Чемпионат среди угонщиков
Кризис на рынке ворованных машин преодолен — об этом свидетельствует статистика угонов: в 2010 году в Москве похищено 11 805 легковых автомобилей, почти на 500 больше, чем в 2009-м. Корреспондент "Денег" Екатерина Емельянова выяснила, какие машины воруют чаще и как оснастить и застраховать автомобиль, чтобы риск угона оказался минимальным при минимальных же расходах на безопасность.
Итоговой годовой статистики угонов по России еще нет, но есть неизменная доля столичного региона: примерно четверть угнанных машин. И есть впечатляющие общероссийские данные за три квартала 2010 года: 35 533 автомобиля против 33 128 за весь 2009 год.
В целом по России третья часть угонов приходится на продукцию тольяттинского автозавода. Если исключить из этой статистики Москву, где 25% похищенных машин — это модели Lada (их доля в столичном автопарке меньше, чем в региональных), процентное отношение угнанных в провинции моделей АвтоВАЗа и иномарок будет примерно 40 к 60.
В Москве лидеры по угонам в вазовской линейке — "Калина" и "Приора", а в регионах в прошлом году вперед неожиданно вырвалась модель ВАЗ-2106. Есть предположение, что "шестерки" зачастую угоняют, чтобы отправить в утиль: в рамках программы утилизации, стартовавшей 8 марта 2010 года, за любой автохлам старше десяти лет можно получить скидку на новую машину 50 тыс. руб. В этом смысле воровство древних "шестерок" можно расценивать как мелкую подработку не слишком претенциозных угонщиков — вряд ли покупатель такой машины захочет отдать за нее больше 15 тыс. руб. Правда, по условиям программы утилизации, сдаваемая в утиль машина должна находиться в собственности владельца не меньше года. То есть, если исключить вариант подделки документов, "шестерки", угнанные в прошлом году, пойдут в утиль в нынешнем.
Красноречива иномарочная часть статистики. По России на втором месте после АвтоВАЗа — японский автопром (Toyota, Honda, Mitsubishi, Mazda, Nissan), причем почти с тем же общим результатом. В Москве "японцы" составляют уже 45% угнанных автомобилей. Что может говорить о двух особенностях этой категории иномарок — популярности в народе вследствие надежности и ненадежности перед лицом угонщика.
Скрытая мотивация
"В 2002-2005 годах произошла качественная смена ориентации угонщиков с немецких автомобилей — Audi, Volkswagen — на японские, преимущественно Toyota и Honda,— говорит Евгений Стасюк, начальник диспетчерского центра группы компаний "Эшелон".— Последние пять лет резких скачков не наблюдается: угоняют практически весь модельный ряд Toyota и Honda. Также с 2008 года наблюдается некоторая либерализация "угонного" ассортимента: в Москве в списке весьма угоняемых машин появился почти весь модельный ряд Mitsubishi, некоторые модели Nissan, а также Ford Focus и Opel Astra".
Последние несколько лет эксперты ожидают появления в угонном рейтинге корейских автомобилей. Пока, по словам представителей столичного ГУВД, на "корейцев" приходится менее 3% похищенных автомобилей, однако тренд на увеличение их доли просматривается.
Заметим, многие специалисты о каких-либо явных тенденциях на этом криминальном рынке говорить не берутся. По мнению Игоря Ямова, заместителя гендиректора ОСАО "Ингосстрах" и президента Профессиональной ассоциации противодействия угонам, никаких закономерностей в этой сфере не существует, а "тренды", о которых любят говорить страховщики и милиция, частенько отличаются большой скоротечностью: "Скажем, у одного автопроизводителя рухнула крыша склада запчастей. Возник их дефицит, и потом в течение двух месяцев был всплеск угонов автомобилей этой марки — их брали на запчасти".
Если в Москве на первом месте по угонам "японцы", то в Санкт-Петербурге — Ford Focus. Почему? Никто не знает, делится наблюдениями директор по развитию бизнеса компании "Эшелон-Геолайф" Игорь Хереш. "Или Mitsubishi Lancer — за последний год он стал весьма рисковой машиной. Считается, что его чаще угоняют на запчасти, поскольку у официальных дилеров они очень дорогие. Но на Renault и Nissan запчасти не дешевле, а на Citroen их еще и ждать надо, тем не менее эти марки в данный момент не слишком интересуют угонщиков",— продолжает он.
В ноябре 2007 года, вспоминает Игорь Хереш, угоняли каждую четвертую Honda Accord. Потом она на два года пропала из списка лидеров, но сейчас, уже в новой модификации, опять вернулась в десятку. А начиная с 2008 года угонщики прониклись большой любовью к Mazda6. "Внутри каждого класса меняются лидеры, но общая цифра угонов по классу остается одинаковой,— говорит Игорь Хереш.— Одно время в классе небольших кроссоверов угоняли в основном Toyota RAV4. Сейчас на этом месте — Honda CR-V. А RAV4, Mitsubishi Outlander XL и Suzuki Grand Vitara вместе равны по количеству угонов CR-V. Honda Accord, Mazda6 и Volkswagen Passat сейчас в сумме дают тот же показатель, какой три года назад был только у Accord".
По словам Дениса Щепетьева, гендиректора компании "Цезарь Сателлит", еще одно обстоятельство, влияющее на "угоняемость",— появление специального оборудования, с помощью которого преступники преодолевают штатную защиту: "Это в первую очередь касается так называемых нерисковых моделей — на них хозяева редко ставят дополнительное оборудование. Поэтому, когда злоумышленники получают новое техническое устройство для взлома, транспортное средство оказывается беззащитным и автоматически переходит в разряд рисковых. Так, например, произошло с Audi Q7 — в конце прошлого года ее стали чаще угонять в Петербурге. Также в 2010 году участились случаи угона моделей Lexus и Toyota с использованием спецсредств".
Иногда спецсредств для взлома не требуется. Некоторое время назад в одном из немецких автоконцернов специалист, отвечавший за разработку систем безопасности, уволился, не сохранив хороших отношений с компанией. После чего модели этой марки стали вскрывать за пару минут, и так продолжалось некоторое время. "Это был катастрофический всплеск,— вспоминает сотрудник отдела урегулирования убытков одной из страховых компаний.— У нас было несколько случаев, когда человек останавливался, чтобы купить сигареты, и машина уезжала буквально на глазах".
Каждый год компания "Эшелон-Геолайф" на основании статистики страховых компаний составляет рейтинг самых угоняемых автомобилей в Москве и области. Двадцатка из нашей таблицы — это самые угоняемые иномарки из числа застрахованных по каско. От угона страхуют 40% иномарок, в основном в возрасте до четырех лет (и лишь 4% российских автомобилей), и этот рейтинг можно расценивать как информацию для покупателя новой машины, находится ли в группе риска выбранная модель.
Разделение труда
При выборе жертвы угонщик заранее знает, для чего она предназначена: на запчасти, для последующей реализации в массовом секторе или под заказ. Собственно, в каждой из этих ниш трудятся свои спецы. "Есть угонщики первой категории — подмастерья, которые линейкой успешно ковыряют наши родные "Жигули",— говорит Игорь Ямов.— А есть профессионалы шестого разряда, которые работают в хлопковых перчатках, откручивают винтики и складывают их в пакетики, а на кожаную обивку надевают полиэтиленовые чехлы". Так, по информации компании "Цезарь Сателлит", при недавнем задержании угонщика на Новорижском шоссе (был угнан Lexus) у него было изъято специальное оборудование стоимостью примерно €30 тыс.
"Автомобили премиум-сегмента крадут под конкретные заказы — выбирают необходимый цвет и комплектацию,— рассказывает Денис Щепетьев.— Более дешевые машины — под массовый спрос с менее определенными требованиями. Чем больше возраст машины, тем более вероятно, что ее украли для продажи по запчастям. Стоимость такого автомобиля уже не столь высока, и его легализация может быть не очень выгодна".
Из относительно новых машин среднего ценового сегмента угонщики формируют партии. Сначала их собирают в так называемые отстойники, где они стоят примерно неделю. За это время на них перебивают VIN и готовят к легализации, а затем продают на рынках, преимущественно в регионах, по цене не более 50% реальной стоимости.
Центры угонов — Центральный и Северо-Западный федеральные округа, в основном мегаполисы. "Здесь больше концентрация автомобилей, легче скрыться,— говорит Денис Щепетьев.— Причем, по нашей статистике, в Санкт-Петербурге в пересчете на общее количество автомобилей попытки угонов совершаются чаще, чем в Москве. Одна из причин — в Питере легче, чем в Москве, выехать на ворованном автомобиле из города в область, где расположено большинство "отстойников". Перегоняется похищенный автотранспорт в республики Северного Кавказа, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголию, ОАЭ. Там машину проще легализовать и вновь поставить на официальный учет".
"Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser уходят в основном на Кавказ, где зачастую ездят без номеров,— рассказывает Игорь Хереш.— А кое-где своеобразный признак "крутизны" — ездить на угнанной машине, не снимая московских номеров".
В последнее время стал заметен поток угнанных машин в Евросоюз. По наблюдению специалистов, новое направление хорошо освоили после вхождения Польши в ЕС. Автомобиль угоняют в России, везут через Белоруссию в Польшу, где он становится бельгийским или швейцарским. Пока он ездит по объединенной Европе, шансы быть проверенным на "чистоту" у него невелики.
Угнать за 17 секунд
Представим себе угонщика, заглянувшего на "ночную автовыставку" в неохраняемом дворе. Если у него нет конкретного заказа, что он выберет? Этот вопрос мы задали экспертам из страховых компаний и специалистам по противоугонным системам.
"Если машина идет под заказ, угонщик готов с ней возиться часами. В обычных же случаях — максимум 10-15 минут,— говорит Игорь Хереш.— Если преступник встречает какое-то техническое препятствие, которое не позволяет ему уложиться в это время, он чаще всего машину бросает, ведь вокруг много таких же, но не оборудованных дополнительными противоугонными средствами".
По единодушному мнению экспертов, штатная защита у немецких машин в общем случае лучше, чем у японских. "Есть система двойного запирания дверей, чуть сложнее обмануть штатный иммобилайзер — процедура "прописывания" нового ключа к машине немного дольше, "воротком" немецкую машину, скорее всего, не откроешь,— перечисляет Игорь Хереш преимущества "немцев".— Японскую машину без дополнительных приспособлений можно угнать за одну-полторы минуты, немецкую — за три-четыре минуты".
Игорь Ямов приводит более впечатляющий хронометраж: "Как-то наши эксперты состязались, кто быстрей "угонит" одну очень хорошую японскую машину. Одна команда — с двумя зубочистками, вторая — со скрепкой. У одних получилось за 17 секунд, у других — за 22. Нет никаких оснований полагать, что среди угонщиков нет таких же профессионалов".
"Корейцы", по оценкам специалистов, в этой иерархии стоят на одной ступеньке с "японцами", Ford же по уровню штатной защиты ближе к "немцам".
В целом страховщики скептически относятся к любым штатным системам безопасности. "Штатные системы в основном показывают низкую противоугонную эффективность,— говорит Дмитрий Кузнецов, начальник отдела департамента страхования автотранспорта РОСНО.— Установка дополнительных противоугонных систем, в том числе спутниковых, уменьшает вероятность угона, однако полной защиты от угона не существует. Наибольшую эффективность показывают инновационные системы, и то только до тех пор, пока их не изучат угонщики".
"Все штатные системы серийно устанавливаются на заводе в одном и том же месте, поэтому угонщик заранее с ними знаком,— объясняет Игорь Хереш.— Нет ни одной штатной системы, которую бы не взломали. Это вопрос времени и изучения алгоритма".
Равнение на спутник
Спрашивается, куда деваться автовладельцу, если абсолютной защиты от угона не существует. Совет первый — не покупать автомобиль из группы риска. Правда, никто не гарантирует, что предпочтения угонщиков не изменятся в одночасье. Совет второй и самый очевидный — застраховать. Совет третий: если автомобиль из масс-маркета, следует поставить любую дополнительную систему защиты — хотя бы механическую, на руль и коробку передач. Если же машина из премиум-сегмента и при этом — кавказский хит, то придется оснащать ее самым современным набором противоугонных систем, в том числе спутниковых.
"Land Cruiser должен быть крепостью, потому что угонщик готов к тому, что у такого автомобиля есть дополнительная защита,— говорит Игорь Хереш.— Чаще всего у преступника есть устройство, создающее помехи на частоте 900-1800 МГц, чтобы диспетчер спутниковой компании не видел машину. Но глушилка не может быть включена на длительное время, как правило, у угонщика есть три-пять минут на поиск противоугонного блока. Здесь должны сработать автономные противоугонные системы. Наша задача, чтобы этот противоугонный блок не нашли; а ежели он и будет найден, это не должно позволять преступнику выиграть время".
Конечно, машины со "спутником" тоже угоняют. Вскрывают систему на подземных стоянках, где нет радиосигнала, пасут такие машины на сервисе, чтобы изучить охранный блок, подъемным краном грузят в фуру с гасящими сигнал стенками, наконец, разбойным образом выкидывают водителя из машины. Но, по статистике, на тысячу попыток угонов автомобилей со "спутником" результативными оказываются не более десяти. Сегодня более эффективной защиты не существует.
Большинство страховых компаний, стремясь снизить риск угона, делают ставку именно на спутниковые системы безопасности. Некоторые за установку "спутника" даже на самую угоняемую машину готовы давать скидки. "При наличии некоторых противоугонных устройств клиент может рассчитывать на понижающий коэффициент до 50% к тарифу по риску "Хищение"",— говорит Игорь Иванов, вице-президент СК "Ресо-гарантия". У "Ингосстраха" стоимость полиса каско напрямую зависит от того, насколько эффективно машина защищена от угона.
Все крупные страховщики сотрудничают с поставщиками спутниковых охранных систем, и практически у всех есть гибкие тарифы на полис каско с зависимости от "угоняемости" машины и от того, какое дополнительное охранное оборудование на ней установлено (см. таблицы). В компании "Эшелон-Геолайф" говорят, что, например, при страховании высокорисковой Honda Accord в "Ингосстрахе" можно получить скидку до 90% по риску "Угон" — при установке определенной спутниковой системы. В компании "Цезарь Сателлит" поясняют, что скидки у всех страховых компаний разные, поскольку зависят от собственной статистики страховщиков по угонам и эффективности той или иной системы. Автовладельцам советуют не жалеть времени на изучение условий, предлагаемых страховыми компаниями. Можно найти такие тарифы, что скидка страховщика не только полностью покроет стоимость противоугонной системы, но и принесет некоторую выгоду — скажем, на второй-третий год страхования, когда скидка за "спутник" сохранится, а платить за него придется только абонентскую плату.
А еще лучше начать подсчитывать расходы на страховку раньше, при выборе дилера. Нередко автодилеры сами покупают у поставщиков "спутников" оборудование (оно обходится им значительно дешевле, чем розничным клиентам) и прилагают его к автомобилю бесплатно. Кроме того, у поставщиков время от времени случаются акции и распродажи — например, к комплекту оборудования можно получить год абонентского обслуживания бесплатно. У многих есть программы лояльности: скидки постоянным клиентам, кампании из разряда "Приведи соседа — получи скидку". Таким образом, тщательное изучение условий страховщиков, автодилеров и компаний-поставщиков спутниковых систем может дать неожиданную экономию — наряду с возможностью спать почти спокойно.
Екатерина Емельянова
КоммерсантЪ-Деньги
|