Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Лекарство для роста

Ситуация, сложившаяся на рынке лекарственных средств, позволяет российским фармпроизводителям существенно нарастить свою долю. В некоторых сегментах фармацевтического рынка это уже происходит

Кризис не затронул российский фармрынок. Если в 2008 году его объем составлял 458 млрд руб., то в 2009-м он вырос до 538 млрд руб. Прогноз аналитической компании "Фармэксперт" на 2010 год — 595 млрд руб. До 2010-го фарминдустрия росла преимущественно в деньгах, ежегодный прирост в натуральном выражении колебался около отметки 1-1,5%. За первые же три квартала этого года россияне купили, по данным "Фармэксперта", 3,2 млрд упаковок лекарств. За аналогичный период прошлого года продажи составили 2,9 млрд штук. "Если раньше рынок рос за счет структуры потребления — перехода от более дешевых традиционных лекарств к более дорогим, то теперь он начал расти за счет увеличения объемов потребления лекарственных средств",— говорит Екатерина Зайченко, аналитик "Фармэксперта".

Растущий рынок дает хорошие шансы отечественным производителям. Тем более что об их поддержке заговорили на самом высоком государственном уровне. Еще год назад руководство страны поставило задачу, чтобы 350 российских фармпредприятий получили 50% отечественного рынка. Сейчас их доля не превышает 20%, оставшиеся 80% — у иностранных производителей.

Подающие надежды
Основным фактором роста российского фармрынка, по мнению аналитиков, в ближайшие годы останется деятельность государства.

Сейчас правительство России развивает не один проект, напрямую влияющий на отрасль: программу дополнительного лекарственного обеспечения и реформу системы обеспечения лекарствами больниц. В рамках этих проектов существенно вырастают закупки лекарственных средств за бюджетные деньги. Если в 2009 году по программе льготных лекарственных препаратов и для обеспечения больниц было закуплено медикаментов на 122 млрд руб., то в 2010-м, по прогнозам, эта цифра вырастет до 140 млрд руб. При этом доля российских производителей в этом сегменте увеличилась до 9,24% по сравнению с 5,53% годом ранее. Основной причиной роста стали закупки двух препаратов: фактора свертывания крови "Коагил VII" и препарата "Ронбетал" для лечения рассеянного склероза. Они были разработаны компаниями "Лекко" и "Фармстандарт" в рамках СП "Генериум". Участие в госпрограммах помогло "Фармстандарту" (самый известный продукт компании — "Арбидол") окончательно закрепиться на лидирующих позициях среди отечественных фармкомпаний.

"Фармстандарт" — единственный российский производитель, входящий в топ-20 компаний, которые совокупно контролируют 48% российского рынка лекарственных препаратов. У него третья позиция на отечественном фармрынке. Остальные компании в топ-20 — иностранные. Крупнейшие мировые производители лекарств еще с 1990-х годов активно продвигают свою продукцию на нашем рынке. В пятерку фармкомпаний с самыми большими оборотами на российском рынке входят: Sanofi-Aventis со штаб-квартирой во Франции (оборот в 2009 году — 18 млрд руб.), швейцарские Novartis и F.Hoffmann-La Roche Ltd. (16 и 15 млрд руб. соответственно) и немецкая Bayer Schering Pharma (13 млрд руб.). Последняя тенденция — активное строительство мировыми гигантами фарминдустрии своих заводов в нашей стране или покупка российских производств. По расчетам Минпрома, в ближайшие два года иностранные производители инвестируют более $1 млрд в Россию. Так, компания Sanofi-Aventis в мае 2010-го получила разрешение на приобретение контрольного пакета акций российского завода по производству инсулина. О планах по строительству предприятий в России в прошлом году заявили Novartis, датская Novo Nordisk, швейцарская Nycomed, шведско-британская AstraZeneca и др.

На отрасль в 2010 году повлияло и новое законодательство. Прежде всего, закон "Об обращении лекарственных средств" и постановление правительства РФ "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС)". Главными инновациями этих двух документов стал контроль за ценами на основные лекарства. В список ЖНВЛС на 2010 год попали 495 лекарственных средств. С 1 апреля 2010 года все эти лекарства производители начали отгружать оптовикам по цене, не превышающей средневзвешенную стоимость того же товара за предыдущий год (для отечественных компаний) или средневзвешенную стоимость по таможенной документации (для иностранных поставщиков). При этом цены на такие препараты не могут меняться чаще, чем один раз в год. Госконтроль привел к тому, что лекарства из списка ЖНВЛС в 2010 году подешевели на 4%. Вслед за этим на 1,5% снизили цены и производители, чьи лекарства не попали в списки ЖНВЛС. В результате средняя розничная цена лекарственного препарата в России упала в конце III квартала 2010 года до 91 руб. по сравнению с 94 руб. годом ранее. Это было первое снижение цен на лекарственные препараты за многие годы.

Еще одну революцию на рынке в следующем году может произвести предложение Министерства промышленности и торговли разрешить продажу безрецептурных лекарств не только в аптеках, но и в неспециализированных торговых сетях. Расширение каналов продаж приведет к существенному увеличению рынка. Первой на предложение откликнулась "Почта России", заявившая о желании торговать лекарствами в своих отделениях.

Волшебные перспективы
Российский фармрынок считается одиннадцатым по величине в мире. При этом его совокупный оборот в сравнении с мировым ничтожно мал и едва достигает 1,5%. Если же рассматривать нашу страну по такому критерию, как потребление лекарств на душу населения, то здесь мы едва входим в топ-50. Для сравнения: в США подушевой объем лекарственного потребления составляет $704, в Японии — $622, в Великобритании — $223, в России — $82. Для того чтобы достичь среднеевропейского показателя, россияне должны начать тратить на лекарства в четыре раза больше.

Впрочем, несмотря на столь невысокие показатели, в ближайшие годы именно рынок России станет одним из основных полей битвы для ведущих мировых компаний. Все дело в том, что наиболее развитые рынки — американский и европейский — в последнее время уверенно демонстрируют рост не более 1-3% в год. Прогнозы по России от "Группы ДСМ" на 2011 год — 663,6 млрд руб., к концу 2012-го рынок должен вырасти до 731 млрд руб. Ежегодный рост — около 10-12%. При этом сейчас в правительстве обсуждается закон о фармстраховании, когда лекарства, которые будут выписывать врачи в государственных клиниках, станут оплачиваться из страховых фондов. Принятие такого закона, как считают участники рынка, может обеспечить прирост рынка в деньгах на 18-20%.

В следующем году эксперты прогнозируют и возобновление роста цен на лекарства. "Снижение цен на препараты, не входящие в перечень ЖНВЛС, остановилось,— говорит генеральный директор Центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Николай Демидов.— Просматривается тренд даже к увеличению цен". Дистрибуторы и аптеки научились обходить законодательство, регулирующее цены. Например, за счет удлинения товаропроводящей цепочки. В следующем году производители и поставщики окончательно освоятся в новых условиях и рост цен возобновится. В этом уверены все эксперты.

Российским производителям будет весьма непросто устоять в условиях нарастающей конкуренции. Готовиться к предстоящим боям с крупнейшими западными производителями им предстоит в ускоренном режиме.

Иван Марчук

"Секрет фирмы"
16.12.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов