Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Инвестиции — в «ямку»

Преодолеть технологическую отсталость экономики, считает президент Ассоциации индустриальных парков России Юрий Яблоков, помогут индустриальные парки — специальные территории, где можно быстро и недорого начать любой бизнес

Вписаться в современное мировое разделение труда, будучи технологически отсталыми, невозможно. Чтобы Россия отошла от сырьевой зависимости и обратилась к продуктам глубокого передела, ей требуется новая волна индустриализации. «Для того чтобы вывести отечественную промышленность на современный уровень, количество промышленных предприятий в России должно увеличиться в десятки раз. Нужно сделать в стране конвейер по созданию новых производств», — убежден Юрий Яблоков, член Совета Федерации, президент Ассоциации индустриальных парков России.

К теме модернизации Юрий Яблоков обратился не случайно: до работы в Совете Федерации он возглавлял корпорацию «Нордтекс» — крупного и динамично развивающегося производителя домашнего текстиля и тканей для спецодежды. Все входящие в состав «Нордтекса» заводы были, по сути, отстроены заново — именно это обеспечило успех компании и позволило ей выпускать более дорогие и качественные продукты и конкурировать с импортом. В кризис, с падением потребительского спроса, на базе одного из комбинатов «Нордтекса» в Родниках Ивановской области был сформирован индустриальный парк, арендаторами которого стали российские и западные компании. По мнению Яблокова, такие парки — необходимый инструмент улучшения инвестиционного климата, и государству выгодно их развивать.

— Модернизация на деле предполагает радикальное увеличение производительности труда. Это значит — производить те же самые продукты, но с большей эффективностью. Мы не говорим сейчас об инновациях в сфере освоения космоса или IT-сектора. Говорить надо об изменении к лучшему существующего процесса, а как раз в таком ракурсе модернизацию у нас обычно не рассматривают. Обычно подразумевают технопарки высоких технологий вроде Сколкова. Предположим, они реально заработают и в стране появится огромное количество инноваций. Но все они будут работать на западный бизнес. Потому что отечественная промышленность застыла на уровне восьмидесятых годов — обновление фонда было частичным. Да, в последние 10–15 лет появились новые, отстроенные с нуля предприятия, но в основном они не доросли даже до размеров среднего бизнеса. Лишь единицы стали крупными производствами, и эти точечные случаи не влияют на общую структуру промышленности России.

Почему же о модернизации сегодня принято говорить больше как о поиске инноваций, чем как о новой волне индустриализации?

— Потому что это сложная проблема, нужно решить очень много задач. Прежде всего социальных: двукратный рост производительности труда приведет к высвобождению более 18 миллионов человек персонала. Нужно обновить мощности, и при этом сделать так, чтобы освобождающиеся люди могли найти себе применение. Для этого, по оценкам экспертов, в России должно создаваться до 150 новых предприятий ежедневно. Для проведения модернизации необходимы ресурсы, сопоставимые с бюджетами нескольких стран.

Как можно решить эти задачи?

— Только привлекая частные инвестиции.

Создавать 150 предприятий в день абсолютно нереально для любых частных инвесторов.

— Опыт Китая показывает, что реально. Большое количество производств, создавших китайское чудо, построено на деньги частных инвесторов, своих и иностранных. Но для этого инвестиционный климат в стране должен быть принципиально изменен. Сегодня предпринимателю в России нужно преодолеть массу сложностей — найти деньги, получить кучу разрешений, подвести коммуникации и так далее. Чтобы количество новых бизнесов увеличилось в десятки раз, как того требует российская экономика, нужен некий конвейер. Этот конвейер — индустриальные парки, то есть территории, где создана инфраструктура: есть подведенные коммуникации, логистические склады, транспорт. Если парк помимо дорожной инфраструктуры и коммуникаций имеет еще и производственные помещения, то время запуска проекта сокращается до одного года. Сегодня инвестору, как правило, приходится начинать бизнес в чистом поле — с нуля строить завод, электростанцию к нему и прочее, и, к примеру, трехмиллионный инвестиционный проект сразу дорожает раза в три.

Для того чтобы предприниматель мог начать бизнес в кратчайшие сроки, управляющая компания парка должна брать на себя вопросы, связанные с получением разрешений, лицензий, согласований, и прочие хозяйственные и сервисные вопросы. Ежегодно мы теряем десятки западных инвесторов — из-за того, что у России нет условий для дешевого и быстрого начала бизнеса.

Морковка для ослика

Но Россия ведь идет по пути создания индустриальных парков. Об их открытии сегодня заявляют многие области, а некоторые регионы формируют у себя специализированные кластеры — фармацевтический, автомобильный и прочие.

— Сегодня в России существует около 250 площадок, именуемых индустриальными парками. В большинстве своем эти парки — просто выделенная местной властью голая земля. В лучшем случае, земля с подведенными коммуникациями. Для многих регионов парки — некая модная идея и расчет на господдержку. Только несколько парков действительно создали неплохие условия для привлечения инвесторов, инфраструктуру, и потому у них много резидентов.

Какова структура собственности отечественных парков? Насколько активно в них присутствие частного капитала?

— Условно российские индустриальные парки можно разделить на три группы. Первая — чисто государственные парки, созданные с прямым участием губернаторов, они занимают примерно две трети из имеющихся в стране. Из них только 20 процентов работающие, остальные просто выделенные местной властью земли. Вторая группа парков — те, что созданы на базе крупных промышленных предприятий. Например, парк в Родниках на базе текстильного комбината, парк в Татарстане на базе КамАЗа. Наконец, третья группа — частные парки, созданные на новой территории как девелоперские проекты, под которые местные власти выделяют землю с коммуникациями. Обычно у них хорошие бизнес-планы, которые, правда, часто остаются нереализованными: частные инвесторы не готовы вкладывать средства в инфраструктуру при отсутствии резидентов, а резиденты не готовы входить в парк без инфраструктуры. В целом бизнес-модели парков могут быть разными. Цель — создать такую «ямку», куда бы стекались инвестиции.

Получается, на начальном этапе участие государства необходимо? По крайней мере управляющая компания должна быть государственной?

— Она непременно должна быть частной — она должна зарабатывать деньги на своих услугах, резидентах. Идеальная основа технопарка — частно-государственное партнерство. Государство может выделить лишь небольшие инвестиции, которые можно потратить только на один аспект бизнеса, например направить их в инфраструктуру. Участие государства должно проявиться только на первоначальном этапе — в стимулировании создания отрасли индустриальных парков, в формировании промышленной политики, дотаций и налогов. По имеющимся оценкам, инвесторов стимулировала бы субсидия в размере 10 процентов от суммы налогов, уплаченных резидентами этого парка.

Не появится ли у регионов соблазн сделать не максимально эффективную площадку, а структуру для максимального освоения денег?

— Должны быть меры по стимулированию бизнеса, а не прямое финансирование. Мы не просим инвестиций, а просим лишь, фигурально говоря, повесить морковку, чтобы ослик за ней шел. Понятно, что такая морковка хороша прежде всего для уже функционирующих парков, но она будет работать и на проекты, которые еще находятся в стадии разработки.

Должны ли индустриальные парки быть специали­зи­рованными?

— Будем объективны: сегодня в России нет ни одной отрасли, которая бы бурно развивалась. В этой связи мы не имеем права навязывать регионам специализацию. Пусть выращивают то, что у них получается. Хотя в какой-то мере промышленная ориентация парка может быть изначально задана якорными резидентами. Например, вокруг того же КамАЗа сформировались предприятия-сателлиты. Volkswagen в Грабцеве тоже образовал автомобильный кластер. По-хорошему должна быть стратегия размещения и распределения производств в России. Но сегодня она в зачаточном состоянии. Когда технопарки сформируются, они смогут договориться между собой и определиться со специализацией.

В основном якорные резиденты технопарка — крупный западный бизнес? Или же отечественная госкомпания?

— Большинство крупных потенциальных резидентов, как правило, иностранцы.

Встречать инвесторов в аэропорту

К вопросу о госрегулировании — как изменения в законодательную базу надо внести, чтобы сформировать отрасль индустриальных парков?

— Губернаторы регионов, где реально развиваются индустриальные парки, уже изменили свое законодательство, например, в области тех налогов, которые они могут устанавливать самостоятельно. В Ульяновской, Калужской, Липецкой областях часть налога на прибыль сократили или убрали. Ивановская область вводит один из самых прогрессивных законов о налоге на имущество, предусматривающий введение налоговых льгот на имущество. Льготы могут разниться в разных областях — в зависимости от размера инвестиций, размера проекта. Регионы, которые проводят прогрессивную налоговую политику в отношении индустриальных парков, уже получают дивиденды. Например, по словам Максима Акимова, замгубернатора Калужской области, местная власть вложила в инфраструктуру парков шесть миллиардов рублей. За первое полугодие 2010 года они получили в виде налогов 1,2 миллиарда рублей. То есть отбили 20 процентов вложений.

Что же касается изменений федерального законодательства, необходим единый закон, который создаст основу для дальнейшего формирования правовой базы.

Какие еще меры могли бы стимулировать появление индустриальных парков в России?

— В регионах нужно разработать механизм ответственности для контроля сроков оформления разрешений. Когда в область приходит серьезный инвестор, особенно западный, затягивание сроков согласования проектной документации более чем на полгода — это жирный крест на инвестиционной привлекательности России.

Еще нужно разработать классификацию индустриальных парков, создать информационную систему, некий путеводитель для инвестора. Чтобы он понимал: вот, я хочу производить свой продукт, например обувь, и для этого мне надо обратиться в такие-то регионы, и представитель управляющей компании встретит меня в аэропорту.

Драйв импортозамещения

Нужно ли значительное увеличение рынка сбыта для новых предприятий в индустриальных парках?

— Драйвером промышленного роста будет не рыночная динамика, потому что доходы россиян не растут, а импортозамещение. Около 80 процентов отечественного потребительского рынка сегодня занято импортом, преимущественно из Юго-Восточной Азии. Мы можем активно наращивать производство в расчете на то, что вытесним иностранных конкурентов. Это реально, если в России будут созданы условия, позволяющие быстро и достаточно дешево выпускать различные товары. Об этом говорит пример того же Китая — страны с наибольшей концентрацией технопарков: 95 процентов внутреннего рынка НКР занимает собственная продукция.

Сможем ли мы конкурировать с азиатским импортом, производственные издержки которого на порядок ниже?

— Это ложный и вредный тезис, что Россия менее приспособлена к производству, чем другие страны. Мы проигрываем Китаю только в одном параметре — в производительности труда. Только потому, что в индустриализацию Китая были вложены колоссальные инвестиции западных компаний. Устаревшее оборудование нам мешает. Других объективных факторов, не позволяющих конкурировать с азиатами, у нас нет. Да, имеются некоторые проблемы с налогообложением, охраной труда, с правилами по развитию новых производств и инвестирования. Но они легко решаются небольшим изменением существующей законодательной базы. Что же касается издержек, то они не так разительно отличаются, чтобы это могло влиять на конкурентоспособность. В Китае тоже достаточно высокие объемы энергопотребления, потому что им нужно, в отличие от российских предприятий, не отапливать, а охлаждать цеха. Производить текстиль, например, можно только при плюс 25 градусах, а в Китае большую часть года температуры гораздо выше. Стоимость рабочей силы, особенно профессиональной, в Китае сейчас примерно такая же, как в России. Понятное дело, я не беру в расчет Москву и Питер — для производства они потеряны навсегда. В кризис, с изменениями валютных курсов, продукция Китая вообще лишилась преимущества, из-за того что подорожала на 15–20 процентов для российского рынка. Именно в кризис началось, особенно в легпроме, активное замещение китайского импорта отечественным продуктом. Например, в последнее время увеличили рыночную долю отечественные швейники, а вслед за ними и производители текстиля. И процесс импортозамещения в легпроме будет развиваться — потому что Китаю надоело быть центром демпинга и, приучив импортеров к своим продуктам, он понемногу повышает цены. Для России этот тренд более чем благоприятный. Большая часть отечественных компаний легпрома сегодня разрабатывает ноу-хау и дизайн в России, а производственный процесс отдает на аутсорсинг в страны ЮВА. Если он вернется в Россию, производство одежды, текстиля и обуви в нашей стране к 2020 году вырастет как минимум в четыре раза.

Есть ли риски в формировании индустрии парков?

— Мы практически не встречаем противодействия — настолько это модная сегодня идея. Все страны, которые интенсивно развивались, прошли этап создания технопарков, настал и наш черед. В противном случае Россия так и останется экспортером сырья. Однако у меня есть опасения, что идею технопарков могут просто заболтать, а реальных действий по их стимулированию не будет сделано. Парки будут развиваться сами по себе — потому что это неизбежный этап индустриализации, через который проходит каждая страна, — но реального вклада в увеличение ВВП они не принесут.



Москаленко Лилия.

Журнал "Эксперт"
30.11.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов