«Думаю, будут просто закручивать гайки»
Редактор издания для таксистов прокомментировал последние предложения администрации Москвы, касающиеся частного извоза
«Нет дешевого такси для населения, которое занималось бы перевозками на небольшие расстояния, между районами, от станции метро до дома. Эту нишу заняли «бомбилы», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД редактор издания «Таксист-ньюс», комментируя последние инициативы столичных властей. Он также рассказал, каким должен быть специальный знак московского таксиста.Мэр Москвы Сергей Собянин поручил составить план первоочередных мероприятий по решению вопросов, связанных с работой такси. По словам градоначальника, речь идет о формировании городского реестра официальных такси, создании положения о городских стоянках, аттестации водителей и использовании специального знака «Московское городское такси». Соответствующие решения, заявил Собянин, будут приняты в ближайшее время.
«Развалили все хозяйство, а восстанавливать никто не хочет. Были попытки, но они не увенчались успехом»
Градоначальник также сообщил, что такси, на которые оформлена лицензия, должны считаться общественным транспортом и на них, соответственно, будут распространяться преимущества последнего.Газета ВЗГЛЯД обратилась к редактору издания «Таксист-ньюс» Станиславу Кривошееву с просьбой рассказать, как эти меры скажутся на рынке пассажирских перевозок в столице.
ВЗГЛЯД: Станислав, мэр Москвы пообещал, что в скором времени будет сформирован городской реестр, водители будут проходить специальную аттестацию, а вместе с лицензией таксисты будут получать специальный знак. Как вы оцениваете эти инициативы?
Станислав Кривошеев: Реестр делать бессмысленно. Он уже сделан, но кто в него вошел? Большие компании. А вот аттестацию ввести нужно. В некоторых компаниях это введено, но это нужно делать не на уровне компании, а на уровне муниципальной власти. Вопрос в том, кто будет осуществлять аттестацию? Если они начнут аттестовывать водителей на предприятиях, то не думаю, что многие компании откажутся от дешевой рабочей силы, которая приезжает из ближайших областей и из зарубежья. Нужно создать отдельный орган, но это не в один день делается.
Специальный знак должен быть. Но он не должен портить внешний вид личного автотранспорта. Если они хотят создавать муниципальные такси, то пусть наносят туда что угодно. Но есть люди, которые на своих машинах работают. Я тоже работаю на своей машине. У меня недешевая иномарка, и перекрашивать ее в желтый цвет и клеить шашечки как-то неохота.
ВЗГЛЯД: Готовится также положение о городских стоянках...
С. К.: Действительно, нужно утверждать карты стоянок. Такси должны быть в шаговой доступности в каждом микрорайоне.
Вообще, здесь надо отметить, что надо различать городское и заказное такси. Сейчас городского такси в Москве не существует. Эту нишу заняли «бомбилы», которые «бомбят» на улицах. Нет дешевого такси для населения, которое занималось бы перевозками на небольшие расстояния, между районами, от станции метро до дома.
ВЗГЛЯД: С чем связана эта ситуация?
Все началось еще после 1991 года, когда все быстренько приватизировали, был подписан закон о передаче всех автотранспортных предприятий, в том числе автопарков, в частную собственность. А в 2005 году это добили отменой лицензирования. Сейчас автопарки не выпускают машины, которые работали бы на улицах, их просто физически нет.
Таксопарки работают исключительно под заказы. А те заказы, которые их водители берут «с улицы», никто не контролирует, они не платят с них налоги. Нет альтернативы «бомбилам».
Развалили все хозяйство, а восстанавливать никто не хочет. Были попытки, но они не увенчались успехом.
ВЗГЛЯД: Наверное, и после того как будет разработан специальный знак, а в городе появятся стоянки, многим будет проще работать нелегально?
С. К.: Это должно регулироваться законом. Если в законе написано, что водитель не имеет права работать без лицензии и аттестации, тогда можно уже устанавливать какие-то рычаги воздействия на нелегалов. Нет у тебя аттестации и лицензии – плати штрафы. Штрафы должны быть большие.
ВЗГЛЯД: Ранее предлагали ввести миллионные штрафы за нелегальный извоз...
С. К.: Миллионы – это нереально. Надо, чтобы первые два–три раза – оштрафовали, но так, чтобы по карману ударило, а на четвертый – на пятый раз отобрали машину. Просто так, конечно, отбирать нельзя, это все делается через суд. Но с другой стороны, отобрать сейчас автомобиль у нынешнего «бомбилы», который ездит на нем по доверенности, просто нереально.
ВЗГЛЯД: Какие сейчас преимущества у легальных таксистов перед «бомбилами»?
С. К.: Никаких преференций нет. Затраты при легальном извозе составляют, по приблизительном подсчетам, порядка 50%.
Сейчас есть единый вмененный налог на доход. Государство рассчитало оборот таксиста в 180 тыс. рублей. По ЕВНД на основании патента выплаты составляют, соответственно, 10 800 рублей в год. Зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель – от 2 до 4 тыс. рублей.
Дальше надо где-то брать работу. С улицы? Опять-таки, встать на какой-то стоянке такси, на вокзале нереально, потому что там везде свои мафиозные структуры. Соответственно, все, кто зарегистрировался как ИП, работают по радиостанции. Вход в диспетчерскую компанию стоит от 6 до 15 тыс., и дальше с каждого заказа отдается от 20 до 30%. Аренда радиоканала – от 800 до 3 тыс. рублей в месяц. Соответственно, на водителя ложится расход на бензин, в среднем тысяча рублей за смену, и расходная часть на содержание собственного автомобиля.
У нелегальных извозчиков – минус уплата налога и минус плата за диспетчеризацию. И потом, они стараются покупать более дешевые автомобили, старые «Жигули».
ВЗГЛЯД: Насколько привлекательным выглядит для легального таксиста возможность ездить по полосе, выделенной для общественного транспорта?
С. К.: Сколько у нас в Москве полос, выделенных для общественного транспорта? Первая полоса у нас появилась на Волоколамском шоссе. Она короткая – от метро Тушинская до Походного проезда. Она проблемы не решит – человек, едущий в Митино, все равно упирается в пробку на посту ГАИ.
Вторую полосу сейчас ввели на проспекте Андропова. Но как ее ввели? Отняли от остального транспорта. Было три полосы, стало две. Отрезок тоже небольшой – от перекрестка Каширского шоссе с Андропова до метромоста.
Эти отрезки пути мало кому помогут.
ВЗГЛЯД: Каких возможностей вам больше всего не хватает?
Во-первых, стоять негде. Фактически в городе нет официальных стоянок такси. Те, что есть, заняты теми же самыми «бомбилами», и если ты туда подъезжаешь, то в лучшем случае тебе просто скажут: «Иди отсюда». ГИБДД на это внимания не обращает, максимум могут оштрафовать и уехать обратно – а те стоят под знаком «стоянка запрещена».
Потом, невозможно стоять ни в одном аэропорту, ни на одном вокзале. Сейчас на трех вокзалах вроде как могут стоять только с «шашечками», но на самом деле ничего не поменялось. Те же самые «бомбилы», только поставили «шашечки» и повесили бейджики.
ВЗГЛЯД: Можно что-то сделать, чтобы легальные таксисты смогли безопасно ожидать пассажиров в этих местах?
С. К.: Можно. Вернусь к тому, что у нас нет городского такси. Его надо создать и полностью отдать ему на откуп стоянки, вокзалы, аэропорты, чтобы не было там для них шлагбаумов и преград. Тогда эта проблема решится. Тогда к человеку, который вышел на улицу и поднял руку, подъедет не «Жигули», а нормальная машина со счетчиком. И человек будет ехать не на разбитой машине, боясь за свою жизнь, а будет знать, что его не облапошат, а если надо, чек выдадут.
Надо предоставлять альтернативу. С тем же самым городским такси – если бы сейчас запустили тысяч десять машин эконом-класса со счетчиками, грубо говоря, 100 рублей – посадка, 20 рублей – километр. Часть проблем была бы уже решена.
Надо создать условия для легальной работы таксиста. Нужно, чтобы водитель прошел аттестацию, получил лицензию за небольшие деньги, получил знак городского такси и спокойно вышел на работу.
ВЗГЛЯД: Насколько, по вашим ожиданиям, изменится ситуация с учетом последних заявлений?
С. К.: Будем смотреть, что будет происходить. Думаю, будут просто закручивать гайки, штрафовать, могут показательно отобрать машину у кого-то.
Роман Крецул
Взгляд