Прогресс требует жертв
Западным абонентам придется забытьо субсидированных телефонах
Быстрое развитие высоких технологий все чаще приводит к тому, что общество оказывается неготовым к этим изменениям. В то же время оно "ждет перемен", хочет дальнейшего развития, но в итоге оказывается, что не успевает - за ускорение научно-технического прогресса приходится платить высокую цену. Так, популярная на Западе "контрактная" система продажи аппаратов, похоже, уходит в прошлое.
На днях компания Google представила очередной смартфон под собственной торговой маркой.
Первый Nexus увидел свет около года назад, и хотя на тот момент казался верхом совершенства, в этом году очевидно, что он совершенно устарел. Причем устарел сразу по нескольким показателям: возможностям операционной системы Android, процессору, экрану...
Нынешняя новинка смартфон Nexus S скорее всего потеряет свою технологическую актуальность к весне, устарев морально и технически.
При этом телефоны на платформе Android являются хитом этого года, активно завоевывая место под солнцем и значительную долю рынка.
По заявлению вице-президента Google Энди Рубина в Twitter, в мире ежедневно активируется более 300 тыс. смартфонов на Android. Это позволяет говорить о том, что эта мобильная ОС стала опережать продажу устройств Apple, число активаций которых составляет "лишь" 230 тыс. За месяц и за квартал эти различия достигнут миллионных значений.
Очевидно, что такая "гонка вооружений" возможна только при условии поддержки со стороны потребителей, которые, голосуя рублем и долларом, покупают все больше и больше новых гаджетов. По данным компании Ericsson, в мире насчитывается свыше 5,1 млрд абонентов сотовой связи. При этом проникновение мобильной связи на сегодняшний день составляет 74% от общего числа населения планеты. Правда, основной прирост происходит за счет стран "третьего мира", в котором наибольшим спросом пользуются простые модели телефонов. И хотя в зоне покрытия сетей WCDMA (3G) проживает около 35% населения земли, беспроводной передачей данных пользуются лишь 6%. Вот примерно за эти несколько процентов и происходит борьба. Объективности ради надо сказать, что доля потребителей мобильного интернета быстро растет, еще недавно она составляла 4%.
Но наиболее продвинутой части потребителей приходится расплачиваться за этот прогресс. В большинстве развитых стран существует так называемая привязка к оператору. Суть ее в том, что абонент заключает контракт с оператором мобильной связи, по которому получает телефон со значительной скидкой, а иногда и бесплатно. Как правило, срок контракта два года, иногда больше. Оплачивая счета, абонент оплачивает и телефон - в рассрочку.
Но последние два года абоненты сталкиваются с ситуацией, когда купленный смартфон буквально через полгода морально устаревает. Казалось, еще вчера это был пик прогресса, а сегодня - уже вчерашний день. Однако срок контракта еще не истек, и эту лямку придется тянуть еще год или полтора. Конечно, с контракта можно "соскочить", но для этого придется выплатить оператору полную стоимость аппарата, которая в несколько раз превышает реальную. Так, предлагаемый сейчас в сети T-mobile "бесплатный" смартфон на платформе Android на самом деле стоит $200, а стоимость HTC HD7 на платформе Windows Phone 7 обойдется в $500, а не $200, как завлекает реклама, добавляя в скобках мелким шрифтом, что эта цена действует при заключении двухлетнего контракта.
Некоторые операторы принимают телефоны обратно до завершения контракта, но с уплатой абонентом определенных штрафных санкций, чтобы снова продать их в качестве "восстановленных". В некоторых случаях абонентам выгоднее оставить купленный ранее телефон и приобрести новую модель за полную стоимость. Определенные проблемы создает и то, что аппараты "лоченые" и без дополнительных манипуляций не могут использоваться в сетях другого оператора. С этой проблемой столкнулись российские покупатели "серых" дешевых iPhone.
Аналитики считают быстрое обновление линейки смартфонов не выгодным для операторов мобильной связи - не столь важно, какой телефон у абонента, - главное, что последний исправно платит по контракту и остается лояльным к оператору. В результате все чаще производители стали объявлять "реальную" цену на смартфоны, подразумевая, что их купят за полную стоимость, переставив в него sim-карту из аппарата предыдущего поколения. Пожалуй, первым таким массовым предложением стал iPhone 4. Он оказался нацелен не только на тех, у кого не было смартфона от Apple, но и на тех, кто буквально полгода назад приобрел iPhone 3 GS. У американского сотового оператора AT&T стоимость младшей модели iPhone 4 составила $599 без контракта, против $199 с двухгодовым контрактом. То же самое происходит и в лагере поклонников Android. Хотя у части смартфонов можно обновить прошивку, большинство моделей, появившихся в начале года, выглядят безнадежно устаревшими.
Увы, этой гонке пока не видно конца. Большинство нынешних гаджетов, работающих под Android 2.2, едва ли поддается дальнейшему обновлению, а Apple про такие обновления и слышать не хочет. В результате европейцам и американцам, желающим оставаться на пике прогресса, придется распрощаться с приятной возможностью приобрести новинку за $199 и выкладывать за нее полную цену - так же, как происходит в России.
Наши сотовые операторы пошли другим путем, обменивая скидки на мобильную связь на потребительскую лояльность. Несмотря на то что операторы "большой тройки" выпускают телефоны, смартфоны и даже планшеты под собственными брендами, они в отличие от своих западных коллег не привязывают абонентов долгосрочными контрактными обязательствами. И введение таковых, по заверению представителей "большой тройки", пока не планируется. Более того, брендированные телефоны и смартфоны можно использовать с sim-картой любого оператора - никаких искусственных препятствий к этому нет. При этом они, как правило, значительно дешевле аналогичных гаджетов, предлагаемых ведущими брендами.
Анатолий Воронин
Финансовые известия