Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Qiwi соберет по миру мелкие деньги

Qiwi Ltd продала пакет акций японской Mitsui & Co., чтобы ускорить свою экспансию на международном рынке моментальных платежей

«Нам не нужен инвестор, который просто вошел бы в долю и сидел сложа руки, мы хотим, чтобы партнер активно участвовал в развитии бизнеса», — сказал президент Qiwi Ltd., лидера российского рынка моментальных платежей, Андрей Романенко на пресс-конференции, посвященной сделке по продаже 14,9% акций компании японской Mitsui & Co. Ltd. Новый инвестор Qiwi Ltd. — многопрофильный холдинг с выручкой 4,1 трлн иен (32,8 млрд евро), его интересы простираются от разработки природных ресурсов, автомобильной и судостроительной промышленности до логистики и рынка потребительских услуг.

Сделка состоялась в конце декабря, и теперь, после пропорциональной продажи акций владельцами, на долю менеджмента Qiwi Ltd. приходится 63,7%, на Mail.ru Group — 21,4%. Сумма сделки, как и количество представителей Mitsui в совете директоров, не разглашается. Аналитики «Финама» полагают, что речь может идти о 60–80 млн долларов.

Стратегические интересы

«У Qiwi Ltd. достаточно собственных средств для развития бизнеса», — еще раз подчеркнул Андрей Романенко стратегический, а не финансовый характер сделки с японцами. Действительно, оборот компании в 2009 году составил 334 млрд рублей, чистая прибыль — 467 миллионов. А в первом полугодии 2010 года чистая прибыль достигла 522 млн рублей.

Правда, в 2010 году резко замедлился рост компании: выручка, по оценкам, выросла всего на 10% против 40% годом ранее. По мнению Бориса Кима, председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), это не удивительно, поскольку рынок моментальных платежей близок к насыщению. Сейчас его оборот составляет более 700 млрд рублей, за год он вырос всего на 8%. При этом рынок консолидирован: Qiwi принадлежит 45%, еще почти столько же делят компании «Киберплат» (23%), «Элекснет» (7%) и «Евросеть» (6%).

Неплохую перспективу для Qiwi в России представляет лишь рынок электронных денег, на котором компания развивает проект «Qiwi Кошелек». В 2010 году оборот этого рынка, по данным Ассоциации участников рынка электронных денег, достиг 55–60 млрд рублей, из которых у Qiwi более 45% (еще 45% — у WebMoney и «Yandex.Деньги»). При этом темпы роста электронных денег в России, сопоставимые сейчас с темпами роста рынка моментальных платежей, по прогнозам экспертов, будут расти. Компания планирует зарабатывать также за счет повышения капитализации самих терминалов — реклама на терминалах, приносящая сейчас 18% выручки, через три года должна приносить 50%.

Между тем за рубежом еще можно заработать на моментальных платежах. По словам Бориса Кима, платежные терминалы — российское ноу-хау, такой способ оплаты в мире практически не представлен. Поэтому Qiwi и нацелилась на ускорение темпов роста на интернациональных рынках. Если сейчас международный бизнес приносит Qiwi более 25% выручки, то в течение нескольких лет эта доля достигнет половины, рассчитывает Андрей Романенко.

В компании сочли, что этому поспособствует наличие партнера с мировым именем и опытом работы в IT-индустрии. По мысли менеджмента Qiwi, так им будет проще завоевать доверие провайдеров, чьи услуги можно будет оплачивать через терминалы. В частности, Mitsui оказывала поддержку Vodafone и Yahoo! при выходе на японский рынок, имеет связи с другими IT-компаниями. Поскольку управление глобальных корпораций централизовано, этот опыт поможет развитию и нового проекта, в котором участвует Mitsui.

Впрочем, инициатором сделки выступили сами японцы, и интерес у Mitsui & Co. к сотрудничеству с Qiwi многоплановый. Во-первых, это желание начать в России бизнес b2c. Сейчас более 90% прибыли Mitsui в РФ приносят проекты, связанные с добычей ресурсов, крупнейший из них — «Сахалин-2», где Mitsui принадлежит 12,5% акций. В сфере IT у японцев есть СП с итальянской Buongiorno S.p.A., одним из крупнейших провайдеров мобильных услуг, — партнеры развивают агентство цифрового маркетинга Buongiorno RUS LLC. «Продаем цифровые рекламные и маркетинговые решения для потребительских брендов — Panasonic, Procter & Gamble, Samsung, МТС и других», — рассказывают в Mitsui. Однако сейчас компания ищет в России возможности работать с конечным потребителем напрямую. Кроме приобретения доли в Qiwi японцы не исключают вероятность выхода на рынок ТВ-шопинга. В этом бизнесе Mitsui уже присутствует — она является акционером крупных игроков в Японии (QVC) и Таиланде (ShopNet Co., Ltd.).

Во-вторых, японцы заинтересованы не только в российском бизнесе Qiwi. Mitsui & Co. видит перспективы развития моментальных платежей в других странах БРИК и в Юго-Восточной Азии. «Средний класс в этих государствах развивается, через пару десятилетий это будут миллиарды человек. Мы считаем, что те чрезвычайно удобные способы оплаты услуг, которые предлагает Qiwi, будут востребованы долгое время. Qiwi занимает позицию лидера и будет способствовать развитию новых платежных систем, участвовать в развитии этого рынка», — заявил Юитиро Ханава, генеральный менеджер второго департамента интернет-бизнеса Mitsui & Co.

Глобальный сбор мелочи

Начав развитие бизнеса за рубежом в 2006 году, сейчас Qiwi работает в 15 странах — шести странах СНГ, а также в Болгарии, Румынии, Китае, Малайзии, ЮАР, Аргентине, Колумбии, Панаме и Вьетнаме, обслуживая там около 56 тыс. платежных и POS-терминалов (последние позволяют осуществлять моментальные платежи с помощью кассира). Это почти в три раза меньше, чем в России (более 152 тыс. точек приема платежей). В 2011 году она запустит сервис в Бразилии, Словакии, Сербии, Киргизии, Латвии, США.

В своей территориальной экспансии компания не случайно ориентируется в основном на развивающиеся страны. Главный критерий здесь — относительно низкое проникновение интернета и, соответственно, неразвитость интернет-банкинга, электронных кошельков. «Если в Европе и Америке число пользователей интернет-банков идет на сотни миллионов, то в развивающихся странах — на миллионы. Поэтому Qiwi удастся занять свою нишу, что доказывает их работа в России», — считает Владимир Урбанский, директор по развитию электронных услуг блока «Электронный бизнес» Альфа-банка. «Мы ежедневно получаем десятки писем и звонков от провайдеров услуг, которые предлагают запустить терминалы Qiwi в их стране», — сказал Андрей Романенко.

По его словам, в 35 странах, где Qiwi оценивала перспективы своего развития, в среднем суммы до 100 долларов оплачивают наличными в 85% случаев, до 20 долларов — в 95% случаев. Так что потенциальный объем спроса на услуги компании велик. Правда, для принятия решения о выходе Qiwi на конкретный рынок должно совпасть еще несколько условий. Первое — проникновение сотовой связи в стране должно превышать 50%. Второе — больше половины оплаты сотовой связи должно происходить по предоплате (prepaid). Наконец, как объяснил Андрей Романенко, в каждой стране присутствия четверть платежей в адрес операторов сотовой связи должна прийтись на Qiwi.

В 35 странах, где Qiwi оценивала перспективы своего развития, в среднем суммы до 100 долларов оплачивают наличными в 85% случаев

Теоретически конкуренцию Qiwi в борьбе за небольшие платежи наличными могут составить банки с развитой сетью банкоматов cash-in, а также продавцы скретч-карт и электронных ваучеров. Но практика показывает, что у моментальных платежей все-таки больше преимуществ. Около шести лет назад в России на карты приходилось около 95% операций по оплате сотовой связи, а с развитием сетей терминалов по приему денег, которые заняли около 98% этого рынка, картам осталась всего пара процентов. В Qiwi рассчитывают, что такой сценарий сработает и за рубежом.

«Прием наличных платежей не главный функционал банкоматов, и вряд ли те, кто не пользуется банковскими картами, будут к ним обращаться», — рассуждает Борис Ким. При этом чаще всего оплата через банкомат предполагает наличие собственного счета и банковской карты, что сужает аудиторию этих устройств.

Владимир Урбанский добавляет, что преимущество специализированных процессинговых компаний перед банкоматами — развитые связи с провайдерами услуг. Они принимают платежи даже для небольших операторов, которым неудобно развивать собственную сеть офисов по приему платежей, а банкам они неинтересны из-за низкого оборота.

Как оказалось, перспективы у платежных терминалов есть даже в развитых странах, несмотря на то что там активно пользуются более удобными и мобильными способами оплаты — веб-кошельками и интернет-банкингом. Поэтому Qiwi уже открыла филиал в США, где планирует начать работу во втором-третьем кварталах 2011 года.

По словам Бориса Кима, в среднем около половины операций американцев все равно приходится на наличные расчеты, причем эта доля еще выше в южных штатах, где слабее проникновение интернета. При этом, если вести речь о платежах до 20 долларов, то американцы, как и жители развивающихся стран, расплачиваются «наличкой» в 90% случаев. «Наш средний чек — пять долларов», — напоминает Андрей Романенко. Главный генератор трафика для платежных терминалов — оплата услуг провайдеров сотовой связи и других недорогих услуг. То есть встреча российского оператора с американской мелкой наличностью неизбежна.

Напалкова Анастасия

Журнал "Эксперт"

24.01.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов