Немцев оставили без бензина
Германские автомобилисты отказываются заправляться экологически чистым бензином. Новое топливо, введенное правительством ФРГ, оказалось опасным для машин, а его экологическая ценность — весьма сомнительной
Вот уже неделю немецкие автомобилисты заезжают на заправки с большим опасением. Е10 — так называется главный страх хозяев машин с бензиновым двигателем. Новый тип бензина, введенный немецким правительством в погоне за экологичностью всего и вся, способен привести в негодность миллионы моторов.
Бензин Е10 — это смесь, на 90% состоящая из бензина и на 10% из биоэтанола. Как и другие страны Евросоюза, Германия обязалась довести к 2012 году долю возобновляемых источников энергии в транспорте до 6,5%. В то время как ряд других стран сделал ставку на электромобили, Германия решила пойти по пути добавления в традиционное топливо биоэтанола. Собственно, биоэтанол добавляли в немецкий бензин и раньше — но не более 5% от объема. Чиновники министерства посчитали, что увеличение доли биотоплива не скажется на комфортности вождения. Сегодня уже очевидно: введение бензина Е10 стало самой большой имиджевой ошибкой правительства Ангелы Меркель.
Сломайте свой двигатель
«Примерно три миллиона автомобилей, или 10 процентов всех машин с бензиновыми двигателями, нельзя заправлять новым топливом. Содержащийся в нем этанол растворяет изоляционные элементы, приводит в негодность насосы, шланги, форсунки. Кроме того, этанол может вызвать коррозию некоторых элементов мотора. В первую очередь речь идет об автомобилях прошлых годов выпуска, однако проблема касается и некоторых новых машин, например марки Chevrolet», — говорит «Эксперту» Максимилиан Маурер, ведущий специалист крупнейшего немецкого автомобильного клуба ADAC.
Сложно представить себе, что может разозлить немца больше, чем покушение на техническое состояние его автомобиля, — а сегодня в новом бензине угрозу своему автомобилю видят даже не три миллиона автовладельцев, а более половины всех хозяев машин с бензиновым двигателем. 57% опрошенных автомобилистов заявили, что ни при каких условиях не зальют себе в бак новый бензин. В немецком секторе социальной сети Facebook была немедленно создана группа протеста «День без заправки», призывающая бойкотировать все заправочные станции страны в субботу 12 марта. Уже к вечеру среды данная группа насчитывала более 120 тыс. участников, и это число продолжало стремительно расти.
Особое раздражение граждан вызывает тот факт, что, несмотря на все заверения правительства и автоконцернов, никто из владельцев автомобилей так и не смог наверняка узнать, входит ли его машина в «безопасные» 90%, или же, заливая в бак новое топливо, он обречет мотор на поломку, а себя — на лишние траты. «Потребители крайне обеспокоены этой неизвестностью. К сожалению, заправщики не имеют права давать заключение, подходит ли Е10 для конкретного автомобиля», — пояснила «Эксперту» пресс-секретарь союза промышленности минеральных масел MWV Карин Ретцлафф.
«Автоконцерны дали зеленый свет этому топливу. Многие владельцы автомобилей спрашивают у компаний, подходит ли Е10 для их машины, и компании отвечают: да, подходит, но мы не дадим вам письменных гарантий этого. В итоге автовладелец не может быть уверенным, что, если после заправки мотор получит повреждения, автопроизводитель возьмется его чинить бесплатно», — подтверждает Максимилиан Маурер из ADAC.
Деньги — в трубу
Положение усугубляется тем, что после введения бензина Е10 заправки перестали продавать стандартный бензин, так называемый Super с октановым числом 95. После введения Е10 автовладельцы оказались поставлены перед жестким выбором — либо рисковать мотором и покупать Е10 на свой страх и риск, либо заливать в баки излишне дорогой (1,6 евро за литр) 98-й бензин, переплачивая по 5–10 центов за каждый литр. Такая политика продавцов вызвана не только тем, что большинство заправок технически неспособны хранить и продавать более двух типов бензина. Топливные компании совершенно сознательно изъяли из продажи привычный бензин Super, чтобы заставить клиентов перейти на Е10.
«Решение продавать Е10 было принято политическими кругами, и мы, в свою очередь, обязаны ему следовать. Если суммарно во всем продаваемом нами топливе энергетическая составляющая биоэтанола будет ниже, чем 6,5 процента, мы вынуждены будем платить штрафы — 2 цента за каждый проданный литр топлива. Если бы мы сохранили в линейке старый бензин, то покупатели просто продолжили бы покупать его. В итоге мы бы не смогли продать необходимый по новым нормам объем экологического топлива и столкнулись бы с угрозой штрафов», — призналась «Эксперту» Карин Ретцлафф из MWV.
Однако надежды автозаправщиков на то, что у клиентов не останется выбора, не оправдались. Сразу после введения Е10 заправки столкнулись с массовым бойкотом покупки нового топлива. Перевалочные склады крупнейших сетей заправок (Aral, Shell, Total) оказались заполнены нераспроданным бензином Е10. Производство нового топлива кое-где пришлось приостановить.
Беспокойство немцев достигло такого масштаба, что в начале прошлой недели федеральное правительство объявило о созыве «бензинового саммита» — консультационной встречи с участием министра экономики Райнера Брюдерле, министра по делам защиты окружающей среды Норберта Реттгена, а также представителей химической промышленности, автоконцернов и владельцев сетей заправочных станций. «Саммит призван повысить степень доверия граждан к введению Е10», — лаконично заявили в министерстве защиты окружающей среды.
Говорить следует скорее не о «повышении доверия», а о сохранении остатков спокойствия. Неудивительно, что во встрече приняли участие представители властей. «Правительство несет большую ответственность за случившееся. Это они предписали новые нормы, и именно они создали проблему», — сказал «Эксперту» Максимилиан Маурер из ADAC. По итогам прошедшего во вторник «бензинового саммита» производители автомобилей обязались в короткий срок составить списки моделей машин, которые можно заправлять новым бензином. «Эти списки будут являться юридическими гарантиями», — подчеркнул исполнительный директор союза немецкой автопромышленности VDA Клаус Бройнинг.
Экономика экологии
Тем не менее до сих пор неясно, насколько инициатива немецких властей действительно способна предотвратить изменение климата. Массовое использование биоэтанола связано со значительным расширением сельхозплощадей. По данным немецкого союза защиты окружающей среды Nabu, если все страны ЕС последуют немецкому примеру и будут добавлять 10% биоэтанола в потребляемый бензин, то европейцам потребуется перевести под сельскохозяйственные нужды дополнительно 70 тыс. кв. км площадей. Это вдвое больше территории Бельгии. При этом необходимо учитывать, что и само производство биоэтанола связано с выбросами в атмосферу углекислого газа.
«Важно, чтобы производство этанола не приводило в итоге к более высоким выбросам СО2, чем те эмиссии, которых удается избежать путем подмешивания этанола в бензин. А это, в свою очередь, сильно зависит от места выращивания растений, типов растений и так далее — и очень сложно поддается контролю. Существует опасность, что под выращивание кукурузы для производства этанола будут переведены бесплодные болотные почвы, что приведет к огромным выбросам СО2. Вполне возможно, что для производства этанола за пределами ЕС будут вырублены дождевые леса, что также отрицательно скажется на мировом климате», — заявил газете Financial Times Deutschland ведущий эксперт Потсдамского института исследований последствий изменений климата Херманн Лотце-Кампен. Таким образом, в итоге может оказаться, что испытание терпения немецких автовладельцев не принесло климату планеты никакой пользы.
Сергей Сумленный
Журнал "Эксперт"