Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

С айпада в твиттер отправлял

Социальные сети и смартфоны взорвали трафик мобильного интернета. Но хорошо заработать на этом операторы не сумели. На Мировом мобильном конгрессе они искали новые методы монетизации

Выставочный комплекс Fira почти в центре Барселоны, тысячи людей в строгих костюмах и с бейджами, озабоченные проблемами телекоммуникационный отрасли. Эту стандартную для середины февраля — традиционное время проведения Mobile World Congress — картину на сей раз нарушали почти по-клоунски одетые люди с загримированными лицами. Они пристраивались за тем или иным участником и неотрывно следовали за ним, иллюстрируя таким образом новый термин интернет-мира — following, или, говоря на современном русском жаргоне, фолловить, то есть подписаться в твиттере и читать сообщения определенного человека. Этот флешмоб демонстрировал важный новый тренд мобильной индустрии: социальные сети за последний год стали главным приложением для смартфонов. Killer application («убойное приложение»), которое операторы искали почти десять лет, с момента запуска сетей третьего поколения, наконец-то найдено. Только операторы от этого не выиграли — никаких особых доходов новое увлечение человечества им не принесло.

Трафик есть, а денег нет

За прошлый год продажи смартфонов выросли на 72%, в четвертом квартале они обогнали по продажам ПК. По данным Comscore на сентябрь 2010 года, 978 млн человек в мире посещали социальные сети, это на 22% больше, чем год назад. А смартфонов в руках населения сейчас около 400 миллионов. Рост популярности социальных сетей и рост продаж смартфонов в мире совпали. И они нашли друг друга. Сейчас, по словам главного исполнительного директора Twitter Дика Костоло, 40% твитов посылаются со смартфонов. У Facebook число мобильных пользователей увеличилось за год с 50 млн до 200 млн (данные KPCB). По данным исследования Nielsen, Facebook стал самым популярным приложением на трех из четырех платформ для смартфонов в США, в эту социальную сеть со своих устройств заходит 45–50% пользователей iPhone, Android, Blackberry и 32% пользователей Windows Mobile.

Но не все так хорошо в этом мире. Дик Костоло жаловался, что на разных платформах его Twitter имеет разные интерфейсы, и призвал производителей устройств лучше интегрировать его суперсервис. Ответ индустрии последовал незамедлительно. Правда, не Дику Костоло, а Марку Цукербергу, основателю Facebook. Тайваньский производитель смартфонов HTC выпустил модель со специальной кнопкой для моментального входа в Facebook. А сразу после выставки компания Research in Motoin (RIM, производитель смартфонов Blackberry) отрапортовала о новой удобной версии Twitter для своих устройств. Производители смартфонов и приложений правильно поняли тренд: на сегодня социальные сети наряду с картами, прогнозами погоды и музыкой — главные сервисы, именно то, ради чего люди покупают их устройства (см. график 2). Вот и придумывают, как сделать так, чтобы пользоваться ими стало еще удобнее, чтобы работали они еще быстрее.

Только операторам от этого никакой особой выгоды нет. Сначала, развернув борьбу за пользователей мобильного интернета, они установили безлимитные тарифы. Теперь всевозрастающий трафик «сажает» сети, новейшая история уже насчитывает несколько примеров коллапса сети, например у американской AT&T при запуске продаж iPhone с безлимитным тарифом. На конгрессе глава ведущего мирового сотового оператора Vodafone Витторио Колао хвастался, что загрузка его сетей не превышала 70%. Сейчас «голос» — традиционная еще пару лет назад услуга — занимает лишь несколько процентов от всего трафика, исходящего со смартфонов, но денег по-прежнему приносит больше половины. (В среднем неголосовые услуги в Европе обеспечивают операторам около 30% доходов.)

Операторы судорожно вкладываются в инфраструктуру, но инвестиции могут не окупиться. Ведь, например, деньги от мобильных приложений (а в 2010 году, по данным GSMA, их было скачано аж 11 млрд штук) делят между собой производители приложений (им зачастую достается меньше всего), издатели и владельцы платформ для смартфонов: Apple, Google, Nokia, RIM, Microsoft и др. На конгрессе была сделана очередная попытка поменять этот порядок вещей. На выставке, прошедшей в ходе конгресса, состоялась пресс-конференция международного телекоммуникационного альянса Wholesale Applications Community (WAC), который создал глобальную открытую платформу для разработки и продажи мобильных приложений. Во время конгресса к нему присоединились еще восемь ведущих мировых операторов (от России — МТС). В базе WAC уже 12 тыс. приложений, гордо замечали операторы. (Для сравнения: в магазине приложений Android, принадлежащем Google, 140 тыс. приложений.) Правда, участники WAC не говорили, сколько они на них заработали или хотят заработать. «Операторы говорят о продаже приложений еще с момента запуска сетей 3G, но рынок от них уже давно ушел. Я скептически отношусь к перспективам WAC», — заявил «Эксперту» глава британского аналитического агентства 5th Column Ideas Кит Вулкок.

Этот странный LTE

Как же тогда оживить стагнирующий операторский бизнес? Надо сказать, что стагнирует он, конечно, весьма условно. Все ведущие мировые игроки по-прежнему прибыльны, маржа составляет у кого 30%, а у кого и все 50%. Деньги есть. Вопрос — как правильно их вложить и не проморгать очередной рынок. Как сыграть на взрывном росте мобильного трафика — ведь в прошлом году, по словам вице-президента Ericsson Ульфа Эвальдсона, трафик увеличился в три раза, а к 2020 году он вырастет в тысячи раз, к сети будет подключено 50 млрд разных устройств.

Конечно, операторам придется строить сети. Теперь главная проблема, чтобы они были дешевле в создании и эксплуатации, меньше потребляли энергии, лучше использовали спектр. И производители оборудования ищут решения. Так, AlcatelLucent представила разработку знаменитой Bell Labs — систему lightRadio. Это такой «кубик» для построения базовой станции весом 300 граммов, умещающийся в кармане. В нем есть все — и антенна, и приемное устройство. Конечно, радиус действия антенны одного «кубика» небольшой — 300 метров. Но из них можно собирать массивы, активная антенная решетка сама более точно направляет сигнал в точки скопления людей, а следовательно, и трафика. Такие устройства не требуют особых условий — их можно ставить и на домах, и даже на остановках транспорта. Главное — подвести к ним оптический кабель. И конечно, «кубики» потребляют намного меньше энергии, чем обыкновенные базовые станции. Производитель говорит о 50% экономии.

Главная новая технология, которую двигают на рынок все производители оборудования, называется LTE — Long Term Evolution, или, как еще ее называют в народе, 4G. В прошлом году в мире были запущены первые коммерческие сети, всего их уже 18. Все производители заявляют, что скорость в LTE больше, чем в сетях 3G. Но на поверку это оказалось не совсем так. Как выяснилось из беседы с Ульфом Эвальдсоном, если, например, сейчас у оператора есть полоса шириной 5 МГц в диапазоне 2 ГГц и он ее покроет либо сетью 3G (ее быстрой разновидностью HSPA), либо 4G, скорость будет одинаковой. Физику не обманешь. LTE может «переварить» более широкую полосу частот и только в этом случае дать более быстрый доступ в интернет. «Выгоды от LTE хорошо видны, только когда задействованная полоса шире 10 мегагерц», — сказал «Эксперту» Александр Тихонов, вице-президент AlcatelLucent по России и странам СНГ. Поэтому сейчас главный вопрос для оператора — где взять спектр. В США уже освободили и продали частоты в диапазоне 700 МГц. «Есть еще один ресурс — в “старых” сетях не все частоты задействованы, и там можно найти ресурсы для внедрения новых технологий», — отметил глава Ericsson Ханс Вестберг. В России с частотами для LTE все очень плохо. Чиновники их поиском не занимаются, только говорят о каком-то таинственном частно-государственном партнерстве с операторами. Да, видно, это им и неинтересно. Отраслевой министр, например, на выставку не приехал. А тем временем другие правительства, которые хотят иметь в своей стране современную инфраструктуру, частоты находят.

Самые мобильные деньги

Одной из основных тем выставки — если забыть про гаджеты — стали мобильные платежи. Развитие идет по двум направлениям. Первое — использовать сам мобильный телефон со специальным чипом. Для этого разработана специальная технология NFC (Near Field Communications). Телефон с NFC подносится к специальному считывающему устройству, и деньги моментально списываются со счета абонента. Главное достоинство NFC — быстрота и простота. Сейчас пилотные проекты запущены в британском «Макдоналдсе», опытные системы электронных билетов на общественный транспорт функционируют во многих городах Европы. Одна беда: нет телефонов, NFC поддерживают всего несколько моделей (исключение, как всегда, Япония — там у 60% телефонов есть NFC). Однако мир, похоже, почувствовал перспективу этой технологии. Смартфоны с NFC на выставке пообещал выпустить Джим Балсилье, один из главных исполнительных директоров RIM. Коммерческие партии обещают Nokia и Samsung. А всего, по оценкам GSMA, сервисы с NFC запустят в этом году 16 операторов.

Второй смысл, который вкладывают в понятие «мобильные деньги», — возможность переводить средства с одного мобильного номера на другой, как между банковскими счетами. Эта услуга уже начала применяться в бедных странах, например в Кении и на Филиппинах, где в сельской местности банков вообще нет. Как это соотносится с действующим законодательством государств, получают ли при этом операторы банковскую лицензию, мне на конгрессе выяснить не удалось. Но потенциал такого воплощения денег огромен. Миграция в мире растет. Уехавшие в поисках хорошей жизни в большие города или другие страны деревенские жители должны как-то поддерживать своих родственников. Перевести деньги туда, где нет ни банков, ни Western Union, — проблема. Мусульманам повезло — у них есть хавала. А что делать остальным? Кажется, скоро мобильные операторы смогут им помочь.

На стенде Ericsson, который разработал свою платформу для мобильных платежей, была очень любопытная карта: в какой стране мира какой процент доходов населения приходится на переводы из-за рубежа. Стран с показателем более 5% — масса. И все это потенциальные потребители услуги. В любом случае оператор должен стать партнером банка, и к операторскому счету клиента привязывается банковский счет. В процесс создания системы трансграничных переводов включились уже десятки операторов по всему миру, есть и наши соседи из Грузии. А вот армян пока нет, и я посоветовала сотруднику Ericsson обратить внимание на эту страну. Думается, такая услуга скоро войдет в десятку самых доходных приложений. По оценке Ericsson, сейчас доступа к банковским счетам не имеет 1 млрд пользователей мобильной связи.

Сейчас 1 млрд пользователей мобильной связи не имеет доступа к банковским счетам. Это все потенциальные потребители мобильного банкинга

Четыре фирмы и британский профессор

Я не была на конгрессе года четыре. За это время мы выслушали сотни речей высших российских чиновников об инновационном развитии России, за это время окрепли государственные институты развития — «Роснано» и РВК, появились десятки региональных фондов. Мобильный конгресс тоже не стоял на месте: экспозиция сильно увеличилась по площади, появились новые павильоны, стало больше участников. Но если раньше отечественные компании хоть как-то можно было заметить, то теперь они фактически растворились.

На выставке я нашла всего четыре российские фирмы. Самой заметной была CBOSS — производитель биллинговых систем. Она уже многие годы привозит на выставку девушек-моделей, которые стоят на сцене в полуобнаженном виде. Периодически сотрудница компании на их фоне что-то выкрикивает про продукты CBOSS. Вокруг собирается народ — дивится… Девушки уже давно стали визитной карточкой компании в мировом телекоме. Девушки — и только они. Узнать, что нового показывает на выставке компания, мне не удалось: сотрудницы не смогли этого объяснить, а глава компании Андрей Морозов не захотел.

Другие компании были более адекватны. «Лаборатория Касперского», стенд которой находился в одном из самых интересных павильонов — мобильных приложений, — показала систему защиты смартфонов, работающих на платформах Android и Blackberry. Продукт может и блокировать нежелательные звонки, и одним движением скрывать личные контакты, помогает найти устройство в случае потери или кражи, контролирует мобильную активность детей, а также предоставляет информацию об их местонахождении. Кстати, на стенде «Лаборатории», имеющей офисы в 29 странах, было почти невозможно найти русскоговорящего человека. Все сплошь иностранные сотрудники. Два других стенда — питерской компании «Беркут» и московской Spirit — на вид были скромнее. Но компаниям есть что предложить миру. «Беркут», ранее выпускавший только софт для разных дополнительных услуг, теперь хочет перейти на новые отношения с сотовыми операторами. Он предлагает им не просто ПО, а консалтинг по повышению выручки от новой услуги и готов материально разделить с операторами ответственность за результат. Spirit, уже много лет занимающаяся технологиями обработки сигналов, предложила две интересные инновации для производителей смартфонов. Первая может поймать сигнал спутника GPS в помещении и определить координаты. Spirit давно научилась определять и понимать не прямой, а отраженный сигнал и теперь разработала специальный софт для навигации в смартфонах. Вторая новинка — дешевая и качественная видео-конференц-связь.

Надо сказать, что все участники признавали: участие в выставке эффективно — приходят все старые клиенты, появляются новые. Так почему же все остальные российские компании игнорируют эту выставку? На самом деле русская речь на выставке была слышна — приехали все операторы, журналисты, аналитики, несколько чиновников Минсвязи, сотрудники российских офисов иностранных производителей. Но сделать что-то внушительное, вывезти наших инноваторов никому и в голову не пришло. Самое обидное, что сейчас очень подходящий момент для выхода на рынок. Приложения можно создавать мини-командами, инвесторы на выставке буквально рыскали в поисках стартапов. Но Россия им ничего не предложила. Где наши знаменитые нанотехнологии, в конце концов? Скажете, не та сфера, — а зря. На выставке я нашла самые настоящие нанотехнологии. Но не российские, а британские — компанию P2i. На ее небольшом стенде всегда были люди — демонстраторы опускали покрытые магическим составом листочки бумаги в воду, и они не намокали; то же самое можно было сделать с мобильным телефоном. Покрытие P2i, которое отталкивает любую жидкость, использует принцип тефлона, но для изготовления сковородки ее надо опускать в жидкость, а создатель P2i профессор Стивен Коулсон из Университета Дарема предложил газообразное напыление. Профессором заинтересовалось минобороны Британии; собственно, оно и выполнило роль венчурного инвестора. Первый заказ был на защиту военной формы от возможной химической атаки. А потом военные через свой центр трансфера технологий подтолкнули профессора на создание собственной компании. Было это в 2004 году. Сейчас в P2i трудится 200 человек, у нее 46 патентов. Сферы самые разнообразные — от покрытия пипеток и чашек Петри до обуви и горнолыжных очков. Добрались и до телефонов. Мобильник тоже надо защищать от влаги: железные детали, особенно во влажном климате, ржавеют внутри. С покрытием P2i этого не происходит.

...Как ни хотелось мне написать саксесс-стори про молодую российскую компанию на Мировом мобильном конгрессе, но, увы: приходится заканчивать статью успехами британского профессора.     



Елена Рыцарева

Журнал "Эксперт"
02.03.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов