«Рыба сама по себе бесплатная»
Глава Росрыболовства Андрей Крайний рассказал об инициативах ведомства по поводу рыбалки
«Все водоемы платными не будут», – рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. По его словам, главным условием предоставления водоема в аренду является наличие бесплатных участков для рыбалки. Кроме того, он уверен, что платная рыбалка будет приносить в бюджет большие доходы.В последнее время тема платной рыбалки в России приобретает все большую актуальность. Рыбаки бьют тревогу, что свободно ловить рыбу больше нигде не получится и каждый раз придется платить за путевку по несколько тысяч рублей, причем в карман частникам. 26 марта в Москве и в других городах России рыбаки собираются провести митинг против платной рыбалки. Они опасаются не только того, что платная рыбалка будет повсеместно, но и того, что многие водоемы уже находятся под угрозой из-за недобросовестности арендаторов, которые не проводят мелиорацию и не зарыбляют водоемы.
«Да с какого перепуга я должен платить? Я – гражданин своей страны, а это федеральная собственность»
О том, какие действительно имеет масштабы платная рыбалка в России, а также о том, стоит ли опасаться, что все привлекательные места для рыбалки будут переведены в категорию рыболовно-промысловых участков, газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний.ВЗГЛЯД: Рыбаки опасаются, что все водоемы будут переведены в категорию рыболовно-промысловых участков и рыбачить бесплатно будет негде. Стоит ли опасаться этого?
Андрей Крайний: Все водоемы в РПУ не переведут. Тем более в законе сказано, что субъект РФ, который создает этот перечень РПУ, в обязательном порядке должен предусмотреть места общественного пользования для бесплатной рыбалки. Мы не согласуем перечень, если это условие не будет выполнено. К примеру, у нас даже случился конфликт, когда власти субъекта хотели сделать одним РПУ Рыбинское водохранилище. Это безумие, поскольку невозможно такое сделать. Мы просто вернули этот перечень с соответствующими словами. В итоге было выделено четыре-пять участков на Рыбинском водохранилище, где люди свободно могут приезжать и рыбачить. Мы очень внимательно следим за этим.
ВЗГЛЯД: Есть еще один каверзный момент. Дело в том, что рыбаки сетуют на то, что арендаторы содержат РПУ в ненадлежащем состоянии, превращая их чуть ли не в свинарник. Кроме того, в законе не предусматривается ответственность за незарыбление водоема. Так ли на самом деле обстоят дела?
А.К.: В законе эта норма не предусмотрена, поскольку законы пишутся для всей страны, а не для отдельных субъектов, поскольку везде же ситуация разная. Сейчас мы делаем так: в договорах аренды на участки прописано неотъемлемое условие зарыбления РПУ и мелиорация. Если арендатор это условие не выполняет, то мы имеем право расторгнуть договор.
ВЗГЛЯД: А кто проверяет?
А.К.: Мы проверяем. У нас территориальные управления по всей стране существуют.
ВЗГЛЯД: То есть вы проверяете, есть ли рыба в пруду или нет? Дело в том, что рыбаки жалуются на отсутствие рыбы в РПУ. Они говорят, что некоторые недобросовестные арендаторы просто запускают браконьеров на РПУ, которые вылавливают рыбу.
А.К.: Что-то довольно сомнительно это. Вдумайтесь и поставьте себя на место арендатора. Вы получили участок в аренду на 49 лет, а затем продали браконьеру за какие-то смешные деньги, который за ночь вычерпал всю рыбу?! А дальше что вы будете делать? Как вы будете зарабатывать деньги завтра, через год или пять? Участки берутся для того, чтобы зарабатывать. Арендаторы как раз первые помощники в борьбе с браконьерами. Зачем арендаторам вступать с преступный сговор с браконьерами? Это совершенно исключено. Обязанность зарыблять водоемы и проводить мероприятия по мелиорации прописана в договоре четко.
ВЗГЛЯД: Насколько активно сейчас проходят конкурсы на РПУ?
А.К.: В каждых субъектах по-разному. Например, очень активно проходили конкурсы на Камчатке, в Астраханской области. А в каких-то субъектах мы должны подталкивать к составлению перечня.
ВЗГЛЯД: А есть какая-то пропорция РПУ и свободных водоемов?
А.К.: В России 130 тысяч рек и 2 млн озер. Количество участков для спортивно-любительской рыбалки всего 6,5 тысяч по всей России. К примеру, в Московской области только 130 участков для платной рыбалки. Все остальные водоемы – бесплатные, и там не будет никаких участков.
ВЗГЛЯД: А вдруг через 15 лет все водоемы в Московской области будут переведены в РПУ?
А.К.: 130 участков выделено сроком на 49 лет. И это все. Забыли. Реестр уже составлен и подписан. Процесс создания перечней стартовал в 2008 году, но везде он проходил по-разному. Где-то субъекты быстро отреагировали, где-то до сих пор не торопятся, а где-то вообще субъект говорит, что ему не нужны РПУ и все будет бесплатно. Мы никого не заставляем. Это просто возможность, у субъектов есть право. Но перечень-то конечный.
ВЗГЛЯД: Почему вы так уверены, что платная рыбалка будет приносить большие доходы в бюджеты?
А.К.: Мы видим, что те базы, которые были созданы пять лет назад, причем совершенно в других правовых условиях, приносят деньги, и никто из арендаторов не разорился. Они ухаживают за территориями: сажают деревья, разводят овец, коров для того, чтобы было свежее молоко и творог.
ВЗГЛЯД: А сколько стоит путевка?
А.К.: С января 2011 года путевка – это плата за предоставленные услуги. Хотите переночевать, получить в сопровождение егеря – покупайте путевку. Раньше путевку продавали для того, чтобы вы подошли к воде и забросили удочку. Это неправильно. У нас есть решения судов, которые сказали: «Ребята, за это деньги брать нельзя даже на базах». За голову пойманной рыбы деньги нельзя брать, поскольку это федеральная собственность. Если вы хотите зарабатывать деньги, то организуйте бизнес. Рыбак должен приехать как в санаторий, ему должно быть обеспечено проживание, питание, предоставлен егерь.
ВЗГЛЯД: Но это совершенно другие цифры, большинство рыбаков это не потянут.
А.К.: Пожалуйста, да ради Бога. Ну, ведь все остальные бесплатно ловят. Вы можете на Волге ловить бесплатно. Вы приезжаете в гостиницу, вы же платите за номер? То же самое и здесь. Если вы не хотите и не можете платить, то идите ловить бесплатно.
ВЗГЛЯД: То есть путевок по 200 рублей уже больше не будет?
А.К.: Все уже. Ничего этого не будет. Объясните, за что должны платить 200 рублей? Просто за то, что я подошел к воде и закинул удочку? Да с какого перепуга я должен платить? Я – гражданин своей страны, а это федеральная собственность. Нельзя за это брать деньги. Путевка – это плата за оказанные услуги. Подход к воде услугой не является. То, что я рыбу вытащил, – это тоже не услуга. Рыба сама по себе бесплатная. Она может быть платной только в искусственном пруду.