Нация бросает курить
Рынок табачных изделий в Казахстане не растет и не будет. Государство и общественность при этом намерены и дальше осложнять существование табачным компаниям
С курением, совершенно справедливо, борются во всем цивилизованном мире. Но люди все равно курят, а значит, кто-то должен производить сигареты. И табачные компании хоть и дают рабочие места и платят налоги, но вынуждены смириться с тем, что государство и общественность отнюдь не будут стимулировать их развитие. Казахстан несколько лет назад ратифицировал Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака и тоже принимает меры для осложнения жизни табачных компаний.
Подписанный главой государства в конце ноября закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» предусматривает, в частности, поэтапное повышение акцизов на табачные изделия в ближайшие три года. Например, с января 2011 года по январь 2013 года в республике будут действовать акцизы на сигареты с фильтром в размере 1 тыс. тенге за тысячу штук, в 2012 году акцизы на эту категорию будут увеличены до 1250 тенге, а в 2013 году акцизы на сигареты с фильтром будут установлены на уровне 1550 тенге за тысячу штук. Подобные темпы роста акцизов, примерно 25% в год, будут наблюдаться и по другим видам табачной продукции.
Еще до принятия закона 50 общественных организаций обратились к главе государства с просьбой не принимать поправки в законодательство по поводу акцизов на табачную продукцию. Рост акцизов на 25% они называли псевдоувеличением, требуя гораздо более радикальных мер. Как было указано в этом обращении, «попытки существенного увеличения табачных акцизов вот уже в течение многих лет встречают ожесточенное и организованное сопротивление табачного лобби…». Однако табачным компаниям тоже есть что возразить против более крупных акцизов.
В поисках баланса
Идея радикально повысить акцизы на табачную продукцию витает в воздухе не первый год. Летом нынешнего года депутат Тито Сыздыков обратился с депутатским запросом к премьер-министру Кариму Масимову, в котором отметил, что «в Казахстане чрезвычайно низкие акцизы на табачные изделия, не более 13%, в то время как рекомендация Всемирного банка и Всемирной организации здравоохранения — это 70% акцизов от общей стоимости табачного изделия. В странах ОБСЕ табачные налоги составляют не менее 55%, а по директиве Совета Европы (2002/10/ЕС) минимальный налог составляет — 70%, или 2,02 евро + НДС за пачку сигарет. В России налог на табачные изделия составляет не менее 54% и акцизы ежегодно индексируются. В сравнении с другими странами казахстанские акцизы ниже даже африканских, где доля акцизов составляет 32%». Он отметил, что в рамках Таможенного союза было бы целесообразно привести казахстанские ставки в соответствие со ставками России, которые предполагают жесткую специфическую ставку акциза и адвалорную ставку к розничной цене.
«Одна вещь, которая четко понятна — акцизы будут расти год от года, — рассказывает региональный президент компании «JTI» Мартин Брэддок. — И также понятно, что поскольку акцизы будут расти на 25 процентов каждый год — это негативно повлияет на рынок. Самое важное, найти баланс между повышением акцизов и требованием потребителей. На примерах многих европейских рынков мы наблюдаем, что с поднятием акцизов возможно увеличение контрабанды и рост объемов нелегальной торговли. Если мы посмотрим на такие страны, как Болгария и Румыния, то увидим, что после значительного увеличения акцизов контрабандный рынок в Болгарии вырос до 40 процентов, а в Румынии до 36 процентов». Эксперт отмечает, что при увеличении акцизов и, соответственно, цен, которые должны помочь уменьшить потребление табачной продукции, необходимо избежать ситуации, когда акцизы увеличатся настолько, что это позволит контрабандному товару проникнуть на рынок. «Такое положение дел естественно разрушает ситуация легального производства и продаж табака», — констатирует г-н Брэддок.
В Казахстане почти нет контрафактных сигарет (их доля около 1%), что, по мнению табачных компаний, связано с правильным регулированием отрасли. В то время как в Киргизии и в Узбекистане слишком высокие акцизы привели к росту доли контрабанды (до 30—40% рынка) соответственно к развитию преступности и снижению сборов акцизов. «Конечно, 25-процентное увеличение в год — это достаточно сильное увеличение. Но это сбалансированное увеличение», — уверен г-н Брэддок. По его мнению, и потребитель сможет позволить себе такое увеличение цен, и табачные компании его переживут — это снизит потребление табака на рынке, увеличит доходы государства и не будет стимулировать контрабанду.
Жесткость контроля
Регулирование в табачной отрасли один из самых спорных и принципиальных моментов, от которого зависит функционирование рынка. Согласно рекомендациям ВОЗ, фискальные меры должны применяться наряду с другими инструментами регулирования табачной отрасли, например такими, как соблюдение запрета на продажу табачных изделий несовершеннолетним. Подобной позиции придерживаются и в «Филип Моррис Казахстан». В «Бритиш Американ Тобакко» считают, что сбалансированное и взвешенное регулирование, с достаточно глубоким исследованием и анализом возможных последствий введения новых законов — это то, над чем могло бы правительство еще поработать, чтобы достичь уровня лучшего международного опыта. Не точно сформулированные проекты законов, где отсутствует правильная оценка воздействия, может принести урон правительству, индустрии, местным предпринимателям и даже здоровью населения, так как это может привести к большому потоку контрабандной и контрафактной продукции.
«С 2007 года прямой маркетинг на потребителя был запрещен. Вы видели изменения о предупреждении вреда курения на пачках с табачными изделиями. Это соответствует тому направлению, которое ведется в табачной промышленности в странах Евросоюза, — говорит Мартин Брэддок. — С октября этого года был введен запрет на курение в публичных местах». Казахстан, по его мнению, уже является страной с высокорегулируемой табачной промышленностью. «Наша возможность общения с потребителем гораздо более низкая, чем такая возможность в России и даже чем в некоторых странах Западной Европы, — отмечает он. — Например, запрет на курение в общественных местах соответствует европейским нормам. Но в Казахстане он гораздо более жесткий, чем во многих европейских странах и, конечно, более жесткий, чем в России. Поэтому я уверен, что Казахстан уже достаточно сильно регулируемая страна, и это регулирование соответствует всем основным направлениям европейских стран».
Мартин Брэддок приводит примеры и еще более жестких мер по борьбе с курением. В Монголии с 2007 года уже существуют пиктограммы в качестве предупреждения о вреде здоровью — это гораздо более жесткий подход, чем во многих странах Европы, и такая мера также уже обсуждается в нашей стране. В Кыргызстане предупреждение о вреде курения занимает 52% упаковки, в то время как в большинстве европейских стран оно занимает 30%.
Зрелый рынок
Большая часть табачной продукции (87%) в Казахстане производится внутри страны. И около 9% имеющихся сигарет даже уходит на экспорт. Рынок контролируется двумя игроками, производящими практически весь ассортимент продукции.
Причем даже без радикального роста акцизов данный рынок находится не в лучшей форме. За три квартала текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2009-го, рынок сигарет и папирос сократился на 16%. На самом деле реализация на внутреннем рынке сократилась еще больше, немного выручил 6-процентный рост экспорта. Наиболее пострадал импорт, который за указанный период сократился на 32%. Тенденция сокращения продаж сигарет и папирос в Казахстане наблюдается последние несколько лет и становится вполне устойчивым трендом. В 2008 и 2009 годах сокращение рынка составляло 6% и 4% соответственно. «В результате общего спада рынка в 2009 году в некоторой степени люди стали переходить на менее дорогие сигареты, — говорит руководитель проектов и исполняющий обязанности директора департамента корпоративных и регулятивных отношений «Бритиш Американ Тобакко» Камел Жаббура. — В течение нескольких последних месяцев 2010 года мы наблюдаем восстановление спроса с некоторым ростом в сегменте «премиум»». В компании ожидают, что в 2011 году эта тенденция продолжится.
В основном производство табачной продукции в Казахстане сосредоточено в Алматинской области. По итогам 2009 года в Казахстане было произведено 26,8 млрд сигарет, папирос и т.п. При этом имеющиеся мощности позволяли произвести более 43 млрд штук. Так что потенциал для роста здесь, без сомнения, есть, но есть ли рынок?
Прогнозы в целом по продажам не очень оптимистичны. «Я уверен, что Казахстан уже является зрелым рынком в плане потребления табака, — говорит Мартин Брэддок. — Очень важно отметить влияние кризиса на потребление табака на местном рынке. В 2007 году мы оценивали этот рынок как 31 млрд сигарет потребления. Сегодня мы говорим о рынке с потреблением 27 млрд сигарет. Естественно, что кризис оказал свое влияние. Также оказало влияние повышение цен, вызванное ростом акцизов. Кроме того, мы оцениваем, что порядка 400 тысяч рабочих мигрантов покинуло этот рынок, что также имело негативное влияние на потребление табака. Я ожидаю, что в течение следующих нескольких лет потребление в Казахстане будет снижаться примерно на 1—2% в год».
Однако г-н Брэддок отмечает, что есть и факторы роста. В качестве перспективы для себя компания видит увеличение доли рынка. И другая возможность — реэкспорт из Казахстана. «Наш инвестиционный план, который мы взяли как обязательство в 2007 году, мы использовали, чтобы развить свои возможности по дальнейшей работе на казахстанском и соседних рынках», — отмечает Мартин Брэддок.
Таким образом, по мере сокращения рынка можно ожидать обострения конкуренции, однако в отличие от многих других рынков этот процесс в табачной индустрии не будет сопровождаться ни снижением цен, ни ростом рекламной активности — борьба, скорее, будет происходить в сфере манипулирования ассортиментом.
Василий Калабин
Журнал "Эксперт"