Сами мы не местные
Экспаты в России уже не на пике моды. В корпоративном сознании они проделали путь от фетиша до просто инструмента бизнеса.
В последние 2–3 года стало заметно изменение отношения российского бизнеса к экспатам. И дело тут не только и не столько в кризисе, хотя многие считают, что так оно и есть. Скорее, можно говорить о том, что феномен экспатов пережил закономерную эволюию. На заре отечественного корпоративного строительства к экспатам относились как к носителям некоего сокровенного знания, а ныне смотрят на них просто как на один из многих инструментов бизнеса, который может быть эффективным. А может и не быть...
«Иностранные сотрудники имеют ряд преимуществ, однако необходимо понимать, что привлечение менеджера-экспата не станет для компании решением всех задач. Мне кажется, что российские компании начали осознавать, что зарубежный менеджер – это не дорогая игрушка или волшебник, а сотрудник, при правильном использовании опыта которого можно получить большую отдачу», – полагает генеральный директор Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен.
Иностранцы в России
Есть ощущение, что экспаты на самом деле могут быть по-настоящему органичны в нынешних условиях в нашей стране разве что на позициях топ-менеджеров в международных компаниях, и то какое-то время. Там они являются проводниками западного стиля управления и нередко собственного опыта работы в других регионах, в том числе и на развивающихся рынках, подобных российскому. «Международная компания, открывая новое отделение в том или ином государстве, включая Россию, вводит его в свою международную сеть, – поясняет директор по работе с персоналом DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Елена Петрова. – Это подразумевает распространение общих принципов ведения бизнеса, операционных и иных процессов, корпоративной культуры. Практика приглашения сотрудников из других стран позволяет, и это особенно важно на начальном этапе деятельности, ввести новое отделение в структуру компании с сохранением всех корпоративных стандартов и заложить крепкую платформу для будущего развития».
Проще всего свести задачу экспатов, тем более в российских подразделениях международных корпораций, к контролю. Однако так бывает не всегда и не везде, реальная картина несколько сложнее. Пожалуй, главное, что ценят сегодня в экспатах, – это их роль носителей корпоративной культуры: «Экспаты являются носителями культуры корпорации. Вообще, в глобальных компаниях, особенно в американских, практика работы сотрудника в разных странах является стандартной, причем речь идет не только о руководящих позициях. Такой подход позволяет поддерживать единую корпоративную культуру и избежать неофициального разделения компании на множество «удельных княжеств», что часто негативно влияет на бизнес», – уверена директор по маркетингу в России и СНГ компани Fujitsu Екатерина Крымова. «Роль экспатов, – уверен в свою очередь заместитель генерального директора по персоналу IBM в России и СНГ Валентин Тимаков, – в интеграции коллег из разных стран в единую бизнес-сеть компании. Экспаты в силу хорошо развитых внутрикорпоративных связей способствуют этому в полной мере. Именно потому, что они являются представителями других стран, экспаты имеют большую свободу высказываний, прямо и открыто заявляют о своем несогласии в различных ситуациях, что укрепляет в компании культуру открытости и доверия. Экспаты приносят знания, новые варианты решения проблем с учетом международного экспертного опыта. Налаженные связи с коллегами в других странах помогают быстрее находить правильное решение».
Но, как всегда, имеется и обратная сторона. По наблюдениям участников рынка, на деле немногим компаниям удается полностью интегрировать «варягов» в свою локальную среду, что связано с их коротким сроком пребывания – в среднем от одного до двух лет. В связи с этим, поясняют специалисты, у местных сотрудников могут возникнуть недоверие, попытки дистанцироваться от временно прикомандированного иностранного коллеги. Кроме того, чаще, чем хотелось бы, возникает и языковой барьер. И дело не в том, что наши люди не говорят по-английски – как раз говорят. Проблема в незнании «варягами» русского, что иногда может оказаться даже критичным. Например, на фоне какой-то острой ситуации на деловых переговорах.
Еще труднее справиться с культурными различиями и разницей в менталитете. Например, как рассказывал как-то журналистам руководитель одной из отечественных IT-компаний, практически невозможно объяснить иностранным коллегам, почему в России люди готовы покупать компьютеры без операционного обеспечения.
На рынке, не называя имен, конечно, рассказывают и такую замечательную историю: одна очень известная и крупная российская компания пригласила экспата на должность финансового директора. Ему дали зарплату втрое больше, чем у российского коллеги, и очень хороший социальный пакет, но через считанные дни стало ясно, что работать тот не будет. Оказалось, что, услышав от экспата предложение заплатить все налоги, гендиректор кинул в него хрустальную пепельницу, поскольку был уверен, что иностранец-то уж точно знает, как сподручнее всего налоги вообще не платить, и все для этого сделает.
Поменять Джона на Ивана
Коренной перелом в отношении к экспатам связан с тем, что теперь, после всех этих лет, коммерческие структуры ясно понимают: зарубежный топ-менеджер или управленец среднего звена далеко не всегда безоговорочно лучше россиянина. «Среди преимуществ иностранного менеджера перед российским можно выделить как основные опыт ведения бизнеса в развитых странах, прогрессивный подход к решению задач, западный стиль управления, образование западных вузов, – согласна директор департамента рекрутмента в Москве кадрового холдинга «Анкор» Лора Буромская. – Но россияне быстро учатся. Сейчас многие российские менеджеры получают необходимое западное образование, они лучше понимают специфику отечественного рынка, быстрее адаптируются и предлагают не менее эффективные решения для развития бизнеса. Опыт «Анкор» показывает, что после кризиса компании при поиске менеджера среднего и высшего звена практически всегда отдают предпочтение российскому сотруднику». Партнер «Агентства Контакт» Юлия Забазарных так оценивает нынешнюю ситуацию: «Если говорить об общей тенденции, то с начала 2000-х экспаты все чаще начали приезжать в Россию. Но со временем в стране стали появляться собственные специалисты, которые, с одной стороны, хорошо знали специфику российского рынка, с другой – были чаще всего дешевле, чем экспаты. В кризисные годы иностранные менеджеры снова стали приезжать в Россию, так как рынок в нашей стране более динамичен по сравнению со стагнирующей Европой и у нас экспатам было проще занять руководящие посты, здесь для них открывалось больше перспектив и предлагались довольно привлекательные условия. На сегодняшний момент иностранные специалисты все чаще уезжают обратно в свои страны, а их посты вновь занимают российские менеджеры».
Любопытно, что новым веяниям оказались подвержены даже такие известные консерваторы, как британцы. Многие годы British Airways назначала на должность главы представительства в России экспата – то ли по инерции, то ли по каким-то еще соображениям, которые, впрочем, ныне явно отброшены. Сейчас в British Airways в России русский руководитель, к тому же еще и женщина. 42% из 200 участников недавно проведенного Antal Russia исследования подтвердили, что их компания ищет замену иностранным коллегам. Но в то же время половина опрошенных менеджеров озвучили планы своей компании в ближайшие полгода нанимать иностранных менеджеров. То есть статистика указывает, скорее, не на какой-то доминирующий тренд, а на то, что каждая коммерческая структура решает вопрос о «варягах» в индивидуальном порядке, руководствуясь не модой, а исключительно целесообразностью для собственного бизнеса. Пожалуй, достаточно четко некую нынешнюю двойственность в отношении российского бизнеса к экспатам формулирует генеральный директор кадрового агентства Hays Алексей Штейнгардт: «С одной стороны, глобальные многонациональные компании предпочитают утверждать на руководящие позиции экспатов с целью соблюдения соответствия деятельности в России международным стандартам компании, с другой – многие уже вырастили себе отечественную квалифицированную замену иностранным менеджерам».
Цена-качество
При этом отечественный менеджерский «продукт», что бы там ни говорили о сужении разрыва в размерах компенсационных пакетов «наших» и «не наших», дешевле. Это очевидно хотя бы из объявления о вакансии, размещенного не далее как в феврале 2011 года на одном рекрутинговом портале: «Крупная международная компания приглашает административного ассистента по поддержке экспатов. Обязанности: travel-поддержка; решение вопросов размещения; организация быта семьи экспата (школа, курсы); документационная поддержка; работа с провайдерами; деловая переписка, выполнение переводов; составление отчетности; расчет бюджета». Предлагаемая зарплата при полной занятости – от 35 000 до 55 000 руб. И это лишь небольшая часть расходов компании на содержание «варяга». «В крупных иностранных компаниях, – рассказывает Лора Буромская, – для экспатов, как правило, предусмотрен солидный компенсационный пакет. Это обычно полное обеспечение пребывания в стране иностранца и его семьи (жены/мужа и детей). То есть компания обязана взять на себя все заботы по поиску и оплате квартиры, по регистрации в органах миграционного учета, по оказанию налоговой поддержки, что является отнюдь не простой процедурой, так как иностранцы должны урегулировать вопросы с российским налогообложением и налогообложением их собственной страны. Часто также компания-работодатель берет на себя заботы о размещении и об оформлении документов для всей семьи иностранного специалиста, включая покупку медицинской страховки и поиск школы и детского сада для детей. Кроме того, в целях безопасности компании нередко не разрешают экспатам самостоятельно водить автомобиль и предоставляют средство передвижения вместе с водителем. В конечном итоге расходы на содержание экспата в нашей стране соразмерны с их зарплатами, что фактически удваивает затраты компании. Поэтому держать экспатов в штате компаний сегодня в большинстве случаев просто нерентабельно, тем более что в современных условиях их без ущерба для бизнеса можно заменить российскими сотрудниками».
А вот как все это выглядит с другой стороны. «Уже больше 10 лет я работаю в разных странах мира и регионов EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка. – Прим. «Ко») и АТР и могу сказать, что работа с клиентами и коллегами в России ничем особенно не отличается от работы во многих других странах, – ответил на нескромные вопросы «Ко» Ян Бергстром, исполняющий обязанности руководителя «SAS Россия/СНГ». – Мне все нравится. Конечно, вызов для нас – русский язык и отчасти бизнес-культура, но при необходимости коллеги мне помогают. Моя семья живет в Швеции, так что каждую третью неделю я провожу с ними, работая из дома. В Москве я живу в небольшом отеле, в зависимости от погоды могу ездить на машине или метро, но могу и пешком передвигаться». Про сумму контракта мы, конечно, спросить смелости не набрались, но и так понятно, что экспаты, во всяком случае, на высоких позициях, трудятся в нашей стране и в самом деле на особых условиях.
Степень «особости» может быть разной, но российским коллегам – менеджерам на сопоставимых позициях – подобное, как правило, и не снилось, что не может оставаться незамеченным. Недаром, по данным опроса, проведенного Antal Russia, 78% респондентов считают, что их иностранные коллеги получают более высокие зарплаты, чем местные профессионалы на аналогичных должностях. Есть и более репрезентативная статистика. Результаты исследования Expat Explorer-2010, осуществляемого вот уже третий год подряд банком HSBC, показывают: 82% самих экспатов отмечают, что в России они зарабатывают больше, чем могли бы получать в других странах, и имеют более светлые перспективы для карьерного роста.
Кстати, именно наша страна занимает первое среди 25 стран место по уровню жизни экспатов (на втором – Саудовская Аравия, см. таблицу). При этом учитывались, в частности, такие параметры, как годовой доход (свыше $200 000) и ежемесячный располагаемый доход (от $3000). «Россия – одна из тех стран, куда больше всего стремятся экспаты, в ряде компаний существует дополнительное вознаграждение за переезд в РФ: ее популярность пропорциональна росту экономической привлекательности. В то же время экспаты оценивают Россию как страну, не идеальную для проживания, существует ряд инфраструктурных составляющих, по которым она заметно уступает, например, восточноевропейским странам: здравоохранение, безопасность, транспортная система», – оценивает ситуацию Валентин Тимаков. Кстати, в том же рейтинге Expat Explorer-2010 Россия получила самую низкую оценку по уровню роскоши. Так что высокие доходы иностранных менеджеров – в известной степени компенсация за общий дискомфорт.
Top-10 стран по финансовым характеристикам жизни экспатов |
Страна |
В целом |
По располагаемому доходу |
|
Очки |
Место |
Очки |
Место |
Россия |
0,53 |
1 |
0,52 |
1 |
Саудовская Аравия |
0,5 |
2 |
0,62 |
2 |
Бахрейн |
0,49 |
3 |
0,62 |
2 |
ОАЭ |
0,48 |
4 |
0,59 |
6 |
Сингапур |
0,48 |
4 |
0,49 |
7 |
Бермуды |
0,48 |
4 |
0,6 |
5 |
Катар |
0,47 |
7 |
0,62 |
2 |
Филиппины |
0,39 |
8 |
0,32 |
12 |
Гонконг |
0,38 |
9 |
0,41 |
9 |
Китай |
0,36 |
10 |
0,42 |
8 |
Источник: http://www.offshore.hsbc.com/1/2/international/expat/expat-survey/expat-economics-report-2010 |
Юлия Жеглова
Журнал "Компания"
|