Вне конкуренции
Первый ресторан «Макдоналдс», открывшийся на Пушкинской площади в далеком 1990 году, стал настоящим символом происходивших тогда в стране перемен. Помимо этого, он определил эталонный стандарт для развития других сетей ресторанов быстрого обслуживания в России.
За прошедшие 20 лет ни одной сети ресторанов в нашей стране так и не удалось повторить успех «Макдоналдса», который продолжает формировать новые стандарты обслуживания клиентов. О том, чего удалось добиться за прошедшие годы и каковы планы на будущее, «Ко» рассказал президент компании «Макдоналдс» в России и Восточной Европе, а в прошлом первый директор ресторана на Пушкинской площади Хамзат Хасбулатов.
– Какой политики придерживается компания «Макдоналдс» относительно роста цен в своих ресторанах? Насколько эта динамика соответствует темпам инфляции?
– Мы всегда стремимся ориентироваться на инфляцию как на показатель изменения покупательной способности населения. Учитывая, что инфляция в прошлом году, по официальным данным, составила 8,8%, мы стараемся подходить к повышению цен очень осторожно, чтобы это не сказалось на наших посетителях. В отличие от промышленных товаров или продуктов питания в магазинах, цены на которые растут скачкообразно, мы не допускаем резкого повышения цен в наших ресторанах и постоянно проводим мониторинг реакции потребителей. Очевидно, что, если не поднимать цены в условиях сравнительно высокой инфляции в стране, затраты будут расти и рано или поздно мы выйдем за рамки рентабельности бизнеса.
– Вы упомянули, что в России инфляция в прошлом году составила 8,8%. А насколько подорожала продукция в ресторанах «Макдоналдс»?
– Наши цены выросли менее чем на 7%, то есть ниже уровня инфляции. Нам удается сдерживать их рост за счет управления издержками: это увеличение объемов, оптимизация логистики, локализация производства в России. Но при этом мы категорически не готовы идти на компромиссы по качеству и безопасности нашей продукции, даже если это позволит существенно снизить стоимость. Эта методика зарекомендовала себя очень хорошо. Мы начинали работать в России, когда страна переживала период гиперинфляции и приходилось постоянно держать руку на пульсе. Поэтому мы понимаем, насколько важно не предпринимать резких шагов в ценовой политике, могущих отпугнуть клиентов. Этой стратегии мы будем следовать и в текущем году и постараемся, чтобы показатели роста цен в наших ресторанах также оказались ниже темпов инфляции в стране.
– С какими сложностями вы столкнулись в прошлом году и в целом за период финансового кризиса?
– На нас кризис сказался в меньшей степени, нежели на всей индустрии в целом. Нам помогла выстроенная за годы система поставщиков. Если в самом начале работы в России, 20 лет назад, 80% сырья для нашей продукции поставлялось из-за рубежа, то теперь мы закупаем за границей лишь 20%, 80% обеспечивают российские поставщики. Это позволяет минимизировать влияние изменения курсов доллара и евро по отношению к рублю. Во-вторых, это продуманная стратегия развития и логистики. Дело в том, что мы не открываем рестораны далеко от центров поставок, так как увеличивается транспортная составляющая.
– Почему вы не можете локализовать в России 100% производства продукции для ресторанов?
– Учитывая, что за 20 лет работы в России мы локализовали производство 80% продукции внутри страны против 20%, как это было в 1990 году, это уже огромный скачок в развитии. Но мы продолжаем работать в этом направлении. Для примера: картошку и рыбу мы сейчас завозим из-за рубежа и куриную продукцию также закупаем у иностранных производителей. Но уже к концу текущего года я рассчитываю, что мы будем иметь российского поставщика куриного мяса.
– То есть картошка, которая вам нужна, в России не производится?
– Пока нет. Нам подходят только определенные сорта, для выращивания которых нужно создавать отдельные сельскохозяйственные предприятия. А если посмотреть на весь технологический процесс от заготовки семян до строительства перерабатывающих заводов, то на это потребуется очень много времени и весьма значительные инвестиции. Но я уверен, что мы найдем решение этого вопроса.
– Если с продуктами питания ситуация понятна, то почему тогда всю технику и материалы для внутренней и внешней отделки ресторанов вы также завозите из-за рубежа? В отличие от качественной сельскохозяйственной продукции, ту же мебель ведь у нас уже научились делать?
– Что касается технологического оборудования, то в России производителей, отвечающих нашим требованиям, на сегодняшний день нет. Инженерные системы, необходимые нам, также в РФ не производятся. Поэтому в ближайшее время я не вижу перспектив переориентации «Макдоналдса» на закупки техники внутри страны. Практически 100% высокотехнологичного оборудования, используемого нашими коллегами из сферы ресторанного бизнеса, также завозится из-за рубежа. Что касается мебели и интерьеров, задача локализации производства в РФ уже стоит на повестке дня.
– Как вы оцениваете роль менеджмента «Макдоналдса» в достижении успеха?
– Я напомню, что в 1990 году у нас в России работали более 60 иностранцев, передававших свой опыт вновь набранному персоналу. Сейчас у нас нет ни одного экспата, а многие сотрудники, которые в первом ресторане на Пушкинской площади 20 лет назад стояли у кассы, теперь входят в состав топ-менеджмента «Макдоналдса» в России. Теперь уже работники российского «Макдоналдса» помогают в становлении сетей ресторанов в странах Восточной Европы. Я уверен, что у «Макдоналдса» есть огромное преимущество перед другими представителями отрасли в России именно благодаря нашим кадрам. Это команда единомышленников и профессионалов. С такой командой можно решать любые задачи, стоящие перед компанией.
– Не боитесь ли вы конкуренции, ведь опыт «Макдоналдса» для многих российских компаний стал примером создания эффективного бизнеса в сфере быстрого питания?
– В России сама индустрия находится лишь на начальном этапе развития. Поэтому говорить о серьезной конкуренции пока не приходится. Есть огромный потенциал для развития рынка и предоставления на нем новых услуг.
– Есть ли у компании планы организовать систему доставки на дом продуктов «Макдоналдс»?
– Нет. Наша стратегия развития предусматривает открытие большего количества ресторанов, чтобы быть как можно ближе к потребителю.
– Не могли бы вы поделиться планами «Макдоналдс» в России на текущий год?
– Мы будем открывать новые рестораны и направлять значительные средства на модернизацию уже существующих. Мы будем расширять меню, предлагая больший выбор посетителям ресторанов «Макдоналдс». Мы изменим систему работы «МакАвто», что позволит значительно увеличить скорость обслуживания клиентов.
Максим Логвинов
Журнал "Компания"