«Мы предпочитаем рынки, куда не добрались конкуренты»
О ситуции на российском гостиничном рынке в интервью BFM.ru рассказал первый вице-президент Rezidor по развитию бизнеса Арилд Ховланд
The Rezidor Hotel Group — один из крупнейших в мире операторов в сфере гостиничной индустрии. Портфель компании включает более 400 работающих и строящихся отелей в 62 странах Европы, Ближнего Востока и Африки. Отели работают под брендами Radisson Hotels & Resorts, Park Inn by Radisson, Hotel Missoni и Country Inns & Suites. В России, где Rezidor работает почти 20 лет, в настоящее время представлены торговые марки Radisson и Park Inn. О результатах и планах работы компании в нашей стране, о состоянии московского и региональных гостиничных рынков в интервью BFM.ru рассказал первый вице-президент Rezidor по развитию бизнеса Арилд Ховланд.
— Ваша компания вышла на российский рынок в начале 1990-х. Это был рискованный шаг для того времени?
— Первая гостиница под управлением группы Rezidor в России, действительно, открылась в 1991 году — это была «Radisson Славянская» рядом с Киевским вокзалом в Москве. Второй стала «Radisson Лазурная» в Сочи, это франчайзинговый проект.
Да, риск был, но мы руководствуемся принципом: кто не рискует, тот не пьет шампанское. Мы были первыми из международных гостиничных сетей, кто вышел на российский рынок, и не прогадали — благодаря этой своей смелости мы смогли здесь очень хорошо заработать в те годы.
Представительство в Москве, кстати, группа Rezidor также открыла первой –- в 2004 году. Это довольно дорогое удовольствие, но мы решили, что управлять российскими проектами гораздо эффективнее непосредственно на месте, отслеживать все от внешнего вида и внутренней начинки до сервиса. Хочу отметить, что Rezidor — не девелоперская, а управляющая компания, которая не инвестирует в строительство отелей, гостиницы возводятся на деньги их собственников. Но поскольку гостиничный бизнес — сложная отрасль, и правильно организовать отель весьма непросто, мы предоставляем техническое содействие, а также наши стандарты для создания проекта, который будет соответствовать международному уровню.
Кстати, после открытия офиса в Москве мы начали развиваться гораздо активнее. К настоящему времени в нашем регионе, который включает Россию, бывшие республики СССР, Польшу, Турцию и Китай, под управлением Rezidor работают уже 37 отелей, еще 26 находятся на стадии строительства.
— Какие свои проекты в России и бывших союзных республиках вы считаете наиболее удачными?
— Безусловно, первое место занимает Radisson Royal Moscow (гостиница «Украина»). Мы любим работать с роскошной собственностью, с прекрасными зданиями. Но такие проекты, как Radisson Royal Moscow — уникальны, они бывают раз в жизни, и потому они самые значимые и любимые. Признаюсь честно, мне в этой гостинице нравится абсолютно все. И расположение высотки прекрасное: в начале Кутузовского проспекта, на берегу Москвы-реки. Огромное удовольствие работать с владельцами здания, они знают свою гостиницу до мельчайших деталей. Благодаря им внутренняя отделка отеля выполнена на высочайшем уровне. Хочу отметить, что уже сейчас Radisson Royal Moscow занимает одну из лидирующих позиций на гостиничном рынке Москвы.
А один из наиболее интересных региональных проектов — гостиница под маркой Park Inn в Екатеринбурге. Среди проектов в бывших союзных республиках мне очень нравится отель Radisson в Тбилиси, который построен на месте старой советской гостиницы «Иверия». Гостиницу очень серьезно реновировали, теперь это совершенно другое здание, очень современное. Еще два интересных проекта в Москве, которые сейчас находятся в стадии строительства, — это «Radisson Белорусская» и «Radisson Олимпийский».
— Как вы подходите к подбору инвесторов и работе с ними?
— Мы работаем как с российскими, так и с международными инвесторами. Для нас важно, чтобы наши партнеры имели опыт в девелопменте и гостиничном бизнесе. Со многими из них мы сотрудничаем достаточно давно. К примеру, с компанией Linstow у нас 10 совместных проектов. С другим партнером — компанией «Региональная гостиничная сеть» — мы планируем развивать бренд Park Inn в региональных городах. Первый отель мы открыли осенью 2010 года в Казани, в ближайших планах — открытие гостиницы Park Inn в Астрахани. Еще шесть проектов находятся на различных стадиях строительства. С компанией «Кузнецкий мост Девелопмент» в настоящий момент уже три проекта.
В совместной работе также важно, чтобы собственник был, что называется, настроен на бизнес. Мы всегда стараемся помочь девелоперам определить, какой проект стоит построить. Если видим, что не нужно возводить пятизвездочный отель там, где он не будет приносить достаточный доход, а то и вовсе будет работать в убыток, то рекомендуем строить гостиницу среднего уровня.
— Как вы сегодня оцениваете состояние московского гостиничного рынка?
— С одной стороны, российский и, в частности, московский гостиничный рынок весьма привлекателен для инвесторов. Отмечу, что в период кризиса уровень доходности гостиниц снизился примерно на 40%. Однако несмотря на это, все отели в Москве оставались вполне прибыльными. По сравнению с другими сегментами рынка недвижимости, гостиничный сектор не так существенно просел и остался на плаву. С другой стороны, это несколько более сложный бизнес, опытом ведения которого обладает очень небольшое число инвесторов. Ведь объем инвестиций в строительство отеля намного больше, чем, например, в строительство офиса, который можно просто построить и сдавать. Гостиницу же нужно оборудовать полностью, до самой последней ложки. Есть лишь небольшая прослойка инвесторов, которые специализируются исключительно на гостиничных проектах, остальные предпочитают вкладывать деньги в офисы, жилье, торговые центры.
Если говорить о московских проблемах, то здесь существует масса бюрократических препон, связанных с согласованием документации. Кроме того, в столице очень дорогая земля. Скажем, если вы хотите построить отель в пределах Третьего транспортного кольца, то стоимость земли может составить 30–40% от всего проекта. Поэтому возводить гостиницу категории ниже «четырех звезд» порой нет смысла. Результат — дефицит гостиниц средней ценовой категории и качественных гостиниц вообще. Всего в городе насчитывается около 50 тысяч номеров, из них только 13 тысяч можно отнести к международному уровню.
В последние годы международные операторы начали открывать в Москве отели среднего сегмента: Park Inn от Rezidor, Marriott Courtyard от Marriott, Holiday Inn от InterContinental Hotel Group и другие. Но поскольку качественных проектов недостаточно, то эти трехзвездочные гостиницы стоят так же дорого, как четырехзвездочные.
Потенциал Москвы огромен. Для сравнения: города с более развитой гостиничной инфраструктурой — Париж и Лондон — еще 30 лет назад были перенасыщены отелями, но все равно там каждый год продолжают появляться новые. Москва от этих европейских столиц по номерному фонду серьезно отстает. Недавно на одной конференции услышал, что в окрестностях парижского аэропорта имени Шарля де Голля количество номеров качественного международного уровня ровно такое же, как во всей Москве.
— В последние годы российские регионы развиваются довольно активно, туда приходят международные компании, в том числе и гостиничные операторы. Однако у нас принято считать, что Москва и остальная Россия — две разные страны. Какова, на ваш взгляд, ситуация в регионах?
— Москва, я с вами полностью согласен, очень отличается от всей остальной России. Это самый привлекательный, интересный и динамичный рынок, каковым он и останется на протяжении следующих 10 лет. Впрочем, разница заметна не только между Москвой и регионами, но и между двумя столицами: Москвой и Петербургом. Санкт-Петербург — город очень посещаемый, но с ярко выраженной сезонностью. Хотя в последнее время гостиницы, расположенные в центре (на Невском проспекте, например), не ощущают эту сезонность, и уровень загрузки на протяжении всего года остается более-менее равномерным.
Что касается российских регионов, действительно, здесь есть большой потенциал, и мы все больше обращаем на них внимание. Если экономика России будет активно развиваться (если рост ВВП составит 5–7%), то это скажется и на регионах. Сейчас гостиничный рынок там совсем небольшой, но очень важно отслеживать баланс спроса и предложения. Если, например, в Нижнем Новгороде сейчас построить две-три гостиницы международных брендов, то рынок сразу просядет, потому что так много городу не нужно. А если открыть одну, то она будет очень хорошо заполняться.
У Rezidor уже есть опыт работы в Екатеринбурге и Казани. В Екатеринбурге мы первыми открыли международную гостиницу, и все сливки, конечно, достались нам. А сейчас в городе представлено уже несколько разных международных марок, поэтому наши показатели изменились, однако за счет того, что гостиница первой появилась на рынке, она до сих пор демонстрирует неплохие результаты. То же самое происходит и в Казани, куда также устремились гостиничные операторы. В этих двух городах, на мой взгляд, сейчас слишком много предложений. Но развитие — процесс непрекращающийся, поэтому через два года гостиниц будет ровно столько, сколько нужно, а еще через два — почувствуется дефицит.
— А какие российские регионы вы сейчас считаете для себя наиболее перспективными?
— В целом, все города с населением более одного миллиона человек очень интересны, поскольку им требуется не менее двух тысяч номеров. Города с меньшим населением привлекательны в том случае, если там проводятся какие-нибудь крупные мероприятия. Представляют интерес и небольшие города, расположенные относительно недалеко от Москвы и хорошо развивающиеся — например, Калуга с населением 300–400 тысяч человек. Мы сейчас также обращаем внимание на Западную Сибирь и все города вдоль Волги. В целом, мы предпочитаем те рынки, куда еще не добрались конкуренты.
Мария Мягкова
BFM.RU