Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Колбаса праздничная. Дорого

Как новогодние праздники провоцируют рост цен на продукты

В конце декабря стоимость продуктов питания заметно возросла. Каждый год эксперты называют вполне убедительные экономические причины подорожания молока и мяса, хлеба и овощей — и каждый год они разные. Неизменным остается одно: обязательный предпраздничный скачок цен.

Из-за чего в 2010 году положено было дорожать продовольствию, известно всем. Глобальная экономическая причина — общемировой рост стоимости производственных ресурсов, природная — лесные пожары, в которых сгорел урожай, стратегическая — повышение акциза на алкоголь. Впрочем, когда леса не горят, акцизы не повышают, поля колосятся и коровы доятся, к концу года цены на продукты питания все равно поднимаются, и объяснения этому всегда находятся.

Директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев считает, что новогодние праздники действительно подхлестывают рост цен:

— Повышенный спрос разгоняет инфляционные ожидания, — говорит он, определяя умными словами действия обнаглевших владельцев торговых сетей. — Их, конечно, можно понять: народ метет с полок все подряд, и если накинуть сверху десятку-другую, никто даже не заметит. Но есть и более серьезные резоны. К концу года всегда вырастают тарифы на электроэнергию и воду, бензин тоже дорожает. Все это, естественно, закладывается в стоимость товаров. А если копнуть еще глубже, то фундаментальная причина роста цен в последние два месяца каждого года — невысокий уровень конкуренции.

Если молоко, например, производят в основном «Вимм-Билль-Данн» и «Данон», то продают его магазины X5 Retail Group. Назвать других участников торговли гораздо сложнее. Поэтому никакой игры на понижение быть не может, только на повышение — ценовые войны вести некому и не с кем.

Обычно подорожание плавно начинается в ноябре, незадолго до того, как потребительская лихорадка охватывает широкие массы трудящихся, и продолжается чуть ли не до 31 декабря. Параллельно на некоторые товары назначается скидка. Как правило, на скоропортящиеся, выпущенные гигантскими партиями специально к Новому году или залежавшиеся. Поэтому в магазинах, щедро украшенных ценниками с надписью «скидка», даже самые прижимистые покупатели теряют бдительность.

В декабре Госкомстат зафиксировал 0,8-процентный рост потребительских цен по сравнению с ноябрем. Но это, как говорится, средняя температура по больнице — надо учитывать, что в ноябре, как, впрочем, и все остальные месяцы цены не стояли на месте, а неуклонно ползли вверх. И чем больше в вашей личной потребительской корзине было продуктов, находящихся за пределами социального минимума, тем заметнее рос ваш средний чек.

Самый «золотой» товар — конечно, картофель: в рознице цена на него скакнула с 30–40 рублей за килограмм до 45–60 — за последние месяц-полтора. На то есть две причины: летние пожары, которые почти уничтожили и без того небогатый урожай нашей собственной картошки, и подорожание европейских продуктов, в том числе овощей. Но в середине зимы мы и в более тучные годы переходили на импортную картошку: отечественной не хватает.

А вот гречка, лидер по частоте упоминания в СМИ за последние полгода, не подорожала: как и осенью, она стоит около 60 рублей за килограмм.

Социально значимый батон хлеба в зависимости от региона подорожал на полтора — три рубля. В Москве нарезной батон «за шестнадцать» продается теперь за 19 рублей, а в Барнауле его стоимость выросла с 15 до 19 рублей.

Цены на растительное масло, по статистике, поднялись на 3,1%. Однако по отзывам покупателей стоимость литровой бутылки за последние пару месяцев прошлого года выросла на 10–15 рублей: масло за 60 рублей стало стоить 70 — процент получается совсем другой.

Сахар, как стратегически важный продукт, который будет куплен за любые деньги, дорожает постоянно. В Астрахани, например, в предновогодние дни килограмм сахарного песка продавали за 43 рубля вместо привычных 30.

Мировые цены на мясо в декабре повысились на 18%. Но внимательная пенсионерка из Барнаула зафиксировала 20-процентный рост: если в ноябре кило свиной вырезки стоило 250 рублей, то в декабре все 300.

Москвичи за десяток «Отборных» яиц в ноябре платили 32 рубля, а в декабре уже 40. Заметно подорожало молоко. Например, в «Пятерочке» пакет стерилизованного молока «Вологодские кружева» в начале ноября стоил 43 рубля, а теперь — 52. Литр «Рузского молока», которое в зависимости от места покупки обходилось в 50–60 рублей, теперь продается за 70 с лишним. Зато устояло «Останкинское» молоко за 32 рубля. В большинстве магазинов не подорожали самый дешевый, однопроцентный кефир и сливочное масло. Заметнее же всего подросла цена на не относящиеся к социально значимым товарам йогурты. Маленькие бутылочки Actimel и «Растишки», которые стоили 12–14 рублей, теперь продаются по 17–19, а питьевые «Чудо-йогурты» подорожали на 10–15 рублей за 400-граммовую бутылку.

Импортные яблоки и редиска тоже не относятся к продуктам, без которых не прожить, поэтому с ценами на них произошли серьезные метаморфозы. К примеру, яблоки «айдаред» в сети «Пятерочка» осенью стоили 54 рубля за килограмм, а теперь продаются по 79 рублей. Пятисотграммовая упаковка израильской редиски все в той же сети стоила какие-то 18 рублей, теперь же — 44. Хотя, возможно, предыдущая цена была умелым маркетинговым ходом.

Стоимость копченой и полукопченой колбасы, которая в канун любого праздника становится продуктом первой необходимости, тоже повысилась. Например, Красноярскстат зафиксировал рост цен на полукопченую колбасу на 2,4%; в той или иной степени подорожали в декабре также яйца, икра, майонез, сахар, шампанское, апельсины. И не только в Красноярском крае. Быстрее всего цены на продукты росли в Хабаровске — 12,1% за месяц, на втором месте Екатеринбург (10,8%), на третьем — Москва (7,2%).

В процентах подорожание выглядит гораздо приятнее, чем в ценах. Что не меняет сути дела: предновогодние дни сделали потребительскую корзину заметно дороже. И возвращения цен на прежний уровень, судя по опыту прежних лет, ждать не приходится. Остается радоваться, что Новый год мы празднуем только раз в году.



Ольга Цыбульская

РУССКИЙ РЕПОРТЕР
28.01.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов