама прибыльна, но классифицируется как полузаконная. «В России до сих пор нет четких дефиниций эротики и порнографии, – пояснил «НИ» юрист Евгений Колесник. – Порнография в СМИ запрещена, хотя никто толком не знает, что под этим подразумевается. Понятие оскорбленной нравственности – очень субъективная оценочная категория, так что в случае подачи иска решение остается исключительно на усмотрение суда».
Претензии у правоохранительных органов к новому самиздату могут возникнуть и из-за излишне резких политических высказываний, утверждают эксперты. По словам руководителя Центра по изучению проблем экстремизма Сергея Кузнецова, «число журналистских материалов, содержащих экстремистские высказывания и опубликованных в незарегистрированных в качестве СМИ медиа, растет и ширится».
По принципу онлайн-радио работает еще один вид нового самиздата – видеоподкастинг, то есть записанные на любительскую камеру выпуски новостей, ток-шоу, юмористические передачи и даже мини-спектакли, которые потом выкладываются в Интернет. Некоторые зарегистрированные СМИ сотрудничают с «подкастерами» на гонорарной основе. Кроме того, в России регулярно устраиваются конкурсы видеоподкастов.
Эксперты отмечают, что институт регистрации СМИ фактически изжил себя, а это логично приводит к формированию новых типов средств массовой информации. «На регистрацию могут пойти только сетевые СМИ, работающие в госсекторе, или социальные медиа, ориентированные на государственные гранты, – говорит Иван Засурский. – Остальным эта процедура просто не нужна: лицензирование имеет смысл только при ограниченной пропускной способности канала, а интернет-издания этим качеством не обладают. Возможности наказать «ослушников» в России нет, многие медиа создаются в зарубежных доменных зонах. Невозможность контроля, высокая перспективность и нулевые затраты характеризуют так называемую «гласность 2.0», из-за которой существование традиционных изданий находится под большим вопросом».
Анна СЕМЕНОВА, Наталья ЦОЙ
Новые Известия
|