Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Свекловоды готовятся к реваншу

На волне благоприятной конъюнктуры в российской сахарной отрасли началась модернизация. Ожидается, что к концу этого года по производству сахара мы сможем выйти на уровень продовольственной безопасности. В дальнейшем отрасль будет ориентироваться на экспорт

В России сложилась уникальная ценовая конъюнктура на рынке сахара — таких высоких цен на него в новейшей истории России еще не было. Сегодня отпускные оптовые цены на сахар составляют до 38 рублей за килограмм, что в шесть раз больше, чем десять лет назад, и вдвое выше предкризисного уровня. Такой рост стал следствием плохого урожая сахарной свеклы уже два года подряд, особенно в прошлом году из-за засухи. Производителям сахара высокие доходы позволяют увеличить инвестиции и активно развиваться. В отрасли началась модернизация производственных мощностей, идут инвестиции в расширение посевных площадей под сахарную свеклу и в повышение эффективности бизнеса. К концу нынешнего сельскохозяйственного года сахарная промышленность имеет все шансы выйти на запланированный уровень продовольственной безопасности — произвести свекловичного сахара до 80% всего объема, потребляемого рынком. Если погода не преподнесет неприятных сюрпризов, а производители сумеют грамотно использовать благоприятные условия, то с зависимостью от импортного сахара-сырца, который сегодня занимает около половины рынка, будет покончено.

Сначала — холдинги

Растущие цены на сахар — это не просто неприятность для потребителей. Сахар — один из продуктов, который оказывает заметное влияние на стоимость всей потребительской корзины, а значит, рост цен на него способствует разгону инфляции. В правительстве обсуждают, надо ли принимать какие-то меры, чтобы сбить цены, но пока никаких решений не принято.

Производителям же сложившаяся ситуация выгодна — у них появились деньги для инвестиций в модернизацию, которая всерьез не проводилась за все годы существования рынка. «Российская сахарная промышленность — одна из немногих отраслей пищевой промышленности, которая серьезно недоинвестирована», — говорит управляющий директор одного из ведущих производителей сахара компании «Русагро» Артем Поляков.

Когда в 1990-е начался импорт продовольственных товаров, наши сахарные заводы сильно пострадали в конкурентной борьбе, поскольку себестоимость отечественного свекловичного сахара значительно выше, чем импортного, произведенного из сахарного тростника. Впервые правительство обратило внимание на эту отрасль лишь после кризиса 1998 года, начав использовать какие-то меры таможенной защиты. Схем защиты за последние десять лет было много: и квоты, и лицензирование, и сезонные пошлины, размер налогов которых периодически менялся. Все это в определенной мере способствовало развитию отрасли. За этот период в ней сформировались крупные игроки — холдинги, объединившие по несколько заводов, сформировавшие сырьевую базу. Сегодня две трети сахарного рынка контролируют пять крупных холдингов, они же производят около 45% сырья, то есть сахарной свеклы. За счет эффекта синергии ведущие компании смогли несколько снизить себестоимость производства свекловичного сахара, но масштабных вложений в модернизацию мощностей и повышение эффективности практически не было. Инвестиции направлялись в основном в покупку активов и формирование агропромышленных холдингов, а также шли на элементарное поддержание оборудования в рабочем состоянии.

С прошлого года ситуация изменилась. Помимо того что в отрасли сложилась благоприятная для производителей ценовая конъюнктура, с начала прошлого года на сахар была установлена гибкая таможенная пошлина, действие которой распространяется и на страны Таможенного союза. Теперь, если цена на сахар на мировом рынке (где цены на него очень волатильны, как на все сырьевые биржевые товары) упадет ниже 18 центов за фунт, то и пошлина на ввоз сахара-сырца будет расти. Если цена выше, как, например, сейчас — около 33 центов за фунт, то пошлина остается стабильно высокой — 140 долларов за тонну. Эта схема налогообложения практически свела на нет зависимость внутренней ценовой конъюнктуры от внешних колебаний. Теперь сахарным компаниям станет гораздо проще прогнозировать отдачу от инвестиций в модернизацию отрасли и расширение производства.

Кроме того, с прошлого года в стране действует отраслевая целевая программа «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010–2012 годы», финансирование по которой в общей сложности составит около 60 млрд рублей. В том числе из федерального бюджета будет выделено около 17 млрд рублей на НИОКР, на субсидирование процентных ставок инвестиций в производство, на закупку и переработку сырья.

Свекловичный жом и дефекат

Все эти меры уже принесли первые результаты. Посевы сахарной свеклы в прошлом году выросли почти на 40% в сравнении с предыдущими годами. Объем вложений в производственные мощности у крупных производителей тоже серьезно увеличился. Артем Поляков говорит, что в прошлом году инвестиции «Русагро» выросли в пять раз по сравнению с вложениями 2007–2008 годов. Общий объем инвестиций в отрасль в 2010 году Андрей Бодин, председатель правления союза сахаропроизводителей «Союзроссахар», оценивает в 14 млрд руб­лей, при этом, по оценке игроков, все инвестиции с 2003 года составили около 30 млрд рублей.

Инвестирование в сахарную отрасль происходит в трех основных направлениях: расширение производственных мощностей; вложения в экологию — то есть максимальное использование отходов (или побочных продуктов) при выработке сахара; повышение эффективности производства за счет модернизации оборудования по переработке свеклы и повышения качества самого сырья.

О расширении говорят практически все крупные производители: «В прошлом году мы нарастили свои мощности на семи заводах на 10 процентов, — рассказывает Артем Поляков. — В этом году планируем довести их до 34 тысяч тонн переработки сахарной свеклы в сутки». Лидер отрасли компания «Продимекс» уже завершает модернизацию производства, ее максимальные мощности составляют 58 тыс. тонн в сутки. Наращивают мощности компании «Сюкден», «Доминант» (входят в первую пятерку). Сегодня совокупные производственные мощности отрасли, по разным оценкам, составляют от 258 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки (это оценка ИКАР — Института конъюнктуры аграрного рынка, который учитывает только 76 действующих заводов) до 305 тыс. («Союзроссахар» учитывает также существующие, но не действующие). Эти мощности позволят переработать за сезон около 34 млн тонн свеклы. Примерно такой валовой сбор ожидается в этом году, если ориентироваться на среднюю за последние семь лет урожайность — 287 центнеров с гектара (исключая форс-мажор вроде прошлогодней засухи, когда урожайность упала вдвое). Но любой урожай не ниже среднего придется перерабатывать на пределе возможностей. Поэтому наличие запаса мощностей в итоге может сыграть ключевую роль в завоевании доли на рынке. Если же начнется запланированный на ближайшее будущее рост урожайности, наращивание перерабатывающих мощностей станет необходимостью.

Еще одно важное направление инвестиций, помогающее существенно повысить рентабельность сахарного производства, — так называемое экологическое. Речь идет о максимальном использовании отходов, которые сегодня уже все чаще называют побочным продуктом, имеющим свое применение и товарную ценность. При переработке свеклы сахара из нее извлекается около 13% от общей массы, еще 4% — это меласса, жидкая субстанция, почти наполовину состоящая из сахаров, которые нельзя извлечь стандартным выпариванием; примерно 80% объема остается в виде свекловичного жома и еще около 5% — так называемый дефекат. Дефекат — фильтрационный осадок после очистки свеклы — до последнего времени просто выбрасывался, как и перекисший жом (свежий в небольших количествах забирали окрестные животноводы для добавки в корма для крупного рогатого скота). На утилизацию еще приходилось потратиться. Сегодня крупные производители стараются наладить безотходное производство. Из дефеката можно делать карбокальк — удобрение, снижающее кислотность почвы. Рынка для этого удобрения пока нет, переработчики используют его лишь в собственных сельхозугодьях. Но вполне возможно, что сегодняшняя ситуация, когда сельхозпроизводители не могут осилить сложившиеся в этом сезоне высокие цены на минеральные удобрения, заставят их обратить внимание и на карбокальк. В прошлом году аналогичная ситуация сложилась с жомом. Уже несколько лет как крупные заводы наладили выпуск гранулированного жома, который в течение неограниченного срока можно использовать в качестве добавки к кормам, но продавали его в основном на экспорт — европейским потребителям, спроса на внутреннем рынке не было. Когда же в этом году стоимость фуража достигла 6–7 рублей за килограмм, животноводы заинтересовались наконец свекловичным жомом. В «Русагро» говорят, что большая часть жома от урожая прошлого года была реализована внутри страны. Для сахарников этот вариант более предпочтителен — проще по логистике и обеспечивает хорошую доходность.

Новые возможности открываются и в переработке мелассы. Этот продукт обычно покупают для своих нужд производители спирта, пищевых кислот, дрожжей, но вот компания «Продимекс» решилась на установку линии по дешугаризации мелассы, то есть технологии, позволяющей извлечь из мелассы весь находящийся в ней сахар. Виктор Алексахин, генеральный директор Продимекс-холдинга, говорит: «Мы завершили опытную эксплуатацию линии и планируем вывести завод на проектную мощность к концу этого года. Об актуальности подобного проекта для других игроков рынка говорить трудно, потому что технология крайне сложная и дорогая, к тому же наш проект реализован в регионе, где у нас восемь сахарных заводов, а значит, нет недостатка в сырье и расходы на логистику ограничены рамками одного региона». Впрочем, сегодняшний уровень цен на сахар позволяет по-новому взглянуть на потенциал таких проектов, считает Артем Поляков из «Русагро».

Инвестирование в сахарную отрасль происходит в трех основных направлениях: в расширение производственных мощностей, экологию производства и модернизацию оборудования

Наша ниша — «лежкость»

Самое важное направление, на котором в ближайшее время будут сосредоточены все усилия сахаропромышленников, — повышение эффективности производства, что требует модернизации всего технологического процесса. Оборудование большей части российских заводов давно устарело — показатели по энергоемкости, выходу конечного продукта, уровню ручного труда гораздо хуже, чем на современных зарубежных производствах. Заводам необходимо масштабное переоборудование, что позволит значительно снизить расходы и улучшить показатели рентабельности.

Огромные возможности повышения эффективности сегодня есть и на стадии свекловодства. Все переработчики продолжают активно развивать собственную сырьевую базу на своих землях. Группа компаний «Доминант» намерена в этом году вложить 385 млн рублей в посевные площади в Тамбовской области — эти деньги будут потрачены на модернизацию сельхозтехники, посевной материал и расширение площадей. Компания «Разгуляй» уже обеспечивает свои заводы сырьем на 75%, к этой же цифре стремится «Русагро».

«Существует интегральный показатель эффективности отрасли — количество сахара на гектар посевов сырья, — рассказывает Евгений Иванов, эксперт по сахарному рынку ИКАР, — у нас этот показатель в лучший — 2008-й — год составил 4,3 тонны с гектара (плохой урожай 2009 года и засуха 2010-го существенно его снизили). Но даже в странах Восточной Европы он составляет 5–8 тонн, а в Германии, Голландии, Франции и вовсе больше двенадцати». У нас слишком высоки потери при логистике сырья от земли до переработки — необходимо менять технологию и вводить полевое кагатирование свеклы (складирование убранного урожая непосредственно на полях, без перевозки на промежуточные склады), что требует развития специфической инфраструктуры. Деньги на это появляются только сейчас.

Наши показатели урожайности вдвое ниже европейских, и показатели по сахаристости свеклы заметно хуже. Эти задачи можно решить с помощью правильно подобранного семенного фонда, но и это пока является проблемой для отечественного свекловодства. Сегодня около 90% семян привозится из-за рубежа, большей частью из Германии. В госпрограмме поддержки отрасли предусмотрены субсидии тем свекловодам, которые используют местные семена, но если российские производители семян не сумеют обеспечить нужное качество, то никакие субсидии им не помогут. «В прошлом году мы попытались воспользоваться семенным фондом от российских производителей, — рассказывает Алексей Иванов, управляющий сахарным направлением компании “Разгуляй”, — но результат даже в не пострадавших от засухи южных регионах оказался неудовлетворительным. Большинство так называемых российских производителей на самом деле используют немецкий материал, производя у себя лишь дражирование, протравливание — в общем, конечную обработку семян, но даже это они не могут делать качественно». Тем не менее у российских семеноводов есть своя ниша — корнеплоды российской селекции обладают хорошей «лежкостью», то есть могут хорошо сохраниться в период после уборки до переработки. Какую-то часть площадей надо засевать именно такими семенами, хотя показатели сахаристости у них ниже.

Сегодня в историческом регионе производства семян свеклы — в поселке Рамонь Воронежской области — компания «Бета-Гран-Рамонь» строит семенной завод с объемом производства 400 тыс. посевных единиц в год (это обеспечивает около 30% потребностей всего российского свекловодства). Ввод завода в эксплуатацию запланирован уже на первую половину 2011 года. Объем инвестиций оценивается в 620 млн рублей.

Рынок СНГ может быть наш

«Сегодня все силы производителей направлены на то, чтобы подготовиться к переработке рекордного для страны урожая, который мы ожидаем осенью, если не будет погодных эксцессов вроде прошлогоднего, — говорит Алексей Иванов. — Мы готовим сельхозтехнику, перерабатывающие мощности, выстраиваем логистику». При оптимистичном прогнозе российская сахарная промышленность сможет выдать около 4,4 млн тонн сахара, что составляет почти 80% всего рынка, оцениваемого в 5,5 млн тонн в год. А при активной работе над повышением урожайности и эффективности переработки еще через три-четыре года российские производители смогут полностью закрыть потребности внутреннего рынка и избавить рынок от импортной зависимости. Дальнейшее развитие отрасли подразумевает выход на экспорт. «Рынок сахара стран СНГ вполне может быть нашим», — считает Артем Поляков.

Впрочем, эта возможность пока еще не обсуждается подробно. Сначала компаниям нужно решить внутренние задачи модернизации и повышения эффективности. Те, кто справится с ними успешнее, смогут нарастить свои рыночные доли и, скорее всего, начнут поглощать менее эффективных. Так что в обозримом будущем отрасль, по всей вероятности, станет более консолидированной.

Наталья Литвинова

Журнал "Эксперт"

05.03.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов