Мелким оптом и в розницу
У новых сетей формата "кэш-энд-кэрри" большой потенциал
X5 Retail запустил в регионах два гипермаркета в принципиально новом для компании формате оптово-розничной торговли. Эксперты отмечают, что выход с новым форматом - логичный шаг для ритейлера. Однако в обеих столицах Х5 столкнется с сильной конкуренцией. При этом аналитики не сомневаются, что в сегменте "кэш-энд-кэрри" есть простор не только для развития существующих сетей, но и для выхода новых.
X5 Retail Group в 2011 году планирует открыть около 10 магазинов нового формата оптово-розничной торговли - гипермаркеты эконом-класса "Пятерочка Макси". Генеральный директор федеральной сети "Пятерочка" Олег Высоцкий рассказал и о планах на 2012 год, в проекте - запуск не менее 30 "Пятерочек Макси".
По словам представителя Х5 Retail Group, в открытый на прошлой неделе гипермаркет в Челябинске инвестировано порядка 150 млн рублей, срок окупаемости - 5-8 лет в зависимости от товарооборота.
Региональные пилоты
"Пока мы запустили два пилотных проекта в Сызрани и Челябинске, - рассказывает начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. - По первым показателям их работы будем принимать решение о дальнейшем развитии этого формата в регионах России, в том числе в столичных городах. Такое решение будет приниматься в начале следующего года". Первый магазин в Сызрани не проработал еще и месяца, второй - в Челябинске - проработал только 6 дней. О показателях пока рано говорить. "Но, судя по ежедневному трафику - тысячи покупателей в сутки, показатели будут положительные", - отмечают в Х5. Владимир Русанов объяснил запуск Х5 нового формата тем, что компания таким образом может охватить дополнительные сектора покупателей: B2B и HoReCa.
Оценивая перспективы "Пятерочек Макси", эксперты единодушно уверены в успехе. "Не думаю, что риски высоки, поскольку себестоимость строительства коробок для такого формата невысока, при этом у компании наработаны огромные связи, и я уверен, что у них есть возможность получить отличные условия поставок, - считает исполнительный директор компании "Магазин магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis" Дмитрий Бурлов. - Мне кажется, ставка будет сделана на регионы. И исходя из формата они, скорее, будут либо строиться сами, либо участвовать в ритейл-парках. Однозначно это формат не для торговых центров".
Эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации" / Morison International Петр Клюев согласен, что в крупных региональных центрах проект Х5 может быть вполне успешен. "В столице уже есть крупный игрок в формате "кэш энд кэрри", и потеснить его позиции Х5 будет сложно, - отмечает Петр Клюев. - Поэтому успех "Пятерочки Макси" в Москве весьма сомнителен". Впрочем, пока Х5 не заявлял о планах открытия подобных магазинов в столице.
Управляющий директор Saatchi & Saatchi X в России Дмитрий Белоногов считает, что стратегия Х5 вполне оправданна. Они в этом сегменте не работали, однако ресурсы и возможности для этого источника бизнеса у них есть. "Что касается московского рынка, то здесь им придется конкурировать с МЕТРО (а это достаточно сильный игрок - N 3 в мире!), изыскивать земельные ресурсы (это не "Копейку" переоборудовать, нужен достаточно большой кусок земли - а их в Москве мало!), то есть они столкнутся со всеми сложностями входа на достаточно тесный рынок", - объясняет эксперт.
Сети страны
В настоящее время в России получили развитие практически все форматы современной торговли: гипермаркеты и супермаркеты, дискаунтеры и минимаркеты, магазины у дома и киоски/ павильоны. И, по словам ведущего консультанта холдинга "РОМИР" Игоря Березина, все они пользуются популярностью. "Не получили развития, пожалуй, только популярные в США драгсторы - смесь "дежурной аптеки" и "магазинчика товаров первой необходимости", - рассказывает Игорь Березин. - Но даже в столицах ситуация еще далека от насыщения рынка". По данным "РОМИРа", в Санкт-Петербурге на долю сетевой розницы приходится около 50% оборота торговли продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса, в Москве - около 40%, в других крупных городах - 15-30%, в других населенных пунктах - и того меньше. "Так что практически всем форматам еще есть куда расти в течение ближайших 3-5 лет", - добавляет эксперт.
Дмитрий Белоногов подтверждает, что в России все еще преобладает традиционная торговля. Проникновение современных форматов не превышает 35%. "В Москве покупатели все меньше любят гипермаркеты и переключаются на супермаркеты. В Санкт-Петербурге приз покупательских симпатий - у дискаунтеров, - комментирует Дмитрий Белоногов. - Это объясняется тем, что современный ритейл еще только развивается, предпочтения покупателей в разных регионах во многом обусловлены историей локального рынка и активностью конкретных игроков". По данным исследовательского агентства INFOLine, наиболее популярный формат розничной торговли в России на текущий момент - "магазин у дома".
Раз, два и обчелся
Сегодня формат "кэш-энд-кэрри" - наименее развитый среди существующих в нашей стране. В данном сегменте в России он представлен сетями METRO Cash&Carry, "Лента" и пока мало заметным пришедшим на российский рынок оператором Selgros. По словам ведущего консультанта отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Виктора Розенберга, Москва и Санкт-Петербург более чем насыщены данным форматом, а вот российские регионы еще очень далеки от этого, исключением могут быть только Екатеринбург и Казань.
"Крупнейшим игроком на российском рынке в формате "кэш-энд-кэрри" является МЕТРО. При этом по объему годового оборота МЕТРО является одним из лидеров московского рынка ритейла - крупнейшего в России, - отмечает Петр Клюев. - Невысокая доля формата "кэш-энд-кэрри" в России, судя по всему, обусловлена не отсутствием спроса, а слабо развитым региональным сектором".
МЕТРО не собирается сдавать свои позиции. С 2000 года компания открыла 55 торговых центров в формате "кэш-энд-кэрри" в 37 регионах. "Мы продолжаем активную экспансию сети в России. Все наши центры показывают отличные результаты, что говорит о высокой востребованности формата, - рассказывает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО "Кэш энд кэрри" Оксана Токарева. - Основными клиентами являются мелкий и средний бизнес, а также ресторанно-гостиничный бизнес. Этот сегмент демонстрирует впечатляющее развитие, что дает нам уверенность в том, что наша концепция продолжит успешно развиваться и в перспективе".
До конца года МЕТРО планирует открытие еще 2 торговых центров в Калининграде и Пятигорске. "Помимо уже привычных для российского рынка форматов наших торговых центров, в краткосрочной перспективе мы запускаем торговые центры новых форматов, которые будут более узко фокусироваться на потребностях разных групп клиентов", - сообщила "Финансовым Из-вестиям" Оксана Токарева. Один из проектов: небольшие магазины - МЕТРО-пункты площадью 1,5 тыс. кв.м, с ассортиментом до 3000 наименований, основные позиции - бакалея и продукты длительного хранения. Этот формат рассчитан на трейдеров (розница малых форматов - магазины у дома, небольшие продуктовые магазинчики). Другой новый формат представят ЭКО-магазины - торговые центры мини-формата, ориентированные на профессиональных клиентов сегмента HORECA (ресторанно-гостиничный бизнес). ЭКО-сеть будет развиваться в городской черте, поскольку основные клиенты - рестораны и кафе работают в центре, и им должно быть удобно добираться до магазина.
Региональная специфика
Эксперты сходятся во мнении, что предложения в формате cash&carry однозначно недостаточно, российский рынок сильно отстает от европейского. Директор промо-маркетингового агентства EMG Андрей Соколов считает, что одна из проблем развития формата в том, что в России не всегда четко разграничивают понятия гипермаркета эконом-класса, ориентированного на конечных потребителей, и кэш-энд-кэрри, предназначенного для мелких оптовиков. "В результате получаются магазины смешанного формата, что не всегда удобно для розничных покупателей, поскольку в "кэш-энд-кэрри" обычно в одном помещении совмещены склад и торговый зал, а товары выложены на стеллажах оптовыми партиями", - объясняет Андрей Соколов.
Дмитрий Белоногов также обращает внимание на специфику работы формата "кэш-энд-кэрри" в России. "Кэш-энд-кэрри" пока еще крайне узкий сегмент. Его типичный покупатель - это прежде всего бизнес. Частному покупателю для эффективного пользования этим форматом нужен автомобиль - чтобы туда доехать, большой дом - чтобы было куда складировать большие объемы товаров, желательно наличие мужчины в семье - чтобы он помогал все это грузить и заносить, наличие большой семьи - чтобы оправдать серьезные объемы покупок, и наконец, определенный образ мыслей - что покупать много и впрок, так как это выгодно и удобно".
Управляющий директор Saatchi & Saatchi X отмечает, что у нас пока не совсем развита традиция покупать много впрок и замораживать. В США, например, замораживают даже хлеб, а российским покупателям очень важно, чтобы товар был свежий. Либо не верят в заморозку, либо просто замораживать негде. Так что под все перечисленные параметры подходит весьма неширокий слой населения.
Тем не менее с развитием малого/среднего бизнеса, с ростом благосостояния населения формат будет пользоваться успехом - перспективы у него хорошие. "При этом развиваться он будет в обоих направлениях - и в сегменте бизнес-покупателей, и в сегменте частного клиента, - объясняет Дмитрий Белоногов. - Ведь залог перспективности и процветания любого продукта - это возможность предложить потребителю наиболее оптимальное сочетания удобства, цены и качества. Именно это формат "кэш-энд-кэрри" и предлагает. Так что все оправданно".
Ольга Долгова
Финансовые известия