Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Персональный подход

Как кризис повлиял на российский рынок труда

Кадры решают все – этот несколько подзабытый во время кризиса тезис вновь становится актуальным для российского рынка труда. И действительно, массовые увольнения, связанные с «оптимизацией» бизнеса, похоже, остались позади, и компании, настроенные на дальнейший рост и развитие, постепенно приступают к набору персонала.

Уходящий год для российского рынка труда прошел под знаком относительной стабильности: просев во время кризиса фактически наполовину, сейчас он уже успел отыграть примерно 70% от докризисных показателей. Причем, по словам Дмитрия Косова, специалиста по связям с общественностью кадровой компании Kelly Services, нормализация произошла во всех без исключения отраслях экономики, начиная от промышленности и заканчивая сферой услуг. И хотя в некоторых сегментах ситуация по-прежнему остается напряженной, критической ее уже никак не назовешь: по данным директора департамента рекрутмента в Москве холдинга АНКОР Лоры Буромской, компании постепенно размораживают планы по подбору персонала и вновь готовы открывать вакансии как взамен ушедшим сотрудникам, так и для поддержки новых проектов. Что же касается увольнений, то, как утверждают специалисты, в этом году они наконец-то перестали быть тенденцией и вновь приняли форму обычной ротации кадров.

Все профессии нужны

Одними из самых непотопляемых специальностей как во время кризиса, так и после него специалисты называют фармацевтов и айтишников: ударники труда в этих областях практически не почувствовали на себе влияние финансовых неурядиц и сумели сохранить не только свои места, но и зарплаты. А вот большинству сегментов, процветающих во время потребительского бума, наоборот, пришлось несладко. Финансисты, строители, банкиры и промышленники оказывались на улице чуть ли не целыми отделами. Сейчас, по словам руководителя департамента по работе с клиентами кадрового центра ЮНИТИ Ольги Горуновой, ситуация начала постепенно исправляться, и во всех перечисленных отраслях открыты новые вакансии. Кроме того, среди работодателей есть спрос на медицинских представителей, инженеров, специалистов по страхованию, юриспруденции и торговле.

Впрочем, как утверждают эксперты, рынок труда сейчас находится на подъеме, поэтому найти достойную работу можно во всех областях без исключения, вопрос лишь в зарплатных ожиданиях и уровне квалификации соискателя.

При этом настоящими золотыми рыбками, которых мечтают выловить работодатели во всех сферах экономики, по-прежнему остаются специалисты по продажам: на их долю приходится до 30% запросов в кадровые агентства. И это неудивительно: по словам г-жи Буромской, ведь именно умение продавать свои товары и услуги – ключевая задача для любой компании, поэтому профессионалы в этой области всегда будут при деле.

Находки соискателей

Значительное повышение требований к потенциальным сотрудникам – одна из основных примет кризиса. Что вполне логично: резкое падения доходов напрочь отбило у работодателей желание кормить «лишние рты», штаты во многих структурах начали сокращать чуть ли не вполовину, поэтому на сохранение работы могли рассчитывать только самые профессиональные и эффективные сотрудники. При этом тем, кто работы все-таки лишился, устроиться на новое место было практически нереально: потенциальные наниматели требовали от соискателей соответствия должности не на 100, а на 200%.

И даже сейчас, когда вопрос безработицы стал куда менее острым, работодатели не спешат становиться более лояльными: по их мнению, в ситуации, когда в свободном полете оказалось такое число специалистов в разных областях, шансы заполучить по-настоящему золотые кадры резко возрастают. Однако рекрутеры на этот счет придерживаются прямо противоположного мнения, предупреждая, что истинные профессионалы остались на своих местах, а вот квалификация тех, кто лишился работы, вызывает много вопросов.

Впрочем, пока работодатели продолжают тешить себя иллюзиями, соискатели уже успели почувствовать ветер перемен: и если еще год назад они были согласны практически на любые условия, только чтобы не оставаться на улице, то сейчас, когда спрос на специалистов с каждым месяцем растет, они позволяют себе немного покапризничать.

Смена ориентиров

Необходимость переквалификации – еще одна часто звучащая тема в период острой фазы кризиса. Причем некоторые рекрутеры, ряды которых во время финансовой смуты тоже существенно поредели, сначала в шутку, а потом и всерьез советовали оставшимся не у дел менеджерам переквалифицироваться в электриков и сантехников. И если в прошлом году ситуация на рынке труда была такова, что подобные рекомендации имели смысл, то в 2010-м они уже утратили свою актуальность. «Сейчас многие специалисты начинают понимать, что необходимо выстраивать собственный бренд, повышая свою ценность на рынке, – поясняет г-н Косов. – На сегодняшний день имеет смысл не переквалифицироваться, а повышать свою квалификацию: рынку нужны профессионалы во всех областях, но это должны быть специалисты высокого класса, которые никогда не останутся без работы. Поэтому тем, кто задумывается о развитии своей карьеры, стоит совершенствовать свое образование, учить иностранные языки, чтобы стать для работодателей ценной добычей».

При этом тем, кто уверен в своих силах и хочет перемен, специалисты советуют не бояться покинуть насиженное место. «В первую очередь задуматься над этим следует тем, кто настроен на рост и понимает, что на своем нынешнем месте работы он уже всего достиг, – поясняет г-жа Горюнова. – Поиск подходящей вакансии – это всегда лотерея, которая в равной степени зависит не только от усилий, которые придется на это затратить, но и от удачи. А чтобы поиски оказались плодотворными, их необходимо вести в самых разных направлениях, к примеру, разместив свое резюме на соответствующих сайтах, обратившись в кадровые агентства и оповестив о своих намерениях друзей и знакомых».

ТОР-10 наиболее востребованных специальностей в 2011 году
– Специалисты по продажам во всех отраслях
– Торговые и медицинские представители
– Руководители клиентских служб, отделов продаж
– Инженеры, технологи, технические специалисты со знанием английского языка
– IT-программисты, web-разработчики, специалисты по техподдержке
– Линейный и рабочий персонал: кассиры, продавцы, операторы call-центра, повара, электромонтеры, строители, трактористы, бульдозеристы, сварщики, каменщики
– Специалисты по маркетингу и продвижению
– Риск-менеджеры, инвестиционные консультанты
– Финансовые аналитики/консультанты
– Специалисты по закупкам, логистике
По данным холдинга «Анкор»


Екатерина НАДРОВА

Новые Известия
24.12.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов