По стопам инков
Европейский бум на боливийскую культуру киноа скоро может захватить Россию, в начале этого года товар появился в продаже практически во всех сетях супермаркетов и гипермаркетов страны. Пока что киноа тестируют столичные гурманы, люди, которые любят готовить и проявляют интерес к кухням разных народов мира. Однако, как отмечают эксперты, в России таких людей становится все больше.
"В 2010 году я продал около 400 кг киноа, то есть на 5% больше, чем годом ранее, для моего магазина это очень хороший показатель", - рассказывает владелец небольшого парижского био-маркета Les tetes vertes Франсуа Пенийо. По его словам киноа во Франции продается уже двадцать лет. Но в последнее время тенденция к здоровому образу жизни и питанию, сделало эту боливийскую культуру очень популярной. "Во Франции в 2010-м году потребление экопродукции увеличилось на 10%, в Париже открылось большое количество экомаркетов разных площадей, от 300 до 1000 кв. метров", - поясняет Франсуа Пенийо. В его супермаркете киноа представлена в разных вариантах – фасованная в небольших пакетиках и на развес, и разных видов - белая и красная, ее покупают очень хорошо.
На вид киноа похожа на крупу, но правильнее называть эту культуру фруктом, так как ученые относят киноа к псевдозерновым культурам. Плоды киноа бывают белыми, желтыми или красными. Произрастает эта культура в Боливии и Перу, киноа известна как одна из основных элементов рациона питания инков. "Мы никогда не болеем, потому что едим киноа, как завещали нам наши предки", - говорит Августина Флор, жительница Боливии, уже третье поколение семьи которой, выращивает киноа на холмах на юге страны, тем самым она только подтверждает то, о чем сейчас без конца твердят европейские диетологи. Культура киноа завоевывает рынки богатых стран, благодаря своим уникальным полезным свойствам (кислотам Омега 3, витаминам E и B2, …) и широкому применению продукта в кулинарии: используется в качестве гарнира к самым разным блюдам, из киноа готовят напитки, пекут хлеб и пироги. По мнению Франсуа Пенийо, очень важным свойством киноа является, то что культура не содержит глютен, растительный белок, которым обычно богаты злаки, и избыток которого нередко вызывает аллергию. "Французы едят много хлеба, поэтому аллергия на глютен во Франции распространенное явление. А киноа можно потреблять без опасения", - говорит он. Растущий спрос на киноа в европейских странах спровоцировал увеличение экспортной цены на этот продукт втрое начиная с 2007 года, в настоящее время цена на киноа в Боливии - $2900 за тонну. А внутри страны экспортера даже вспыхивают конфликты из-за земли, которую уже отнимают у пастбищ в целях выращивания все большего количества такой востребованной за рубежом культуры.
В России киноа – новый продукт, который только-только появился на полках супермаркетов Москвы, Петербурга и других крупных городов страны, расфасованный в небольшие 350 граммовые упаковки оригинального дизайна и маркированные "Ярмарка Платинум". Под этой маркой петрозаводской компании Торговый Дом "Ярмарка" помимо киноа, выпускается целая премиальная линейка круп, злаков и других культур, используемых в приготовлении блюд кухонь разных стран и регионов: булгур, кускус, полента. "Мы выпускаем продукцию этой линейки уже более двух лет, но процесс продвижения нового товара на рынок не простой, он требует времени. Все это время мы вели переговоры со всеми каналами сбыта, и вот в течение полугода мы уже имеем такую представленность в рознице, что при желании продукцию нашу можно купить не только в Питере и Москве, но и в регионах", - говорит коммерческий директор ТД "Ярмарка" Андрей Капустин. По словам Капустина его компания уже несколько лет взяла курс на производство и вывод на российский рынок инновационных продуктов, и находится в постоянном поиске новых идей для расширения своего ассортимента.
"По опыту развития торговли, оптового рынка, все, что популярно на Западе, в свое время приходит к нам. Через три - пять лет - в Москву, лет через десять - в регионы. Но у нас есть огромное желание, путем продвижения продукта, эти сроки сократить. В настоящее время наша линейка "Платинум" сама по себе интересна и дистрибуторам и рознице. Теперь главная задача продвинуть продукт в регионах, чтобы люди начали более активно его покупать" - говорит он. В настоящее время продукция линейки "Платинум" уже присутствует в таких сетях, как "Перекресток", "Ашан", Metro C&C, "Реал", гипермаркетах "Тандер". Ведутся переговоры с питерскими сетями "Лента" и "Окей".
Первый шаг к маркетинговому продвижению премиальной линейки "Платинум" - запуск вэб-сайта www.fasol.tv, на котором можно найти рецепты блюд из представленной коллекции экзотических культур, на сайте есть интернет-магазин, через который можно купить упаковки круп и киноа с доставкой на дом. Однако, Андрей Капустин называет сайт – слабым инструментом маркетинга и говорит о том, что это лишь первые шаги в продвижении нового продукта на рынок, в планах компании телереклама в Москве, Санкт-Петербурге и в ряде городов миллионников и большая активность в сети. "90% наших потребителей дружат с интернетом", - комментирует он.
Вообще, киноа и прочие заморские культуры представленные в линейке "Платинум" – продукт достаточно дорогой, особенно для нашей страны, где дорого платить за злаки и прочие полезные растительные культуры, как например, пшено или гречка не привыкли.
"Киноа нельзя производить в промышленных масштабах, эту культуру выращивают вручную, поэтому она дорогая", - говорит Франсуа Пенийо. Но цена на киноа в России на данный момент существенно выше даже европейского уровня. Так в парижском супермаркете Les tetes vertes килограмм киноа стоит €6,5. Тогда как в супермаркете "Перекресток" в Москве 350-граммовая упаковка крупы киноа или булгур продается по 130 рублей (то есть €9 за кг). "Продукт дорогой сам по себе. Киноа не растет у нас в Саратовской области. Его импортируют из Боливии и Перу, то есть в себестоимость входят транспортные расходы. Кроме этого киноа инновационный продукт для нашего рынка, и достаточно много денег идет на процесс доработки, дегустации, исследования, учтите также и расходы на присутствие в рознице... Рекламу мы в цену не закладывали, это наши собственные инвестиции, - объясняет Андрей Капустин. - Также важно отметить, что в России продукция линейки "Платинум" не потребляется массово, ни киноа, ни булгур, ни другие культуры не уходят большими объемами, так как наши гречка или пшено, так что высокая цена и позиционирование продукта в сегменте "премиум" вполне логичны. И конечно, мы хорошо понимаем, что у нас сейчас идут большие расходы на вхождение на рынок, и будет не так просто достичь такой емкости рынка, как вся страна".
В то же время отечественные ритейлеры уже отмечают рост спроса на экзотические культуры, крупы и смеси. "Спрос на экзотические крупы - булгур, киноа и смеси – растет, комментирует – пресс-секретарь сети супермаркетов "Азбука Вкуса" Игорь Ядрошников. - За последнее время рост продаж по данным группам возрос - в три раза. Мы считаем, что это не предел, продажи будут расти, так как эти крупы являются диетическими, полезными для здоровья". Новым продуктом уже заинтересовались и столичные рестораторы.
А вот конкуренты пока оценивают инициативу ТД "Ярмарка" в продвижении экзотических круп со скепсисом. "Несмотря на рост популярности в Европе к забытым видам крупы, киноа – малоизвестный продукт для российского рынка. С одной стороны, он может заинтересовать покупателей-новаторов своей новизной, но с другой, продвижение узконишевых продуктов предполагает немалые инвестиции в привлечение лидеров мнений, в медиа и прочее, а это очень дорогие мероприятия, - говорит руководитель направления рекламы и PR компании "Агро-Альянс" Ольга Хмыкина. - В настоящее время рекламная активность ТД "Ярмарка" ограничена собственным сайтом и размещением в одном кулинарном издании, и оценивается системой мониторинга в низко бюджетном сегменте. Поэтому, в связи с отсутствием культуры общественного питания из экзотических круп и низкой информационной поддержкой, на мой взгляд, бума киноа в России не предполагается. Однако это может работать на интересы компании. По крайней мере, рынок экзотической крупы останется не привлекательным для конкурентов".
Food Monitor