Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интернет признали политическим оружием

Интернет становится грозным оружием, которое различные политические силы могут использовать для достижения своих целей. Об этом открыто заявляют эксперты отрасли и чиновники, ответственные за правовое регулирование онлайн-среды

Интернет становится грозным оружием, которое различные политические силы могут использовать для достижения своих целей. Об этом открыто заявляют эксперты отрасли и чиновники, ответственные за правовое регулирование онлайн-среды. На днях в Совете Федерации РФ прошла научно-практическая конференция, посвященная скоординированной информационной политике государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На этом мероприятии генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил о необходимости выработки адекватных механизмов для обеспечения информационной безопасности в Интернете. Серьезность вопроса подтверждают и недавние события на Манежной площади в Москве, и массовые беспорядки в Минске — в обоих случаях Интернет использовался не только и не столько как информационная площадка, а скорее, выполнял координирующую функцию.

«Фактически информационная деятельность превращается в своего рода оружие, которым пользуются некоторые политические силы. Для того, чтобы этого не допустить, для того, чтобы государство развивалось в соответствии с теми законами, которые оно само принимает у себя, мы и работаем над проблемой информационной безопасности», — сказал Бордюжа.

Глава ОДКБ заявил, что об опасности использования Интернета экстремистскими элементами и о необходимости энергичных действий в области интернет-безопасности говорят, в частности, последние события в Москве, когда информационные ресурсы использовались для того, чтобы поднять молодежь и направить ее в нужное организаторам русло.

Вопросы о том, является ли Интернет «рассадником» экстремистских идей или только отражает сложившуюся в российском обществе ситуацию, эксперты комментируют по-разному. Для некоторых из них, например, кажется очевидным, что Сеть способствует распространению самых разных, в том числе, самых маргинальных идей в силу своей открытости и анонимности. При этом правоохранительные органы периодически закрывают площадки, использующиеся для распространения запрещенного на территории Российской Федерации контента. Однако такая борьба иногда кажется тщетной — на место одного закрытого ресурса встают десять других той же направленности.

Помимо правоохранительных органов, вопросами экстремизма в Интернете занимаются и некоторые общественные организации. Например, Фонд «Дружественный Рунет» и Центр безопасного Интернета в России, которые организовали «Горячую линию» по борьбе с противоправным контентом, ставшую членом Международной сети «горячих линий» INHOPE. Последняя, в свою очередь, была учреждена в 1999 при финансовой поддержке Европейской комиссии и занимается поддержкой и улучшением работы «горячих линий» быстрого реагирования на сообщения о незаконном контенте (в первую очередь, о детской порнографии) по всему миру. Основная цель организации — облегчение взаимодействия общественных и правоохранительных организаций в данной области. Одним из девяти направлений «горячих линий» является экстремизм.

По мнению координатора Центра безопасного Интернета в России Урвана Парфентьева, для распространения информации, в том числе призывов и высказываний, которые возбуждают расовую, национальную или религиозную вражду, Интернет действительно стал исключительно комфортной средой — традиционно благодаря двум своим основным качествам — трансграничности и анонимности. Эти два качества весьма затрудняют выявление лица, разместившего соответствующую информацию, и еще больше трудностей вызывает прекращение оборота такого контента — зачастую по политическим причинам.

При этом эксперт считает, что «экстремизм» в Рунете следует разделять на две части. «Первая — это сайты сообществ и групп экстремистской направленности. Такие сайты целенаправленно осуществляют пропаганду своих взглядов, вербовку новых сторонников, координируют противоправные действия. При этом лицо, физически публикующее материал на сайте, не говоря уже о хостинг-провайдере, располагается за рубежом. К «сайтам» в данном случае можно приравнивать соответствующие блоги и сообщества в социальных сетях. Вторая группа — это высказывания и комментарии, появляющиеся на интернет-страницах, которые «по умолчанию» рознь не проповедуют, а также личные странички в блогах и соцсетях — то есть те случаи, когда мы говорим о выражении гражданином, а не устойчивой группой, своего отношения к политической или социальной обстановке», — рассказал Парфентьев BFM.ru .

По его словам, в настоящее время наблюдается устойчивый рост именно по второй группе, и именно она зачастую становится предметом интереса правоохранительных органов. «Пиками появления такого контента являются некие социально значимые явления — взрывы в московском метро в марте 2010 года, действия «приморских партизан» летом, теперь вот события на Манежной площади и около», — сказал эксперт.

Всего, по его словам, за два с лишним года работы «Горячей линии» было принято около 2000 сигналов от пользователей о контенте с подозрением на экстремизм. При этом за первое полугодие 2010 года подтверждаемость по «экстремистской» категории составляла около 15% (для сравнения, по детской порнографии подтвердившихся случаев 27%, а по киберунижению — 58%).

Если же говорить о первой категории — то есть о сайтах устойчивых экстремистских групп, то они обычно предпринимают определенные меры предосторожности. «Довольно часто мы встречаемся с ситуацией, когда соответствующие русскоязычные сайты размещаются в США, где их контент нередко подпадает под защиту Первой поправки к Конституции США. Для регистрации домена также стараются использовать международные доменные зоны и зарубежного доменного регистратора. Впрочем, в ряде случаев, когда государство относительно лояльно относится к определенным типам контента у себя, используются и собственные национальные мощности — например, для антирусских призывов в прибалтийских республиках», — сказал Парфентьев.

Представители интернет-компаний, которых также напрямую касается вопрос инициирования и координации преступных действий через Интернет, пока что относятся к данной проблеме не столь серьезно. Так, например, соцсеть «ВКонтакте», в которой, в частности, обсуждались события на Манежной площади и последующие места сборов для продолжения акций, не считает себя причастной к вопросам экстремизма. Представители соцсети не раз высказывали мнение, что не могут вводить на ресурсе цензуру и ограничивать переписку пользователей. При этом они обращают внимание на то, что в пользовательском соглашении любые действия, противоречащие законам Российской Федерации, запрещены, и, принимая его, пользователь автоматически соглашается с правилами ресурса.

Урван Парфентьев придерживается иного мнения. «Если мы говорим о фактах именно инициирования и координации преступных действий через Интернет, а не оповещения о происходящем и не о комментировании, то, разумеется, с такими явлениями бороться нужно. И, само собой, можно, — заявил он. — Быстро прекращать оборот такого контента удается только совместными действиями пользователей, администрации соответствующих сервисов и — при необходимости — правоохранителей. Для этого требуется соответствующее внимание хостинг- и контент-провайдеров, быстрое реагирование на сообщения пользователей, размещенные через соответствующие abuse-кнопки, а также желание пользователей пресекать такой контент».

В отношении подобного контента помощь может оказать и «Горячая линия», у которой отработана практика быстрого прекращения оборота действительно опасного контента — как в России, так и за рубежом. Однако простого прекращения оборота контента, по словам эксперта, мало — впоследствии он должен быть изучен правоохранителями для принятия мер в соответствии с законом в отношении тех, кто пытается координировать незаконные акции. «Такие субъекты должны помнить: Интернет — не «территория анархии», и управа на них в виртуальном пространстве вполне себе может найтись», — заявил Парфентьев.

Марина Эфендиева
Александр Михайлов


BFM.RU

23.12.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов