Северное сияние
Перспективы газированной водки и пива-шампанского в России сомнительны
Литовская Alita собирается представить в России принципиально новый продукт - газированную водку. Эксперты скептически оценивают шансы такого напитка. Конечно, на высококонкурентных рынках игрокам часто приходится прибегать к нестандартным ходам, чтобы отвоевать долю рынка у традиционных продуктов и известных брендов или обратить внимание на весь свой ассортимент.
Alita производит газированную водку с 2009 года. Сейчас литовцы ведут переговоры с российскими компаниями на поставку нового продукта в Россию. В Alita надеются на успех газированной водки в нашей стране. В одной из литовских газет уверенность новаторов объясняется тем, что русские давно смешивают водку с шампанским и даже придумали коктейль "Белый медведь". По мнению эксперта департамента оценки "2К Аудит-Деловые консультации / Morison International" Петра Клюева, в целом перспективы напитка в России весьма туманные.
Коктейли, на которые ссылаются производители газированной водки, придуманы преимущественно студентами для повышения эффекта алкоголя в связи с ограниченными финансовыми возможностями. Газированный напиток быстрее попадает в кровь - как следствие, и чувство опьянения приходит гораздо быстрее. "В то же время алкоголь элит-класса покупается в основном для качественного застолья, для дегустации вкуса. Таким образом, при высоких ценах газированная водка вряд ли будет пользоваться огромным спросом в России, - объясняет эксперт. - А продавать напиток по цене бутылки в 200-300 рублей вряд ли будет рентабельно, хотя в этом ценовом сегменте газированная водка определенно будет востребована".
Вопрос цены
Эксперты отмечают, что возможность купить газированную водку в России есть и сейчас.
Впрочем, стоимость бутылки кусается - около 1300-1500 рублей за 0,7 л, так что пока этот продукт относится к категории "премиум-класса". "Если Alita выйдет на российский рынок с более доступным предложением, например, в пределах 600-700 рублей за бутылку, продукт может вызвать интерес у потребителя, по крайней мере на начальном этапе продаж", - считает Петр Клюев.
Портрет потребителя газированной водки составить довольно проблематично, поскольку неясно, какова будет ее стоимость. "Если цена будет в 600-1000 рублей за бутылку, то это средний класс, который с ностальгией будет вспоминать студенческие годы. Однако вряд ли подобные воспоминания будут постоянными, - комментирует Петр Клюев. - Чем ниже будет цена, тем более популярной будет газированная водка. Если цена бутылки будет до 600 рублей - круг потенциальных потребителей значительно расширится. Те же студенты уже смогут позволить себе этот напиток".
Управляющий партнер трейд-маркетинговой компании NMT Виктор Кривохижа уверен, что в России каждый продукт найдет своего потребителя. Даже такой странный, как газированная водка. "После оплаты входа в сети, где наценка, включая ретробонусы, может доходить до 100%, данный продукт попадет минимум в субпремиум категорию 240-260 рублей за 0,5 л, - рассказывает Виктор Кривохижа. - Другой вопрос: хватит ли у производителя или дистрибутора ресурсов, чтобы обеспечить какой-либо заметный вход на рынок, - такая задача сейчас по силам только международным группам или крупнейшим локальным алкогольным компаниям".
Поэтому, учитывая обстоятельства, на большой и быстрый успех, по мнению эксперта, надеяться не приходится, хотя продукт сможет занять микронишу при условии снисходительного отношения со стороны сетевого ритейла.
Шансы малы
По мнению руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, шансов быть купленной у газированной водки чуть больше ноля. Такой же точки зрения придерживаются и участники алкогольного рынка.
Генеральный директор ТД "Хортица" в России Сергей Величко соглашается, что продукт найдет свою аудиторию, но это будет очень маленький процент молодых людей, которые захотят попробовать что-то новое. "Газированная водка, на мой взгляд, анекдотичный продукт. Очень нишевый, - объясняет Сергей Величко. - Успех газированная водка может иметь только в том случае, если она будет супервкусной. Скорее всего, газированность обеспечит другой эффект - такая водка будет сильнее и быстрее опьянять. Последствия употребления водки с газированными напитками всем известны - тяжелое похмелье".
Водка в России - это традиционный напиток застолья, ее пьют не спеша, за разговором, чтобы создать особую атмосферу. "Не представляю, кто будет употреблять газированную водку в России - стране с такими сильными традициями употребления "классической" водки", - комментирует директор по маркетингу и продажам Gerrus Group Кирилл Бутко.
В компании "Очаково" считают, что спрогнозировать спрос на такую водку крайне сложно: во-первых, она будет чуть дороже своих негазированных аналогов из-за расходов на газирование, во-вторых, такая водка быстрее вызывает опьянение, и, возможно, для кого-то это станет определяющим фактором при покупке. Скорее всего, выпуск газированной водки играет на повышение интереса к водке в целом - это своеобразный маркетинговый ход. Необычный для нас напиток уже известен зарубежному потребителю, газированная водка производится в Великобритании с 2003 года фирмой International English Distillers Limited, а также в США и Швеции. Но в высоком спросе на нее также есть сомнения.
"Если бы газированная водка была популярна за рубежом, то этот тренд мы бы заметили, и она бы появилась и в нашем ассортименте, - отмечает Сергей Величко. - Думаю, в мире 40-градусный газированный напиток занимает небольшой, маргинализированный сегмент".
Пиво как шампанское
Необычными продуктами удивляют не только производители водки. Американская пивоварня "Сэм Адамс" в конце прошлого года выпустила пиво Infinium. Как и шампанское, пиво Infinium выпускается в бутылках 0,75 литра с корковой пробкой и фольгой на горлышке. Кроме того, напиток содержит алкоголя больше, чем в традиционном пиве. Пока "Сэм Адамс" планирует выпустить всего 15 000 бутылок по цене $19,99. Первая партия Infinium появится в продаже за рубежом уже этой весной. "Игристое пиво" варят также в Бельгии и Англии - оно производится по технологии дображивания в бутылке. Российскому потребителю сегодня доступен бельгийский вариант такого пива. "Позиционировать пиво как шампанское крайне сложно, все-таки у этих напитков разные мотивы и ситуации потребления, - комментирует Кирилл Бутко. - Попытки уже были (например, Miller High Life позиционировался как "шампанское в мире пива"), но удачными их не назовешь".
В компании "Очаково" считают, что постоянным спросом в России такое пиво пользоваться не будет, но свою нишу оно может занять. Его будут пить те, кто любит пробовать необычное и удивлять окружающих.
Ольга Долгова
Финансовые известия