Маркетолог. Дорого.
Кто и где ищет работу в области маркетинга
Восстановление экономики сразу же сказалось на востребованности маркетинговых профессий. Однако важны детали. Люди готовы переехать в другой город, если там найдется интересная для них работа, и эта готовность растет. Несмотря на очевидную привлекательность крупных компаний как работодателей, многие маркетологи охотно работают и в небольших фирмах, если там они будут более самостоятельны. Словом, сравнивая данные по спросу и предложению, попробуем выделить зоны востребованности специалистов по маркетингу/рекламе/PR в нескольких разрезах. Для анализа были использованы статистические материалы рекрутингового портала SuperJob.ru.
Величина компании
Искать специалистов сферы маркетинга и рекламы работодатели предпочитают самостоятельно, без привлечения кадровых агентств. Так, в структуре вакансий на долю кадровых агентств приходится только 15%; соответственно 85% запросов поступило напрямую от работодателей (здесь и далее данные SuperJob.ru).
Большинство предложений о работе (60% от всех вакансий прямых работодателей) размещено представителями малого бизнеса (до 100 чел.). На компании среднего и крупного бизнеса приходится по 20%. Много это или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим эти же показатели в динамике.
Вплоть до апреля 2009 г. динамика вакансий топ-менеджеров была стабильно отрицательна, - говорит Алексей Захаров, президент Superjob.ru. - В последующем незначительные периоды подъема вновь сменялись сезонным спадом активности работодателей в области найма топ-персонала. В конце 2009 г. число вакансий менеджеров высшего уровня составило 63% к уровню октября 2008 г. Но начиная с 2010 г., обозначился положительный тренд – число вакансий пошло вверх, что объясняется постепенным восстановлением экономики и рынка труда».
По итогам первого месяца 2011 г. число вакансий составило 114% к октябрю 2008 г. Годовой же прирост (январь 2011 г. к январю 2010 г.) составил 139%.
Динамика вакансий для топ-менеджеров (октябрь 2008 г. принят за 100%)
Города-миллионники
Треть работников сферы маркетинга и рекламы требуется в Москве – 32,3% вакансий. В структуре распределения резюме доля еще больше – почти 40% резюме. От питерских работодателей поступило заметно меньше вакансий – 8,9%. Доля соискателей из Санкт-Петербурга составляет 15,5%. На каждый из других городов-миллионников приходится менее 3% всех вакансий / резюме раздела сферы маркетинговых коммуникаций.
Как легко видеть, Москва – абсолютный и недосягаемый лидер по востребованности маркетологов. Может быть, в регионах просто ищут работу на местных сайтах? Нет, статистика SuperJob.ru свидетельствует об обратном.
На раздел «Маркетинг / Реклама / PR» приходится 5-7% всех вакансий и всех резюме, размещенных в городах-миллионниках, причем распределены эти доли достаточно равномерно. В целом, 57,6% вакансий и 68,8% резюме «маркетингового» раздела, размещенных на рекрутинговом портале Superjob.ru, приходится на города-миллионники, их распределение показано ниже в таблице. Как легко видеть, Москва находится лишь «в группе лидеров», не более.
Доля вакансий и резюме, размещенных в разделе каталога «Маркетинг / Реклама / PR» от общего числа вакансий и резюме , размещенных на SuperJob.ru. Февраль, 2011 г.
Город
|
Вакансии
|
Резюме
|
Волгоград
|
7,4%
|
5,2%
|
Екатеринбург
|
7,0%
|
7,0%
|
Казань
|
6,6%
|
5,5%
|
Нижний Новгород
|
5,4%
|
5,8%
|
Новосибирск
|
5,1%
|
5,4%
|
Москва
|
6,8%
|
6,2%
|
Омск
|
6,3%
|
6,1%
|
Ростов-на-Дону
|
6,4%
|
5,9%
|
Самара
|
6,4%
|
5,6%
|
Санкт-Петербург
|
5,0%
|
5,6%
|
Уфа
|
6,2%
|
5,0%
|
Челябинск
|
6,2%
|
6,4%
|
По данным статистики показатели мобильности рабочей силы в сфере маркетинга и рекламы весьма высоки. Особенно значительные показатели зафиксированы в Омске (29,6% кандидатов готовы переехать в другой город), Самаре (23,9%), Челябинске (23,3%).
Распределение вакансий и резюме по городам-миллионникам
Город
|
Доля от вакансий раздела, %
|
Доля от резюме раздела, %
|
Доля готовых к переезду в другой город, %
|
Волгоград
|
1,2%
|
1,5%
|
19,7%
|
Екатеринбург
|
2,7%
|
1,0%
|
19,1%
|
Казань
|
1,7%
|
1,2%
|
18,2%
|
Нижний Новгород
|
2,4%
|
2,3%
|
14,8%
|
Новосибирск
|
1,3%
|
0,7%
|
19,1%
|
Москва
|
32,3%
|
39,9%
|
9,2%
|
Омск
|
0,7%
|
0,6%
|
29,6%
|
Ростов-на-Дону
|
2,2%
|
2,4%
|
16,8%
|
Самара
|
1,6%
|
1,1%
|
23,9%
|
Санкт-Петербург
|
8,9%
|
15,5%
|
11,3%
|
Уфа
|
1,7%
|
2,1%
|
18,0%
|
Челябинск
|
0,9%
|
0,5%
|
23,3%
|
Какие маркетологи нам нужны
Статистические данные по запросам работодателей свидетельствуют о том, что наибольшим спросом сейчас пользуются менеджеры по маркетингу, количество вакансий для них составило 9,5%.
На втором месте промоутеры – у них 7,6% от всех вакансий.
Мерчандайзеры занимают 3 позицию в рейтинге наиболее популярных запросов работодателей, трудоустройство им предлагали 7,3% вакансий.
Спрос на дизайнеров составил 7,2% от совокупности вакансий.
Интересно, что востребованность менеджеров по работе с клиентами и по продаже рекламных площадей, казалось бы, нужных всем и всегда, находятся «в пелетоне», но не лидируют: 6,8% и 6,6%, соответственно.
А вот для аналитиков, похоже, сейчас не лучшее время – 4,1% вакансий. Замыкают ТОП-10 бренд-менеджеры – 3,6%
ТОП-10 вакансий в сфере маркетинговых коммуникаций
№
|
Вакансия
|
% от запросов в сфере «Маркетинг / Реклама / PR»
|
1
|
Менеджер по маркетингу
|
9,5
|
2
|
Промоутер
|
7,6
|
3
|
Мерчандайзер
|
7,3
|
4
|
Дизайнер
|
7,2
|
5
|
Менеджер по работе с клиентами
|
6,8
|
6
|
Менеджер по рекламе
|
6,6
|
7
|
Менеджер по продаже рекламных площадей
|
4,5
|
8
|
Маркетолог-аналитик
|
4,1
|
9
|
Продакт-менеджер
|
3,7
|
10
|
Бренд-менеджер
|
3,6
|
Портрет соискателя
Среди соискателей работы в данной сфере лидируют, хотя и с небольшим преимуществом женщины – их оказалось 64%.
Наиболее привлекательна сфера маркетинга, рекламы и PR для молодых соискателей. Так на кандидатов в возрасте 20-30 лет в сумме приходится 62% резюме (на 20-24-летних – 36%, на 25-29-летних – 26%). Особенно высока активность молодых женщин - на 20-30-летних девушек приходится 66% в структуре, среди мужчин доля данной возрастной группы составляет 53%.
Состоят в браке около 32% всех соискателей, среди мужчин женатых оказалось 40%, среди женщин замужних - 27%. Довольно существенное различие показывает, что замужние маркетологи предпочитают сидеть дома, а женатые в гораздо большей степени озабочены поиском «лучшей доли».
Социально-демографический портрет соискателей в сфере маркетинговых коммуникаций
А что делается в других отраслях? Сравнение таких данных поможет нам лучше понять специфику работы в маркетинге.
По сравнению с другими сегментами в сфере маркетинговых коммуникаций больше молодежи. На лиц в возрасте до 24 лет приходится 43% резюме. В других отраслях доля соискателей аналогичного возраста варьируется от 20% до 31%.
Половозрастные характеристики соискателей, претендующих на работу в различных отраслях
В сфере маркетинговых коммуникаций по сравнению с другими отраслями значительно более активны компании численностью до 100 чел.
Распределение вакансий по численности разместивших их компаний в различных отраслях
Возраст и зарплата
Интересно, что до 30 лет зарплатные притязания мужчин и женщин преимущественно совпадают. Но в дальнейшем мужчины оказываются гораздо более амбициозны, о чем свидетельствует рассчитанный показатель средней ожидаемой заработной платы (см. рис. 6). Размер допустимой заработной платы среди женщин достигает пикового значения (в среднем 40 тыс. руб.) к 40-44 годам. С возрастом же женщины становятся все менее притязательными. В то время как мужчины в этом отношении более требовательны – в возрастных группах от 35 до 54 лет средняя приемлемая зарплата держится на отметке 50 тыс. руб.
RESEARCH&TRENDS
|