Москва потратит на себя 360 миллиардов рублей
Москва в 2011 году потратит на развитие 360 млрд рублей. Это стало возможным из-за увеличения расходной части городского бюджета в 1,5 раза. Где Сергей Собянин нашел источники финансирования проектов, пока не сообщается
Столичные власти решили увеличить объем расходов бюджетных средств на развитие городской инфраструктуры более чем в 1,5 раза — с 200 млрд до 360 млрд рублей в 2011 году. «Мы проводили достаточно интенсивную работу в последний месяц по увеличению объемов расходования бюджетных средств на развитие города»», — пояснил сегодня Собянин, выступая на конференции Московской федерации профсоюзов.
По словам мэра, эти средства будут направлены на развитие городского общественного транспорта, метростроение, строительство дорог и развитие иной инфраструктуры.
Он также добавил, что московские власти гарантируют финансирование строительства метро в объеме 50 млрд рублей вместо запланированных ранее 25 млрд рублей. «Это позволит выйти на плановое развитие строительства», — сказал Собянин.
Ранее мэр Москвы на встрече с Дмитрием Медведевым уже озвучивал эту цифру и заявил, что она будет «стабильной, постоянной, минимальной в течение нескольких лет, чтобы метростроевцы знали перспективы».
Тогда же Собянин рассказал Медведеву, что из бюджета столицы были «вычищены всякие «экзотические» расходы, связанные со строительством завода чугунных труб, завода холодильников и так далее, которые даже не в Москве находятся и требуют значительных затрат».
«Многие расходы действительно не нужны Москве. — рассказал BFM.ru профессор кафедры экономики и управления городским строительством РЭА имени Плеханова Геннадий Стерник. — Кроме того, город планирует получить дополнительные средства от приватизации: собираются продавать, к примеру, «Банк Москвы», а также другие непрофильные активы, которые не нужны городу для выполнения его личных функций. А если хорошо покопаться, то можно найти еще и другие источники пополнения бюджета».
Профессор Высшей школы экономики Иван Родионов также сказал BFM.ru, что дополнительные средства у столичных властей могли появиться после перераспределения расходной части бюджета.
Первые 20 млрд рублей пойдут на станцию «Технопарк»
Столичное правительство планирует начать строительство новой станции московского метрополитена «Технопарк» в районе технопарка Nagatino i-Land на юге столицы (площадь комплекса 1 млн кв. метров, девелопер — ОАО «Московский бизнес инкубатор») в 2011 году. Станция будет расположена между «Автозаводской» и «Коломенской» станциями Замоскворецкой линии метрополитена. Ее должны были сдать еще в 2009 году, однако работы были приостановлены.
В среду, 1 декабря, мэр Москвы Сергей Собянин посетил технопарк Nagatino i-Land, где заявил, что город взял на себя обязательство обеспечить проект транспортной инфраструктурой в рамках заключенного инвестконтракта. На эти цели столица потратит около 20 млрд рублей.
Кроме того, по данным пресс-службы, за счет городского бюджета будет построена набережная вдоль территории застройки от Третьего транспортного кольца через территорию завода «ЗиЛ» до Проспекта Андропова.
Судя по всему, у Собянина действительно грандиозные планы, связанные со строительством московской подземки. На конференции «Конкуренция в России», которая прошла 26 ноября, мэр заявил, что на строительство новых станций метро в Москве нужно от 0,5 до 1,5 трлн рублей.
До 2015 года он поставил задачу проложить около 50 км новых путей. По данным руководителя Московского метрополитена Дмитрия Гаева, только прокладка 1 км стоит 5 млрд рублей, получается — 250 млрд рублей на «черновую» работу, то есть без строительства и отделки станций. Впрочем, Собянин считает, что как раз на отделке и можно сэкономить.
Таким образом, выходит, что за четыре года при финансировании в размере 50 млрд рублей в год, уже может быть построено 40 км путей. То есть заявления Собянина о строительстве 15 км в год, еще недавно казавшиеся многим излишне оптимистичными (раньше строилось всего 2-3 км в год), теперь обретают вполне реальные черты.
Федералы должны помочь деньгами
Напомним, что в прошлом году в городском бюджете на строительство метро было выделено 24 млрд рублей, а из федерального бюджета поступил всего 1 млрд 919 млн рублей. В 2010 году ситуация не претерпела сильных изменений: из бюджета Москвы было выделено 23,8 млрд рублей, а из госбюджета обещали 3 млрд рублей. При этом в руководстве метрополитена настаивали, что для обеспечения нормального темпа строительства метро необходимо не менее 40 млрд рублей в год.
Столичное правительство при Юрии Лужкове неоднократно обращалось к федеральному центру с напоминанием, что в соответствии с распоряжением российского правительства от 12 октября 2000 года «предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на строительство метро в размере до 20% общего объема технологически обоснованной потребности в средствах». Фактически же в последние годы из федерального бюджета выделялось гораздо меньше.
Главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай Шумаков надеется, что с приходом Собянина ситуация изменится, и часть финансирования возьмут на себя федеральные власти.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, найти средства можно и за счет кредитов, а также займов на внешних рынках.
Также можно получить часть средств и за счет грядущего размещения акций ОАО «Московский метрострой», который является генподрядчиком строительства Московского метрополитена. Главные претенденты на покупку — компании, связанные с председателем совета директоров «Мосметростроя» Владимиром Коганом, а также «Инфраструктурой» Валерия Абрамсона, партнера Романа Абрамовича, полагают эксперты.
Стоит отметить, что рассматриваются и другие варианты привлечения средств, к примеру — создание рекламных площадок и размещение розничных точек продаж как на станциях, так и рядом с ними. Определенные надежды связываются и с повышением тарифов на проезд, однако, по мнению специалистов, в предвыборный год резкого скачка цен ждать не стоит.
Помимо этого, к строительству подземки Собянин считает необходимым привлекать крупные иностранные компании. «Я прошу, чтобы на этой поляне (метростроения) работали не только две-три доморощенные компании, а чтобы был объявлен международный конкурс по привлечению международных крупнейших организаций, которые специализируются в этой области», — заявил мэр на оперативном совещании правительства Москвы в минувшую пятницу.
Самый высокий МРОТ
Отходя от обсуждения транспортных проблем города, Сергей Собянин заявил сегодня, что уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ) в Москве, утвержденный на 2011 год, станет самым высоким по России.
Мэр Москвы, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Нагайцев и председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Елена Панина подписали трехстороннее соглашение, согласно которому с 1 января 2011 года МРОТ в Москве достигнет 10,4 тыс. рублей, а с 1 сентября 2011 года — 10,9 тыс. рублей.
Собянин отметил, что все ресурсы, необходимые для увеличения МРОТ, заложены в проекте бюджета столицы на 2011 год. Кроме того, по словам столичного градоначальника, трехсторонним соглашением установлена предельная планка безработицы. Она установлена на уровне 1% от численности активного, занятого населения. Это на 0,4% ниже показателя, определенного соглашением прошлого года.
Москвичам пообещали новую медицину
Московские власти планируют в будущем году израсходовать 34 млрд рублей на повышение качества медицинских услуг в столице.
«Сегодня мы ведем предметные переговоры по разработке соглашения с министерством здравоохранения о совместной программе модернизации здравоохранения в Москве, с тем расчетом, чтобы мы совместно создали такую программу, которая позволила бы полностью модернизировать московскую систему здравоохранения, полностью провести текущие и капитальные ремонты, полностью заменить устаревшее оборудование», — сказал Собянин.
Стоит отметить, что задача, которая сейчас стоит перед новым правительством Москвы, представляется весьма сложной. Надо стремиться к уменьшению бюджетного дефицита: в 2010 году запланированные расходы на 120 млрд рублей превышают доходы, а в 2011 году дефицит составит 146,08 млрд рублей). Но нельзя забывать и о социальных программах.
Леонид Полозов
BFM.RU